Шаститко А.Е.
Содержание
Введение
Глава 1. Проблема совмещения функций государственного управления и хозяйствования в РФ
1.1. Постановка проблемы
1.2. Формы, масштабы и последствия совмещения функций государственного управления и хозяйствования
1.3. Выводы
Глава 2.Теоретические основы решения задачи разграничения функций государственного управления и публичных услуг, оказываемых органами государственного управления
2.1. Методология и методический подход к анализу проблемы разграничения функций государственного управления и оказания публичных услуг
2.2. Обоснование методики, принципов и критериев разграничения функций государственного управления и публичных услуг
2.3. Выводы
Глава 3. Принципы разграничения функций государственного управления и публичных услуг в деятельности органов исполнительной власти и их учреждений
3.1. Постановка проблемы
3.2. Роспатент
3.3. Министерство образованимя РФ
3.4. Министерство здравоохранения РФ
3.5. Выводы
Глава 4. Организационно-технологические аспекты предоставления публичных услуг
4.1. Распределение прав и ответственности при принятии решений о составе услуг, оказываемых органами исполнительной власти
4.2. Распределение прав и ответственности при принятии решений о ценообразовании на оказываемые услуги
4.3. Распределение прав и ответственности при принятии решений об использовании средств, полученных от физических и юридических лиц в порядке платы за оказание услуг
4.4. Формы и эффективность материального стимулирования работников, оказывающих публичные услуги
4.5. Выводы
5. Рекомендации
5.1. Законодательные меры
5.2. Правоприменительные и организационные меры
Процессы рыночных преобразований, формирования институтов рыночной экономики сопряжены со значительными изменениями роли государства в экономической системе. Изменение данной роли проявляется во множестве измерений, которые не сводятся к либерализации, приватизации и дерегулированию, понимаемому как процесс упразднения отдельных функций государства без учета деталей, связанных с предоставлением тех или иных видов услуг, а также без осмысления реструктуризации функций государства в развивающейся рыночной экономике.
Данные изменения связаны также и с поиском удовлетворительной формы предоставления различных типов товаров и услуг. В числе общественных товаров, предоставляемых государством, есть государственное управление, связанное с поддержанием порядка посредством правоприменения. Вместе с тем услуги, предоставляемые государством, не сводятся к набору чисто общественных благ, характеризующихся неконкурентностью в потреблении и неисключаемостью из потребления.
Изменения в распределении конкретных товаров и услуг между различными категориями благ зависят от множества факторов, в том числе: развития технологии измерения существенных параметров трансакций (в том числе полезных характеристик благ), организационных нововведений, связанных с обеспечением соблюдения соглашений, возможностей измерения результатов деятельности поставщиков данных услуг как исполнителей и т.п.
Государство часто рассматривается как непосредственный поставщик (производитель) или закупщик общественных благ как следствие изъяна рыночного механизма. Однако участие государства в обеспечении граждан общественными благами не сводится к непосредственному производству последних. Компенсация рыночного недопроизводства общественных благ может осуществляться также посредством дотирования из государственного бюджета как потребителей, так и частных производителей. Вопрос о том, как именно должно государство участвовать в компенсации провалов рынка в связи с обеспечением граждан общественными благами, должен решаться, следовательно, всякий раз на базе экономического анализа упомянутых альтернативных способов.
Одна из фундаментальных проблем изменения роли государства в трансформирующейся рыночной экономике - это определение того набора услуг, которые должны оказываться государством как бесплатные для потребителей, производство которых финансируется исключительно и непосредственно за счет бюджета, а также последствия (с точки зрения эффективности) предоставления клубных и частных услуг органами исполнительной власти и их учреждениями.
В условиях ограниченных возможностей финансирования за счет средств государственного бюджета деятельности органов исполнительной власти, недостаточно четкой регламентации функций и порядка их реализации органами исполнительной власти, а также низкой эффективности механизмов обеспечения соблюдения существующих правил возникает проблема разграничения функции государственного управления и предоставления публичных услуг, а также определения условий выполнения органами исполнительной власти функций государственного управления.
Основная цель работы состояла в том, чтобы выработать рекомендации по разграничению в России функций государственного управления и оказания публичных услуг в деятельности органов исполнительной власти и их учреждений.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
- определить основные экономические функции государства в переходной экономике, обеспечивающие условия для эффективной конкуренции на товарных и финансовых рынках;
- классифицировать предложенные принципы распределения функций применительно к конкретному составу органов государственной власти и управления Российской Федерации на основе анализа и оценки степени соответствия реально исполняемых этими органами функций теоретически обоснованному составу функций государства в переходной экономике;
- разработать критерии разграничения конкретных видов деятельности, осуществляемых органами государственного управления в РФ, на функции государственного управления (которые могут осуществлять исключительно органы государственной власти и управления) и публичные услуги (которые могут оказываться и другими типами организаций) с учетом необходимости повышения качества конкуренции на товарных и финансовых рынках;
- проанализировать антиконкурентные последствия осуществления органами государственного управления неспецифических для них видов деятельности и сформулировать рекомендации по уточнению состава видов деятельности, которые могут осуществляться органами государственного управления;
- определить содержание необходимых поправок в действующее законодательство и соответствующие нормативные подзаконные акты, нацеленные на уточнение состава функций и видов деятельности федеральных органов государственного управления в РФ в интересах развития конкуренции.
Доклад состоит из пяти глав, последовательность которых обусловлена поставленными перед данным исследованием задачами, а также степенью разработанности данного вопроса как в российской, так и в зарубежной литературе.
В первой рассматриваются вопросы о формах, масштабах и последствиях совмещения функций государственного управления и хозяйствования на условия конкуренции и общественное благосостояние. Данный блок вопросов рассматривается через призму возможностей применения статей 7 и 8 Федерального закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”
Во второй главе рассматриваются методологические вопросы разграничения функций государственного управления и предоставления публичных услуг, классификации видов услуг по критериям конкурентности в потреблении и исключаемости из потребления, наличия побочных эффектов производства тех или иных видов услуг, определения условий платности услуг на основе концепций, разработанных в современной экономической теории.
В третьей главе рассматриваются нормативно-правовые аспекты предоставления платных услуг, выявляются основания и условия введения в правовой оборот понятия “публичная услуга”, а также рассматриваются правовые основания, нормативные документы, связанные с регламентацией предоставления платных услуг в органах государственной власти и их учреждениях на примере Роспатента, Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ и Госстря РФ.
В четвертой главе анализируются проблемы распределения прав и ответственности при принятии решений о составе услуг, которые должны оказываться органами исполнительной власти, о ценообразовании на оказываемые услуги, об использовании средств, полученных от физических и юридических лиц в порядке платы за оказание услуг, а также вопросы материального стимулирования работников, принимающих участие в оказании публичных услуг.
В пятой главе формулируются основные рекомендаций для совершенствования экономической политики в области предоставления публичных услуг, а также более четкого разграничения функций государственного управления и публичных услуг.