ТЫВА РЕСПУБЛИКАНЫҢ ЧАЗАА
ДОКТААЛ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2007 г. № 1024
г. Кызыл
О проекте республиканской целевой программе
«Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, туризма по Республике Тыва на 2008-2010 годы»
В целях обеспечения реализации государственной политики в области развития туризма и поддержки малого и среднего предпринимательства, создания благоприятных условий и развития инфраструктуры рыночных отношений, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект республиканской целевой программы «Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, туризма по Республике Тыва на 2008-2010 годы» (далее - Программа) и направить в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва.
2. Назначить официальным представителем Правительства Республики Тыва при рассмотрении Программы в Законодательной палате Великого Хурала Республики Тыва первого заместителя министра экономики Республики Тыва Артына А.К.
3. Министерству экономики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва при формировании проектов республиканского бюджета на 2008-2010 годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, и уточнять ежегодно объем выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей республиканского бюджета.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Управление комплексного социально-экономического развития Аппарата Правительства Республики Тыва.
Председатель
Правительства Республики Тыва Ш. Кара-оол
|
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ТУРИЗМА
ПО РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА НА 2008-2010 ГОДЫ»
Кызыл 2007
ПАСПОРТ
республиканской целевой программы
«Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, туризма по Республике Тыва на 2008-2010 гг.»
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа «Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, туризма по Республике Тыва на 2008-2010 годы» (далее – Программа)
| ||||
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ). Постановление Правительства Республики Тыва от 17.05.07г. № 614 «О мероприятиях по реализации Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год».
| ||||
Государственный заказчик Программы
|
Министерство экономики Республики Тыва
| ||||
Разработчик Программы |
Агентство по предпринимательству и туризму Республики Тыва | ||||
Исполнитель мероприятий Программы |
Агентство по предпринимательству и туризму Республики Тыва | ||||
Цель Программы |
- Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; - обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; - развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Республики Тыва; - оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) на рынок Республики Тыва и рынки субъектов Российской Федерации, рынки иностранных государств; - обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; - увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального внутреннего продукта; - увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в консолидированный бюджет Республики Тыва; - стимулирование процесса развития туризма, создание современной туристской инфраструктуры. | ||||
Задачи программы |
- Создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, туризма в республике; - оказание содействия по развитию целостной системы государственной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на всех уровнях; - использование и направление потенциала финансово-кредитных организаций на развитие малого и среднего бизнеса, внедрение прогрессивных кредитно-инвестиционных механизмов: всех видов лизинга, франчайзинга, развитие системы гарантийных и залоговых фондов, потребительских кооперативов; - государственная поддержка по реализации инновационных бизнес - проектов субъектов малого и среднего предпринимательства по приоритетным направлениям; - оказание содействия органам местного самоуправления по разработке программ развития бизнеса и туризма в муниципальных образованиях; - преодоление административных барьеров в развитии малого и среднего бизнеса; - создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма; -стимулирование развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого и среднего предпринимательства в этой области. | ||||
Сроки реализации Программы
|
2008-2010 годы
| ||||
Основные направления Программы |
- совершенствование нормативно-правовой базы малого и среднего предпринимательства, научно-методическое обеспечение, финансово-инвестиционная и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; - информационная поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса; - обучение и переподготовка кадров малого и среднего предпринимательства; - формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение административных барьеров.
| ||||
Основные исполнители Программы |
Агентство по предпринимательству и туризму Республики Тыва; Государственное учреждение «Центр развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва»; Органы местного самоуправления; Муниципальные фонды по поддержке предпринимательства; Субъекты малого и среднего предпринимательства.
| ||||
Объемы и источники финансирования Программы на 2008-2010 годы |
Объемы финансирования мероприятий программы уточняются при формировании республиканского бюджета на соответствующий год.
| ||||
|
(тыс. руб.) | ||||
|
Итого |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Всего финансовых средств, в том числе: |
3044783 |
953067 |
1021031 |
1070685 | |
Средства республиканского бюджета, выделяемые на возвратной и платной основе Центру развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва, в том числе: - субсидирование процентных ставок за кредит, получаемый субъектами малого и среднего предпринимательства в кредитных организациях (4/5 ставки рефинансирования Центробанка) - оказание государственной поддержки на конкурсной, возвратной основе субъектам малого и среднего предпринимательства
|
115268
44468
70 800 |
35 597
11 797
23 800 |
38443
14843
23 600 |
41228
17 828
23 400 | |
|
Возвратные средства Центра развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва
|
63 500 |
11 000 |
26 250 |
26 250 |
|
Средства программы из республиканского бюджета
|
7 015 |
2070 |
2238 |
2707 |
|
Средства органов местного самоуправления (по согласованию и ежегодному уточнению)
|
12 900 |
3 900 |
4 000 |
5 000 |
|
Финансово-кредитные ресурсы банков
|
2846100 |
900500 |
950100 |
995500 |
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые конечные результаты по реализации Программы |
- обеспечение ежегодного прироста объема отгруженных товаров малого и среднего предпринимательства на 15-20 процентов; - увеличение числа населения занятого в малом и среднем предпринимательстве от 26,1 до 30,0 тыс. чел.; - увеличение числа занятых в малом и среднем предпринимательстве, по отношению к общему числу занятых в экономике Республики Тыва, до 30 %; - увеличение числа малых предприятий до 900 единиц (с ежегодным ростом в среднем на 50 единиц); - увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих инновационные проекты; - укрепление и дальнейшее развитие рыночных отношений в отрасли, повышения уровня конкуренции между хозяйствующими субъектами; - стимулирование развития туристской индустрии в Тыве, - образование новых рабочих мест в сфере туризма и сопряженных отраслях. - | ||||
Контроль за исполнением мероприятий Программы
|
Министерство экономики Республики Тыва |
1. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
Республиканская целевая программа «Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, туризма по Республике Тыва на 2008-2010 гг.» разработана в соответствии государственной политикой в области малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва, которая осуществляется в соответствии с Концепцией государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Настоящая программа направлена на создание правовой, организационной и экономической среды для формирования инфраструктуры малого и среднего бизнеса, современной туристской индустрии в Республике Тыва.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Республиканская целевая программа «Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, туризма по Республике Тыва на 2008 – 2010 гг.», как инструмент государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства объединяет в себе положительные результаты реализации предыдущих программ, изучения опыта других регионов Российской Федерации. Основные направления Программы на 2008–2010 гг. разрабатывались с учетом изменившихся правовых и экономических условий, в которых осуществляется деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, а также нового уровня требований к инфраструктурному обеспечению поддержки.
Основной целью республиканской целевой программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, туризма на 2008-2010 годы является - обеспечение устойчивого развития предпринимательства и туризма, в первую очередь в производственной сфере, как основной части структуры экономики республики. Привлечение инвестиций, увеличение налоговых поступлений, формирование действенной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в республике.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
создание благоприятных условий для развития инфраструктуры рыночных отношений в республике;
оказание содействия по созданию целостной системы государственной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на всех уровнях;
оптимизация административного регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
совершенствование налогового регулирования, оптимизация финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства;
использование потенциала финансово-кредитных организаций на развитие малого и среднего бизнеса, внедрение прогрессивных, кредитно-инвестиционных механизмов: всех видов лизинга, франчайзинга, развитие системы гарантийных и залоговых фондов, потребительских кооперативов;
государственная поддержка по реализации инновационных бизнес-проектов субъектов малого и среднего предпринимательства по приоритетным направлениям;
оказание содействия органам местного самоуправления по разработке муниципальных программ развития предпринимательства и туризма;
развитие социального партнерства в сфере взаимоотношений малого и среднего предпринимательства и исполнительных органов государственной власти;
обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному заказу Республики Тыва;
совершенствование информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства.
- создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;
- стимулирование развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого и среднего предпринимательства в этой области.
3. Итоги реализации республиканской целевой программы
«Государственная поддержка развития малого предпринимательства
в Республике Тыва на 2005-2007 гг.»
Развитие малого предпринимательства не только позитивно воздействует на занятость и деловую активность населения, удовлетворение спроса населения на повседневные товары и услуги, но и способствует увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Понимание значимости малого бизнеса для экономики подкреплено мерами государственной поддержки, регулирующими развитие предпринимательской активности по приоритетным направлениям.
На основании Закона Республики Тыва «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Тыва», в целях обеспечения реализации государственной политики в области развития и поддержки малого предпринимательства, повышения эффективности использования средств, направляемых на эти цели, постановлением Законодательной Палаты Великого Хурала Республики Тыва от 21 апреля 2005 г. № 1290 ЗП-1 утверждена республиканская целевая программа «Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Республике Тыва на 2005-2007 годы».
В целях совершенствования нормативных -правовых актов Республики Тыва по вопросам малого предпринимательства были приняты постановления Правительства Республики Тыва:
· от 14 июля 2005 года № 841 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсов на получение льготных целевых заимствований из Фонда поддержки малого предпринимательства»;
· от 14 июля 2005 года № 842 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсов на получение государственной поддержки из Фонда поддержки малого предпринимательства Республики Тыва путем применения механизма финансовой аренды »;
· от 10 августа 2006 года № 979 «О взаимодействии органов государственной власти Республики Тыва с предпринимательскими структурами Республики Тыва»;
· от 24 ноября 2006 года № 1351 «О создании бизнес-инкубаторов в Республике Тыва».
Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 11 января 2007 года № 9, 2007 год объявлен «Годом малого предпринимательства» в Республике Тыва.
В рамках реализации программных мероприятий организована работа консультационной помощи субъектам малого предпринимательства через Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Тыва, где проводятся консалтинговые услуги для субъектов малого предпринимательства в области гражданского, хозяйственного, трудового законодательства и правил регистрации субъектов малого бизнеса. В целях оказания консалтинговых услуг и консультационной поддержки предпринимателей сельской местности ежегодно практикуется проведение выездных семинаров по кожуунам республики. Правовая поддержка обеспечивается программной системой «Гарант», приобретены программные продукты «Бизнес-планирование», «Все для инвестиций», которые используются для экспертизы бизнес-планов предпринимателей.
В средствах массовой информации обнародуются материалы о деятельности и достижениях малых предприятий и предпринимателей. В целях формирования положительного имиджа малого предпринимательства ежегодно проводятся конкурсы «Предпринимательство» среди субъектов малого предпринимательства по номинациям: «Лучшее малое производственное предприятие», «Лучшее малое предприятие в сфере услуг», «Лучший менеджер», «Успешный старт».
В целях изучения опыта по развитию малого бизнеса в сопредельных регионах делегация Республики Тыва приняла участие в работе десятой Всероссийской конференции по хлебопечению «Праздник хлеба-2006» (г.Москва, 2006г.); в Межрегиональной специализированной выставке-ярмарке (г. Томск, 2006 г.); в выставке-ярмарке в местечке Боршоо (Монголия, 2006 г.); в Всемирном форуме по хлебопечению (г. Москва, 2007 г.).
В результате финансирования на конкурсной основе бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства в приоритетных отраслях достигнуты определенные результаты в расширении и открытии новых производств. В 2006 году профинансировано 32 бизнес-проекта на общую сумму 8 468 тыс. рублей через Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Тыва, что позволило расширить производство и внедрить новые производства и услуги в кожуунах республики, открыто 20 малых предприятий, создано 171 рабочих места.
В 2006 году в малом бизнесе было занято 26,1 тыс. человек (с учетом лиц, ведущих фермерское хозяйство), или 25,1 процента от общего количества занятых в экономике республики.
По состоянию на 1 января 2007 г. в республике функционируют 621 малых предприятий со среднесписочной численностью 4,1 тыс. человек, 256 крестьянских (фермерских) хозяйств со среднесписочной численностью 1,5 тыс. человек и 7013 предпринимателей без образования юридического лица, использующих труд наемных работников в количестве 14,2 тыс. человек.
Размер официально начисленной среднемесячной заработной платы на предприятиях малого бизнеса за 2006 год составил 3224 рубля, против 2469 рубля в 2005 году.
В 2006 году производством промышленной продукции и предоставлением услуг промышленного характера было занято 285 предприятий и производств, из них 218 относится к категории крупных и средних. В сфере малого предпринимательства работают 67 малых предприятий и около 200 индивидуальных предпринимателей.
За 2006 год добыча полезных ископаемых и отгрузка продукции обрабатывающих производств субъектов малого предпринимательства составила 685,0 млн. рублей, что выше уровня 2005 года в фактических ценах на 31,2 процента, и составляет 23,3 процента от общего объема произведенных товаров и услуг по республике.
Рынок розничной торговли республики представлен 4971 субъектами торговли, в том числе: 130 малых предприятий, 4690 предпринимателей без образования юридического лица, что составляет 97,0 % от общего количества субъектов занятых в сфере торговли.
Оборот субъектов малого предпринимательства в общем объеме розничной торговли республики постоянно растает. В 2004 году их доля в объеме оборота розничной торговли составляла 82,2 процента, в 2005 году 88,9 процента, то в 2006 году уже 90,3 процента.
За счет республиканской целевой программы «Государственная поддержка малого предпринимательства на 2005-2007 годы» создано 218 рабочих мест.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
В Программе сформулирован комплекс логически связанных основных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства, посредством которых предполагается достигнуть желаемый результат.
Несмотря на то, что потенциал развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва можно оценить как положительный, в развитии малого и среднего бизнеса существует достаточное количество проблем.
В течение 2004 – 2006 гг. в Республике Тыва проведен ряд опросов предпринимателей с целью выявления проблем развития малого бизнеса.
Проблема доступа предпринимателей к финансовым ресурсам была выделена на первое место по значимости, выделена высокая стоимость кредитных ресурсов и невозможность предоставления залога в требуемом объеме, особенно для осуществления капиталоемких инвестиционных проектов.
Среди причин, по которым не состоялось получение кредита, чаще всего называют высокие процентные ставки (47,4%), невозможность предоставить залог в требуемых банком объемах (27,2%). Далее следуют невозможность предоставить требуемые банком финансовые документы и слишком короткие сроки кредитования – порядка 18%.
Участники опросов весьма четко выделяют общие проблемы, характеризующие существующие в настоящий момент условия деятельности малых предприятий в Республике Тыва. Несовершенство законодательной базы, налоговый прессинг, трудности, связанные с получением банковских кредитов, высокая конкурентоспособность, нехватка квалифицированного персонала, проблемы, связанные с недостатком информации приводят к тому, что привлекательность сохраняют только виды деятельности с быстрым оборотом капитала.
Из проведенного опроса вытекает следующие факты, сдерживающие развитие малого предпринимательства в Республике Тыва:
- недостаточное обеспечение профессиональными кадрами, низкий уровень образования предпринимателей и руководителей малых предприятий в области экономики, менеджмента и маркетинга;
- недостаток оборотных средств;
- недоступность банковских кредитов для субъектов малого предпринимательства;
- отсутствие залогового обеспечения для получения кредита у заемщиков;
- административные барьеры при оформлении и регистрации бизнеса, получении заключений органов государственного надзора и контроля;
- сложность оформления земельных и имущественных отношений.
В необходимости поддержки малого предпринимательства можно выделить следующие аспекты:
Экономический аспект – сегодня в структуре экономики мы наблюдаем, увеличение доли малых предприятий. Малые предприятия, характеризующиеся более низкой потребностью в стартовом капитале, высокой степенью ликвидности, способностью к быстрой переориентации своей деятельности в условиях глобальной дифференциации рынков легче идут на коммерческий риск. Узкая специализация, характерная для большинства малых предприятий, позволяет им достичь достаточно высокой производительности и качества даже в условиях мелкосерийного и единичного производства.
Социальный аспект - предпринимательство решает важнейшую социально-экономическую задачу – вовлечение населения в социальную и экономическую активность, что приводит к снижению социальной и политической напряженности.
Политический аспект - в субъектно-объектных отношениях «власть – бизнес – общество» субъекты малого и среднего предпринимательства имеют значительный удельный вес, формируя не только экономическую, но политическую среду.
Слой мелких и средних собственников проявляет наибольшую активность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных собственников для владельцев малых предприятий их собственность, зачастую, является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
Необходимость поддержки малого и среднего предпринимательства связана с необходимостью компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого и среднего предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями. Развитие малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, имея значительный потенциал, может происходить лишь при условии получения целенаправленного содействия и координации со стороны государственных структур.
Сложность решения государственной задачи поддержки и развития малого и среднего предпринимательства не позволяет ориентироваться только на использование внутренних резервов малого и среднего бизнеса, и ее реализация возможна только при использовании программно-целевых инструментов государственной поддержки. Программно – целевой метод позволяет осуществлять координацию усилий всех субъектов, действующих в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, и позволяет контролировать ход реализации поставленных задач.
Развитие малого и среднего предпринимательства – это вложение в будущее благополучие Республики Тыва.
5. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации Программы - 2008 – 2010 годы.
В 2008-2010 годах усилия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва должны быть направлены на количественный рост субъектов малого и среднего предпринимательства, особенно в кожуунах республики, а также предполагается реализация мероприятий, направленных на формирование нормативно-правовой базы по развитию туризма и поддержке малого и среднего предпринимательства, стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях экономики.
6. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Настоящей Программой намечена реализация следующих конкретных комплексных мероприятий (прилагается), играющих важную роль на данном этапе развития малого и среднего предпринимательства.
В ходе реализации программы проекты и мероприятия должны пройти экологическую экспертизу в Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Тыва.
1. Нормативно-правовая и информационно-методическая поддержка предпринимательской деятельности и развития туризма.
Данный раздел содержит перечень мероприятий по совершенствованию нормативной, правовой и информационной базы, обеспечивающей развитие деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, туризма. Объем финансирования предполагается в сумме 3955 тыс. рублей из республиканского бюджета.
2. Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
На современном этапе развития экономики в Российской Федерации выставочно-ярмарочная деятельность (далее – выставочная деятельность) превратилась в заметный сегмент рынка услуг. Это важный инструмент макроэкономической, инвестиционной политики, обеспечивающий мобильность рынка, создающий необходимое информационное поле, формирующий значительные финансовые потоки, а также приносящий дополнительный доход в бюджеты всех уровней.
Республика Тыва, в силу своего приграничного положения с Монголией и Китаем, имеет большие перспективы развития выставочной деятельности.
За последние пять лет в Республике Тыва заложены основы проведения выставок, ярмарок. За этот период проведено свыше 60 выставочно-ярмарочных мероприятий различного масштаба.
Ежегодно проводится выставки-ярмарки «Тыва-Экспо» (с 2004 года) с участием представителей Монголии, а также предприятий из городов Сибирского Федерального округа, благодаря которым выставка-ярмарка «Тыва-Экспо» приобретает статус выставки межрегиональных достижений производственного потенциала. Многие представители производственной и торговой сферы республики принимают участие в межрегиональных и международных выставочных мероприятиях, включая Всероссийскую выставку «Регионы России», бизнес-форумы, проводимые в гг. Красноярск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Москва, а также в зарубежных выставочных мероприятиях – г. Урумчи КНР, Убсу-Нурский, Ховдинский аймаки Монголии.
В ходе таких мероприятий заключаются соглашения о сотрудничестве, о поставке товаров и услуг непосредственно производителем, в результате увеличивается количество предприятий товаропроизводителей, способных выпускать продукцию высокого качества и представлять на широкий потребительский рынок и получать признание потребителей.
Выставочная деятельность является мощным комплексным средством продвижения продукции и услуг, производимых и создаваемых в республике предприятиями и организациями, а также эффективным инструментом стимулирования инвестиционных и инновационных проектов. Но на сегодняшний день эта деятельность развита слабо, отсутствует постоянно действующий выставочно-ярмарочный комплекс, что сдерживает развитие выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Тыва. Из-за отсутствия специально оборудованного выставочно-ярмарочного комплекса приходится арендовать помещения и дополнительно находить оборудование, что приводит к большим затратам и неудобствам в проведении выставочных мероприятий.
Предметом выставочно-ярмарочной деятельности являются научно-технические и торгово-промышленные выставки. Основными задачами организации и осуществления выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Тыва являются:
- оказание помощи производителям товаров и услуг в продвижении отечественных разработок, технологий, «ноу-хау», товаров и услуг на внутренний и внешний рынки;
- создание условий для осуществления внутренних и международных деловых контактов, партнерства и сотрудничества с целью привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, организации совместного производства, или совместного осуществления проектов, насыщения национального рынка товарами для населения и сырьем для промышленности, а также обмена передовым опытом.
- увеличение товарооборота с ежегодным ростом на 6,2 %.
Выставки являются связывающим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению инвестиций для реализации инвестиционных проектов.
Объем финансирования мероприятий по данному разделу составит 1 915 тыс.рублей.
3. Финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях.
Данный раздел направлен на расширение возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства к доступу материальным и финансовым ресурсам.
Недостаток финансовых средств у предприятия является одной из основных проблем развития малого и среднего бизнеса. Более 65% как начинающих, так и действующих предпринимателей отмечают затрудненный доступ к финансовым ресурсам.
В Республике Тыва система финансово-кредитного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства развита недостаточно. Несмотря на наличие декларируемых программ кредитования малого и среднего бизнеса, в настоящее время банки неохотно кредитуют малые предприятия, особенно предприятия, действующие в производственной и инновационных сферах. Причинами этого являются высокие риски кредитования производственного бизнеса, отсутствие программ долгосрочного кредитования, несовершенство системы обеспечения кредита. Малым предприятиям для получения кредита в банке требуется положительная кредитная история, ликвидный залог, значительно превышающий сумму кредита, стаж деятельности.
В настоящее время слабо развит инновационный подход в сфере малого и среднего бизнеса, недостаточно внедряются новые технологии в производстве, оказании платных услуг населению. Поэтому в рамках реализации данной Программы планируется расширение Портфеля инновационных проектов Республики Тыва в области малого и среднего бизнеса.
Для совершенствования механизма кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства намечено развить альтернативные виды финансовой поддержки предпринимательства (лизинговые кредиты, программа микрофинансирования, потребительские кооперативы граждан, льготное кредитование, субсидирование части затрат по уплате процентных ставок за кредит получаемыми субъектами малого и среднего предпринимательства в кредитных учреждениях).
В целях развития предпринимательства и создания предпосылок для перехода на более высокий уровень развития малого бизнеса и туризма, необходимо создание альтернативных финансовых схем и новых форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса, внедрение современных финансовых механизмов и технологий.
Структурные изменения в предпринимательской среде возможны за счет государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах.
Перспективными направлениями развития малого и среднего бизнеса в республике являются развитие производственных малых предприятий, в том числе по выпуску продукции сельского хозяйства, деревообрабатывающей и пищевой промышленности.
На выполнение мероприятий по данному разделу предполагается направить 3037 768 тыс. рублей, из них из республиканского бюджета – 115 268 тыс.рублей.
4. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Поддержка малого и среднего предпринимательства связана, с одной стороны, с необходимостью компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого и среднего предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями, с другой стороны, оказание лицам, начинающих свое дело.
Учитывая специфику развития малого и среднего предпринимательства, особенно на территориях с низким уровнем его развития, наличие эффективной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства становится сегодня ключевым фактором успешного развития малого и среднего бизнеса в регионе. Именно через инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, через активное взаимодействие всех ее элементов, должна осуществляться обратная связь между бизнесом и властью. Наличие такой обратной связи позволяет повышать эффективность государственного регулирования малого и среднего предпринимательства, реально ориентировать малый и средний бизнес на участие в приоритетных для Республики Тыва направлениях социально-экономического развития.
Крупный бизнес не нуждается в такой поддержке. Крупные предприятия создают собственную инфраструктуру - учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, собственную материальную базу. Малые предприятия так действовать не могут. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, чтобы быть конкурентоспособным, руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, заказать маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сбытовой сети.
Для того чтобы добиться количественного и качественного роста предпринимательского сектора экономики в регионе, необходимо построение эффективной системы поддержки малого и среднего предпринимательства с особым акцентом на создание институтов содействия молодым фирмам и начинающим предпринимателям.
На сегодняшний день в Республике Тыва завершается строительство офисного бизнес-инкубатора в г.Кызыле, следующая задача – это создание бизнес-инкубаторов в муниципальных образованиях республики.
На выполнение мероприятий по данному разделу предполагается направить 45 тыс. рублей.
5. Кадровое и научно-методическое обеспечение малого и среднего предпринимательства.
Мероприятия по вопросам кадрового обеспечения направлены на повышение квалификации руководителей и работников туристических фирм, малых и средних предприятий и предпринимателей, путем проведения обучающих семинаров и краткосрочных курсов на базе учебных заведений республики и регионов Сибирского федерального округа.
На выполнение мероприятий по данному разделу предполагается направить 1100 тыс. рублей.
7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансирование мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства, туризма в Республике Тыва предполагается за счет средств республиканского бюджета в общей сумме - 122 283 тыс. рублей, в том числе в 2008 году- 37 667 тыс.рублей, в 2009 году- 40 681 тыс. рублей, в 2010 году- 43 935 тыс. рублей.
Средства Программы из республиканского бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, туризма предусматривается 122 283 тыс.рублей, в том числе в 2008 году – 37 667 тыс.рублей, в 2009 году- 40 681 тыс. рублей, в 2010 году- 43 935 тыс. рублей.
Средства республиканского бюджета, выделяемые Центру развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва предусматривается 115 268 тыс.рублей, в том числе в 2008 году – 35 597 тыс.рублей, в 2009 году- 38 443 тыс. рублей, в 2010 году- 41 228 тыс.рублей.
Средства местных бюджетов Республики Тыва, направляемые на финансирование развития малого и среднего предпринимательства, туризма используются в рамках кожуунных и городских программ развития малого и среднего предпринимательства, туризма.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий 2008-2010 годы, будут ежегодно уточняться на следующий финансовый год, исходя из возможностей республиканского и муниципальных бюджетов.
Кроме того, финансово- кредитная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляться за счет кредитов банков.
8. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ,
КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Ответственным исполнителем Программы является Агентство по предпринимательству и туризму Республики Тыва:
отвечает за реализацию Программы в целом;
обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств республиканского бюджета;
готовит доклады о ходе реализации Программы за отчетный год на заседание Правительства Республики Тыва.
К выполнению мероприятий Программы привлекаются на конкурсной основе хозяйствующие субъекты в установленном законодательством порядке. Ход выполнения Программы рассматривается на заседаниях Правительства Республики Тыва. Контроль за выполнением мероприятий Программы и целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с законодательством.
В случае нецелевого, неэффективного использования средств, хозяйствующий субъект лишается права на дальнейшее финансирование своей деятельности из средств, направленных на реализацию настоящей Программы, и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Сумма средств, выделяемых из республиканского бюджета на реализацию определенных в качестве приоритетных мероприятий Программы, корректируется и утверждается Сметой расходов на реализацию Программы в объемах, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Будут активно привлекаться кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации мероприятий и проектов Программы, а также другие внебюджетные средства.
Государственным заказчиком Программы является Министерство экономики Республики Тыва. Средства, выделяемые на реализацию Программы из республиканского бюджета, распределяются государственным заказчиком.
Государственный заказчик Программы при необходимости может обращаться в местные органы исполнительной власти и самоуправления, а также муниципальным фондам поддержки предпринимательства по вопросам совместного финансирования приоритетных бизнес-проектов субъектов малого и среднего предпринимательства.
9. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программных мероприятий позволит решить экономические и социальные проблемы.
· в 2008 году отгрузка товаров собственного производства, выполнено работ собственными силами малых предприятий должен достигнуть 1250 млн.рублей (ИФО – 113,6 процента).
· в 2009 году отгрузка товаров собственного производства, выполнено работ собственными силами малых предприятий должен достигнуть 1400 млн.рублей (ИФО – 112,0 процента).
· в 2010 году отгрузка товаров собственного производства, выполнено работ собственными силами малых предприятий должен достигнуть 1600 млн.рублей (ИФО – 114,3 процента).
К концу 2010 года удельный вес малого и среднего предпринимательства в производстве пищевой промышленности должен составить не менее 90 процентов и по прогнозу ежегодный темп прироста ожидается на 7-10 процентов в сопоставимых ценах.
Общее количество туристов в 2008-2010 годах может возрастать на 20-25 процентов ежегодно.
В малом и среднем бизнесе должно быть занято не менее 30 тысяч человек, и в основном увеличение ожидается в следующих отраслях:
- в сфере торговли на 30%
- в сфере общественного питания на 20%
- в сфере бытового обслуживания на 60%
- в сфере промышленности на 40%
- в сфере туризма на 30%
- в сфере сельского хозяйства на 30%
- в сфере услуг на 55%.
10. ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Неотъемлемой частью развития любой системы являются инновационные решения, в данной Программе внедрение механизмов:
- субсидирования части затрат по уплате процентных ставок за кредиты получаемыми субъектами малого и среднего предпринимательства;
- программы микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создания потребительских кооперативов граждан;
- создание общественных объединений предпринимателей;
- создание новых туристических фирм.
|
Определены приоритетные направления развития туризма, малого и среднего бизнеса в Республике Тыва:
- развитие производственной сферы малого и среднего бизнеса, особенно внедряющих инновационные технологии; |
- расширение платных услуг населению субъектами малого и среднего предпринимательства; развитие и внедрение новых методов и форм обслуживания населения по предоставлению услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания; |
- поддержка внешнеэкономической деятельности с целью развития экспортно- ориентированного бизнеса; - поддержка строительной индустрии в республике, лесной, деревообрабатывающей и легкой промышленности; |
- развитие и поддержка ремесленной деятельности, народно-художественных промыслов; - создание информационно-коммуникационной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства при офисном бизнес-инкубаторе Республики Тыва. _________________________________ |
Приложение 1
к республиканской целевой
программе «Государственная
поддержка и развитие малого
предпринимательства, туризма по
Республике Тыва на 2008-2010 годы»
Сводные финансовые затраты
( тыс. руб)
|
Всего |
2008 г. |
2009 г.
|
2010 г. |
Всего по разделам, |
3 044 783 |
953 067 |
1 021 031 |
1 070 685 |
в том числе |
|
|
|
|
Средства республиканского бюджета: всего |
122 283 |
37 667 |
40 681 |
43 935 |
Средства программы (см. в Приложении 2 разделы 1,2,4,5) Средства Центра развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва, в том числе: -субсидирование процентных ставок за кредит, получаемый СМП в кредитных учреждениях; - оказание государственной поддержки на конкурсной, возвратной основе субъектам малого и среднего предпринимательства. |
7 015
115268
44 468
70800
|
2 070
35 597
11 797
23 800
|
2 238
38 443
14 843
23 600
|
2 707
41 228
17 828
23 400
|
Возвратные средства Центра развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва |
63 500 |
11 000 |
26 250 |
26 250 |
Средства органов местного самоуправления |
12 900 |
3 900 |
4 000 |
5 000 |
Средства банковских учреждений республики |
2 846 100 |
900 500 |
950 100 |
995 500 |
Приложение 2
к республиканской целевой
программе «Государственная
поддержка и развитие малого и среднего
предпринимательства, туризма по
Республике Тыва на 2008-2010 годы»
Перечень программных мероприятий
республиканской целевой программы «Государственная поддержка и развитие
малого и среднего предпринимательства, туризма по Республике Тыва на 2008-2010 гг.»
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки реализации |
Всего (т. руб)
|
Сумма затрат (тыс.рублей) |
Источник финансирования |
Исполнитель | ||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Нормативно-правовая и информационно-методическая поддержка предпринимательской деятельности и развития туризма | ||||||||
1.1 |
Разработка проекта постановления Правительства Республики Тыва «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва» в соответствии с требованиями Федерального закона. |
III квартал 2007 г. |
|
- |
- |
- |
|
Агентство по предпринимательству и туризму РТ
|
1.2 |
Организация предпроектного консультирования начинающих предпринимателей. |
2008-2010 гг. |
|
- |
- |
- |
|
Агентство по предпринимательству и туризму Республики Тыва |
1.3 |
Подготовка проектов нормативных актов по вопросам развития основных направлений в туризме |
2008 г. |
|
- |
- |
- |
|
Агентство по предпринимательству и туризму Республики Тыва |
1.4 |
Организация проведения тематических семинаров, конференций для субъектов малого и среднего предпринимательства, организация «круглого стола» по направлениям бизнеса. |
2008-2010 гг. |
270 |
80 |
90 |
100 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ |
1.5 |
Подготовка проектов межправительственных и межведомственных соглашений с зарубежными странами и субъектами Российской Федерации о сотрудничестве в области туризма |
2008-2010 гг. |
|
- |
- |
- |
|
Агентство по предпринимательству и туризму РТ, Агентство по внешнеэкономическим связям РТ |
1.6 |
Содействие в разработке кожууннных программ развития туризма, подготовке соответствующих методических указаний и научно – проектной основы разработки программы развития туризма |
2008 г. |
120 |
40 |
40 |
40 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ |
1.7 |
Членство и участие в работе российских и региональных туристических ассоциаций |
2008-2010 гг. |
300 |
100 |
100 |
100 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ |
1.8 |
Поддержка туристического веб-сайта республики |
2008-2010 гг. |
180 |
60 |
60 |
60 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ |
1.9 |
Организация публикаций в российских и зарубежных средствах массовой информации серии статей о возможностях туристской отрасли в республике |
2008-2010 гг. |
600 |
100 |
200 |
300 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ |
1.10 |
Издание каталогов туристских фирм, маршрутов, объектов гостиничного хозяйства, туристской карты Тывы, буклетов на русском и английском языках |
2008-2010 гг. |
900 |
250 |
300 |
350 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ |
1.11 |
Обеспечение участия в создании единого национального стенда при организации и проведении - международных туристических выставок на территории России |
2008-2010 гг. |
1500 |
450 |
500 |
550 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ |
1.12 |
Разработка, изготовление, издание информационно-рекламных материалов по актуальным вопросам развития малого и среднего предпринимательства. |
2008-2010 гг. |
45 |
10 |
15 |
20 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ |
1.13 |
Освещение тематики развития малого и среднего предпринимательства в средствах массовой информации. |
2008-2010 гг. |
25 |
7 |
8 |
10 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ, Министерство экономики РТ. |
1.14. |
Организация проведения социальных опросов субъектов малого и среднего предпринимательства по проблемным вопросам развития предпринимательства, туризма |
2008-2010 гг. |
15 |
3 |
5 |
7 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ, Государственное учреждение «Центр развития малого и среднего предпринимательства в РТ». |
|
Итого по разделу 1 |
|
3955 |
1100 |
1318 |
1537 |
|
|
2. Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||||||
2.1 |
Участие субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Тыва в межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях |
2008-2010 гг. |
145 |
30 |
55 |
60 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ
|
2.2 |
Участие в выставке-ярмарке «Северная Цивилизация, Регион Экспо-2008» представителей коренных малочисленных народов РФ в г. Москве |
с 15-19 апреля 2008 г. |
40 |
40 |
- |
- |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ
|
2.3 |
Приобретение торгового оборудования для проведения выставочно-ярмарочных мероприятий. |
2008-2009 гг. |
650 |
350 |
300 |
- |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ
|
2.4 |
Организация тематических выставок-ярмарок на территории Республики Тыва с участием представителей из Монголии, а также предприятий из городов Сибирского Федерального округа |
2008-2010 гг. |
530 |
150 |
180 |
200 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ, Министерство экономики РТ.
|
2.5 |
Проведение республиканского конкурса «Семейный бизнес» посвященного Году семьи в Российской Федерации |
2008 г. |
50 |
50 |
- |
- |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ |
2.6. |
Проведение республиканского конкурса «Предпринимательство 2008- 2010» среди субъектов малого и среднего предпринимательства |
Декабрь 2010 г. |
500 |
- |
- |
500 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ, Государственное учреждение «Центр развития малого и среднего предпринимательства в РТ». |
|
Итого по разделу 2 |
|
1915 |
620 |
535 |
760 |
|
|
3. Финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях. | ||||||||
3.1 |
Оказание государственной поддержки на конкурсной основе в виде льготного кредитования, в том числе: -субсидирование процентных ставок за кредит, получаемый субъектами малого и среднего предпри-нимательства в кредитных организациях; -оказание государ-ственной поддержки на конкурсной, возвратной основе субъектам малого и среднего предпри-нимательства |
2008-2010 гг. |
115 268
44 468
70 800 |
35 597
11 797
23 800 |
38 443
14 843
23 600 |
41 228
17 828
23 400 |
Ресбюджет ( в пределах средств, предусмотренных республиканской адресной инвестиционной программой) |
Государственное учреждение «Центр развития малого и среднего предпринимательства в РТ». |
3.2 |
Возвратные средства Центра развития малого и среднего предпринимательства в РТ |
|
63 500 |
11 000 |
26 250 |
26 250 |
|
Государственное учреждение «Центр развития малого и среднего предпринимательства в РТ». |
3.3 |
Органами местного самоуправления |
2008-2010 гг. |
12900 |
3900 |
4000 |
5000 |
муниципальный бюджет |
Органы местного самоуправления |
3.4 |
Банковскими учреждениями |
2008-2010 гг. |
2846100 |
900500 |
950100 |
995 500 |
средства банков |
Банковские учреждения |
|
Итого по разделу 3 |
|
3037768 |
950997 |
1018793 |
1067978 |
|
|
4. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||||||
4.1 |
Создание бизнес-инкубаторов в следующих муниципальных образованиях: Барун-Хемчикском, Дзун-Хемчикском, Сут-Хольском, Овюрском, Улуг-Хемском, Эрзинском кожуунах и в г.Кызыле |
2008-2010 гг. |
|
|
|
|
муниципальный бюджет |
Администрации муниципальных образований РТ (по согласованию), Агентство по предпринимательству и туризму РТ |
4.2 |
Содействие созданию и развитию общественных объединений и ассоциаций предпринимателей |
2008-2010 гг. |
- |
- |
- |
- |
- |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ, Государственное учреждение «Центр развития малого и среднего предпринимательства в РТ», Администрации муниципальных образований РТ (по согласованию) |
4.3 |
Награждение лучших общественных объединений предпринимателей |
2008-2010 гг. |
45 |
10 |
15 |
20 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ, Государственное учреждение «Центр развития малого и среднего предпринимательства в РТ», Администрации муниципальных образований РТ (по согласованию) |
|
Итого по разделу 4 |
|
45 |
10 |
15 |
20 |
|
|
5. Кадровое и научно-методическое обеспечение малого и среднего предпринимательства | ||||||||
5.1 |
Организация и проведение обучающих профессиональных семинаров для работников и руководителей малого и среднего предпринимательства, туристических фирм. |
Ежегодно |
155 |
50 |
50 |
55 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ
|
5.2 |
Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства республики в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров |
2008-2010 гг. |
150 |
60 |
60 |
30 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ |
5.3 |
Развитие системы переподготовки и повышения квалификации кадров малого и среднего предпринимательства на базе учебных заведений г. Кызыла и СФО. |
2008-2010 гг. |
105 |
10 |
30 |
65 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ
|
5.4 |
Разработка методического материала в сфере туризма, малого и среднего бизнеса. |
2008г. |
90 |
20 |
30 |
40 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ |
|
Организация семинаров по туризму с привлечением специалистов из отечественных учебных заведений |
2008-2010 гг. |
300 |
100 |
100 |
100 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ |
|
Обучение специалистов по туризму на курсах повышения квалификации в российских учебных заведениях |
2008-2010 гг. |
300 |
100 |
100 |
100 |
ресбюджет |
Агентство по предпринимательству и туризму РТ |
|
Итого по разделу 5 |
|
1100
|
340
|
370
|
390
|
|
|