Ульяновск 2013
Источник - официальный сайт Законодательного Собрания Ульяновской области
Сводный отчёт о результатах участия государственных органов Ульяновской области в проведении единой государственной политики в области противодействия коррупции в 2012 году подготовлен Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области в соответствии с частью 3 статьи 13 Закона Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области».
Отчёт содержит обобщённую информацию о результатах реализации в прошедшем году Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области своих функций и иных мер в сфере предупреждения коррупции, об итогах выполнения исполнительными органами государственной власти Ульяновской области утверждённых ими ведомственных программ противодействия коррупции, а также результаты мониторинга эффективности работы элементов организационной структуры по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, результаты социологических исследований, проведённых в Ульяновской области.
Воспроизведение, распространение, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения данного текста или отдельных его частей разрешается только при условии обязательной ссылки на Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области и с указанием источника публикации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I. УЧАСТИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В 2012 ГОДУ
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области
1.2. Организация профилактики коррупции в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области
Глава 2. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Функции Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области
2.2. Иные направления деятельности Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области
Раздел II. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ
Глава 1. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области
1.2. Эффективность информационного обеспечения осуществляемой в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области антикоррупционной работы
1.3. Эффективность работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, сформированных при исполнительных органах государственной власти Ульяновской области.
1.4. Эффективность анализа обращений граждан в исполнительные органы государственной власти по возможным фактам коррупции, потенциально коррупциогенным факторам
1.5. Эффективность работы комиссий (рабочих групп) по противодействию коррупции, сформированных в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области
1.6. Эффективность исполнения ведомственных целевых программ по противодействию (профилактике) коррупции в исполнительных органах государственной власти Ульяновскойобласти
1.7. Анализ эффективности принимаемых мер по повышению ответственности государственных гражданских служащих Ульяновской области и работников областных государственных учреждений, допустивших случаи нецелевого, неправомерного, неэффективного использования средств областного бюджета и государственного имущества
1.8. Контроль исполнения поручений Губернатора-Председателя Правительства Ульяновской области С.И. Морозова по повышению эффективности реализации мер государственной антикоррупционной политики в Ульяновской области, данных в 2012 году
1.9. Итоговый рейтинг исполнительных органов государственной власти Ульяновской области по сумме всех показателей
Глава 2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Эффективность работы общественных Советов по профилактике коррупции в муниципальных образованиях Ульяновской области
2.2. Эффективность антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области
2.3. Эффективность информационного обеспечения реализуемой в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области антикоррупционной работы
2.4. Эффективность реализации элементов антикоррупционного обучения и воспитания в образовательном процессе средних, основных общеобразовательных школ муниципальных образований Ульяновской области
2.5. Эффективность работы комиссий по урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области
2.6. Эффективность анализа обращений граждан и организаций в органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по возможным фактам коррупции, потенциально коррупциогенным факторам
2.7. Анализ эффективности исполнения целевых программ по профилактике коррупции муниципальных образований Ульяновской области
2.8. Анализ эффективности принимаемых мер по повышению ответственности муниципальных служащих, а также работников муниципальных учреждений, допустивших случаи нецелевого, неправомерного, неэффективного использования средств бюджета муниципального образования и использования муниципального имущества
2.9. Контроль исполнения поручений Губернатора-Председателя Правительства Ульяновской области С.И. Морозова по повышению эффективности реализации мер государственной антикоррупционной политики в Ульяновской области, данных в 2012 году
2.10. Итоговый рейтинг органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по сумме всех показателей
Раздел III. ОЦЕНКА НАСЕЛЕНИЕМ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ В 2012 ГОДУ (МАТЕРИАЛЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим субъектом антикоррупционной политики в системе противодействия коррупции на региональном уровне являются государственные органы субъекта Российской Федерации, которые вместе с органами местного самоуправления муниципальных образований участвуют в принятии мер по предупреждению коррупции. Перечень таких мер установлен Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», конкретизирован в ряде других федеральных законов, Указах Президента России и постановлениях Правительства Российской Федерации. Законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть установлены иные меры, направленные на профилактику коррупции в государственных органах и подведомственных им государственных учреждениях. Органы местного самоуправления также участвуют в реализации мер по противодействию коррупции и принимают муниципальные нормативные правовые акты.
Ульяновская область стала первым российским регионом, на практике реализовавшим нормы статьи 6 Конвенции ООН против коррупции, согласно которой «каждое Государство-участник [Конвенции] обеспечивает, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, наличие органа или, в надлежащих случаях, органов, осуществляющих предупреждение коррупции...». В 2009 году в нашем регионе учреждена должность Уполномоченного по противодействию коррупции, исполняющего функции, определённые Законом Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области». Уполномоченный по противодействию коррупции является активным субъектом региональной антикоррупционной политики, автором множества инициатив, препятствующих проявлению коррупции в государственных и муниципальных органах в Ульяновской области. Объединяя в своей деятельности как координирующую, так и непосредственно исполнительскую роль в процессе реализации отдельных мер, установленных антикоррупционным законодательством, Уполномоченный сформировал единую систему элементов предупреждения коррупции и самостоятельно проводит оценку эффективности её функционирования.
Результаты участия государственных органов Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в принятии мер по предупреждению коррупции оцениваются по двум направлениям:
Первое направление – анализ эффективности исполнения антикоррупционных мер, установленных федеральным и региональным законодательством, что реализуется в проводимом два раза в год мониторинге эффективности работы элементов организационной структуры по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (оценка степени и качества исполнения органами власти запланированных антикоррупционных мер).
Второе направление – изучение с использованием социологических методик отношения жителей Ульяновской области и их оценки эффективности принимаемых антикоррупционных мер (оценка общественного воздействия в результате исполнения органами власти антикоррупционных мероприятий).
Перспективной является оценка уровня коррупции в Ульяновской области на основании обобщения данных, полученных с использованием различных инструментов включая как социологические методики, так и данные статистики и результаты деятельности правоохранительных органов по расследованию и раскрытию преступлений коррупционной направленности (комплексная оценка результативности антикоррупционной политики, реализуемой как государственными и муниципальными органами, так и правоохранительными органами). Этот вид оценки разрабатывается Уполномоченным по противодействию коррупции в пилотном режиме и в данный отчёт не включён.
Такой многосторонний подход позволяет наиболее точно измерить результаты участия государственных органов Ульяновской области в проведении единой государственной политики в области противодействия коррупции, поскольку даёт возможность оценить как объём предпринятых антикоррупционных мер, так и результат воздействия этих мер на жителей Ульяновской области и на изменение уровня коррупции в регионе.
Структура сводного отчёта соответствует избранной системе оценки результативности участия государственных органов Ульяновской области в проведении единой государственной политики в области противодействия коррупции. В первом разделе будет показан опыт организации противодействия коррупции в Ульяновской области Уполномоченным по противодействию коррупции как должностным лицом с отдельными полномочиями в сфере организации профилактики коррупции. Во втором разделе представлен анализ фактических результатов антикоррупционных мер, предпринятых в 2012 году исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. Третий раздел сводного отчёта содержит результаты массового опроса жителей Ульяновской области, проведённого в прошлом году. Результаты данного опроса публикуются впервые.
Подавляющее большинство аналогичных отчётов о результатах реализации мер в той или иной области деятельности содержит большое количество фотографического материала, призванного подтверждать результаты проведённой работы. При подготовке данного отчёта мы решили сместить направленность отчёта с презентационной («альбомной») составляющей на информационно-аналитическую и методическую, что, по нашему мнению, в большей степени позволит получить представление об организации антикоррупционных мер в Ульяновской области и о дальнейших мерах по совершенствованию предупреждения коррупции в нашем регионе.
Другой особенностью данного отчёта является включение в него сведений о результатах организации предупреждения коррупции не только в государственных органах Ульяновской области, но и в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и их участия в проведении единой государственной политики в области противодействия коррупции в 2012 году.
Ещё одним отличием отчёта стала его направленность не только на фиксацию достигнутых результатов реализации антикоррупционной политики, но и на формулирование практических рекомендаций по улучшению этой деятельности для различных направлений в будущем.
Поскольку подобный отчёт ранее не публиковался, в него включены некоторые сведения о формировании основ антикоррупционной политики в Ульяновской области начиная с 2009 года.