В основе рекомендаций содержатся предложения, имеющие особое значение для повышения эффективности мер государственного принуждения и стимулирования законопослушного поведения граждан в сфере экономической детельности, а также концепция модернизации уголовного законодательства в экономической сфере (разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации №ПР-3169 от 28.11.2009 года).
Необходимость модернизации уголовного законодательства в экономической сфере не представляет собой задачу исключительно уголовного права или даже правовой системы в целом. Ее насущность определяется потребностями нынешнего социально-экономического состояния страны, для которого характерны такие явления, как недопустимо низкий уровень защиты права собственности, дискриминация субъектов предпринимательской деятельности и искусственная (и иногда насильственная) маргинизация социального слоя предпринимателей.
На сегодня эффективная, основанная на социальном консенсусе и отвечающая современным потребностям общества и принципам права модель взаимодействия государства и предпринимателей (власти и собственности) отсутствует.
Та модель, которая фактически сложилась в этой сфере, основана на изжившей себя идее о допустимости принятия государством экономических решений, основанных на разовом интересе и использующих право как "инструмент", не имеющий самоценности и внутренних ограничителей для обслуживания любых (в том числе неправовых) интересов власти или лиц, имеющих доступ к власти. Эта модель является лишь модификацией сформировавшейся в советский период государственной (и одновременно анти-правовой и анти-эффективной) политики уголовно-правового воздействия на экономику, не имеющего никаких внешних (находящихся вне государства) ограничителей (управление экономикой посредством уголовного права).
В результате произвольно подменяются подлинные социально-оправданные цели уголовно-правовой регламентации отношений в сфере экономики: уголовное право и уголовная юстиция используются в качестве инструментов уголовно-правового управления экономикой и передела собственности.
Неограниченное уголовно-правовое воздействие на экономику порождает феномен "смешанного" (легального и нелегального одновременно) характера предпринимательской деятельности, когда "неуголовные" отрасли права признают ее легальной, однако уголовным правом она квалифицируется как преступление. Поскольку подобная презумпция "смешанного" характера предпринимательской деятельности не может основываться на праве, она реализуется двумя путями:
- принятием уголовных норм, противоречащих общеправовым принципам, нормам и общепризнанным принципам международного права, нормам других (неуголовных) отраслей права;
- толкованием, искажающим правовую норму.
В результате неправового толкования уголовной юстицией норма закона подменяется квазинормой, позволяющей искуственно и безосновательно квалифицировать в качестве преступных те действия предпринимателей, которые иным (неуголовным) правом признаются легальными. Такая искуственная криминализация бизнеса создает реальную опасность того, что любой договор, сделка, действие, транзакция могут быть квалифицированы как преступление. Ярким примером этого являются разъяснения Верховного суда, согласно которым сделка (договор) и действия по их исполнению могут быть признаны преступными, если суд усмотрит в совершении этих легальных действий умысел на совершение преступления. При этом высший судербный орган страны не считает нужным делать оговорку о том, что преступные действия могут прикрываться видимостью соблюдения сделки (что безусловно требует доказывания), но не могут являться таковой. Такой подход ведет к обвальному и бесконтрольному росту уголовных репрессий в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
Основным экономическим мотивом искусственной криминализации нормальной предпринимательской деятельности выступает завладение собственностью предпринимателей, привлекаемых к уголовной ответственности, устранение конкурентов.
Уголовное право и уголовная юстиция утрачивают при этом свои подлинные цели и используются как инструменты передела собственности. Перераспределение собственности посредством уголовной юстиции сегодня фактически превратилось в одну из основных функций, осуществляемых от имени государства. Однако осуществление государством (от имени государства) функции передела собственности посредством уголовной репрессии (или ее угрозы) является антиконституционным и, разумеется, не позволяет создать эффективную экономику, а самому государству стать правовым.
В стране сложился формально не закрепленный, но реально существующий и опасный для права собственности и законных интересов предпринимателей правопорядок, ведение предпринимательской деятельности в условиях которого неизбежно означает попадание в группу риска быть безосновательно привлеченным к уголовной ответственности и утратить свою собственность и личную свободу. Такой агрессивный правопорядок несовместим с созданием оптимальных условий для развития экономики. Поскуольку в любом правопорядке участники экономической деятельности вынуждены одновременно достигать двух целей - цели самосохранения (себя и своей собственности) и цели наиболее эффективной и прибыльной экономической деятельности, постольку, чем более агрессивен правопорядок, тем большие ресурсы предприниматель вынужден использовать для самосохранения и, соответсвенно, тем меньшие ресурсы могут быть использованы для инвестиций и иных вложений в развитие экономической деятельности. Также следует учитывать, что и сама эта защита собственности и свободы предпринимателей в сложившихся условиях зачастую вынужденно осуществляется коррупционными методами, что продуцирует рост криминального воздействия на бизнес и уголовных репрессий. Так тиражируется порочный круг, угрожающий разложением экономики, правоприминительной системы и окончательным скатыванием страны в разряд третьесортных.
Изменение сложившегося правопорядка не может быть достигнуто исключительно изменением текста закона и невозможно без изменения целей и содержания уголовной политики, что включало бы:
- отказ от укоренившейся практики уголовно-правового управления экономикой;
- отказ от использования уголовной юстиции в качестве инструмента предела собственности;
- создание подлинно независимой судебной системы;
- поддержание практики опровержения при помощи процедуры конституционного контроля неправового толкования и конкретизации норм в разъяснениях высших судов;
- отказ от чрезмерно репрессивного уклона уголовного законодательства и практики его применения;
- последовательное осуществление принципа экономии уголовной репрессии, в соответствии с которым уголовная ответственность должна наступать за те правонарушения, защита от которых невозможна средствами иных отраслей права;
- последовательное осуществление принципа системности права, в соответствии с которым уголовный закон не может противоречить нормам жругих (позитивных) отраслей права, а его применение не может быть основано на нарушении или игнорировании норм иных отраслей права;
- законодательное введение и осуществление на практике специальных дополнительных (сранительно с действующими в отношении иных субъектов права) матеьально-правовых и процессуальных гарантий, вытекающих из особенностей предпринимательской деятельности и граждающих прдепринимателей от незаконного уголовного преследования, в том числе в целях передела собственности.
Без реализации указанных измененией невозможно создание в стране эффективных институтов и повышение уровня защиты прав собственности, что является задачей несоизмеримо более значимой, чем даже задача количественного роста экономики.