и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»
Бауман Инновейшн
Пресс-служба ОПОРЫ РОССИИ
Ситуация в экономике для малых и средних компаний по-прежнему ухудшается, однако не такими темпами, как предполагалось. Падение спроса становится проблемой для все большего количества предприятий.
Москва. 19 марта. ОПОРА РОССИИ совместно с консалтинговой компанией Бауман Инновейшн представляет итоги февральского мониторинга, посвященного изучению влияния финансового кризиса на деятельность малого и среднего бизнеса (МСБ) в России.
В сравнении с полученными в январе 2009 года результатами ситуация структурно не изменилась. Однако состояние малого и среднего бизнеса в России продолжает ухудшаться. Теперь доля компаний, которые характеризуют свое состояние как хорошее (22,5%) является меньше доли тех, кто дает негативную оценку состоянию своего бизнеса (26,5%). 6% предпринимателей охарактеризовали своё положение как очень плохое.
Ситуация с предпринимательскими ожиданиями выглядит еще пессимистичнее: 35% компаний готовятся к ухудшению своих дел, треть компаний предполагают, что кризис не повлияет на состояние их бизнеса в ближайший месяц, а улучшений ждут 23%.
Мониторинг – проект, призванный отслеживать изменения, происходящие под влиянием кризиса во внешнем окружении компаний МСБ, и реакцию компаний на эти изменения. На протяжении всего 2009 года руководители 300 малых и средних компаний из разных отраслей в 30 регионах России ежемесячно будут отвечать на вопросы, касающиеся различных аспектов их деятельности.
Февральский мониторинг показал, что сохраняются негативные тенденции в доступности финансовых средств – однако для многих это уже не первоочередная проблема. На первое место выходит проблема падения спроса, растут задолженности и меняется их структура, возникает необходимость в не повышении тарифов и арендных платежей. Вместе с тем сохраняются позитивные изменения в доступности персонала и недвижимости.
Кадровая проблема для предприятий смягчается, кадры становятся более доступными (для 36% опрошенных). Вместе с тем найти персонал остается по-прежнему сложно примерно для 40% респондентов.
Более доступной становится недвижимость: ситуация с подбором помещений для бизнеса с января улучшилась для 29% респондентов. Правда, темпы «улучшения» ситуации по сравнению с январским мониторингом заметно упали (в январе тенденцию отмечали 40% респондентов). Вместе с тем, проблемы с помещениями остаются достаточно острыми для 40% опрошенных компаний.
Наиболее серьезное ухудшение отмечается в сфере заемного финансирования. Для половины опрошенных компаний (51%) привлечь заемные финансовые средства стало сложнее, причем основная масса этих респондентов выбрала формулировку «практически невозможно» (в январе с «ухудшением ситуации» в этой сфере столкнулись 3/4 опрошенных). Для 63% респондентов выросли ставки по кредитам. В итоге четверть компаний (25%) практически не имеет доступа к заемному финансированию, еще для 45% привлечение заемных средств сопряжено с большими сложностями.
Примерно 65% респондентов отмечают значительный рост цен на продукцию/услуги поставщиков. На сегодняшний день «достаточно высокими» или «очень высокими» цены поставщиков назвали 45% респондентов, половина компаний считают цены своих поставщиков умеренными. При этом сами компании-респонденты неохотно идут на понижение цен: лишь 11% респондентов заявляют о намерении снизить цены.
Ситуация со спросом остается неоднозначной: несмотря на то, что 60% респондентов ощутили его снижение, 2/3 компаний оценивают нынешнее состояние спроса как умеренное или высокое. При этом увеличивается объем задолженностей со стороны покупателей продукции и услуг (это актуально почти для 40% респондентов). Падение спроса на свою продукцию, как одну из трех основных проблем бизнеса, отмечают 55% предпринимателей (против 45% в январе).
Почти половина респондентов признает наличие «неформальных платежей», при этом треть компаний отмечают их обременительность. 10% компаний говорят о случаях противоправных действий со стороны правоохранительных органов. Давление со стороны криминала за тот же период ощутили на себе 3% респондентов. При этом давление на бизнес со стороны правоохранительных органов за последние два месяца усиливалось.
На высоком уровне остается активность рейдеров: 20% опрошенных сигнализируют о случаях рейдерских захватов в своих регионах за последние два месяца и отмечают, что они участились.
Большая часть опрошенных предпринимателей отмечают падение объемов продаж и снижение рентабельности. Вместе с тем, на сокращение зарплат и персонала решается менее трети респондентов (27% в обоих случаях). Треть компаний (34%) идет на повышение цен.
Около 30% респондентов имеют задолженности: чаще - перед поставщиками, по зарплате - 14% в общей выборке (против январских 10%). Объем задолженностей растет. В структуре задолженностей все больше неуплаченных налогов (42%) и арендных платежей (45%) (соответственно в январе – 29% и 32%).
Более половины респондентов (57%1) приоритетной антикризисной мерой считают сокращение издержек (не связанных с расходами на зарплату). Часть компаний планирует проявить «гибкость»: изменить ассортимент либо переориентировать бизнес (25% и 17% соответственно). Такие «непопулярные» меры как сокращение зарплат, сокращение персонала или снижение объемов выпуска планируют 16%, 12% и 8% соответственно. Лишь 11% компаний планируют пойти на снижение цен. 30% предприятий хотят привлечь заемные средства для поддержания или развития своего бизнеса (против 23% в январе).
Малый и средний бизнес ждет от Правительства целевых антикризисных мер. По мнению компаний, наиболее действенными могли бы стать налоговые «каникулы» (45%2), «замораживание» тарифов (40%) и развитие кредитования МСП (34%). Все более популярными становятся ожидания предпринимателей, связанные со снижением ставок за аренду государственного и муниципального имущества (28%), а также повышением доступности госзаказа (27%).
«Те же антикризисные меры малый бизнес ожидал и в январе, что еще раз подтверждает их актуальность. А значит, действия Правительства именно по этим направлениям должны быть первоочередными», считает Исполнительный директор ОПОРЫ РОССИИ Виктор Климов.
«Мониторинг ОПОРЫ РОССИИ является хорошим индикатором состояния малых и средних компаний в кризисный период», отмечает Директор Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития РФ Андрей Шаров. «Получаемые данные Правительство Российской Федерации будет учитывать при разработке и корректировке антикризисных мер».
«Результаты февральского мониторинга убеждают нас в том, что все больше малых предпринимателей ощущают на себе влияние экономического кризиса. И наша основная задача сейчас – максимально быстро довести информацию о настроениях бизнеса до руководства страны. Антикризисные меры требуют совершенно нового подхода к их реализации: действия власти должны быть оперативными и прицельными. К сожалению, пока мы только раскачиваемся и такая нерасторопность бьет по малому бизнесу очень сильно», заявил президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов.
Результаты мартовского мониторинга будут представлены в апреле.
1 Респондентам предлагалось выбрать три приоритета из списка возможных мер.
2 Респондентам предлагалось выбрать три позиции из списка возможных мер.
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Основные задачи: защита прав и интересов предпринимателей в их спорах с властью и бюрократическим аппаратом; борьба с коррупцией; введение в практику доступных схем кредитования малого и среднего бизнеса; становление российского среднего класса; поддержка престижа предпринимательской деятельности; создание канала «обратной связи» в отношениях бизнеса и власти.
В составе ОПОРЫ РОССИИ действуют 80 региональных отделений. НП «ОПОРА» - объединяет 126 отраслевых союзов и ассоциаций. www.opora.ru
Бауман Инновейшн. Специализация - решения, стратегии и программы в области конкурентоспособности и экономического развития. Основные направления деятельности: разработка стратегий и формирование программ повышения конкурентоспособности и экономического развития регионов и региональных отраслевых кластеров; повышения эффективности и стратегической направленности деятельности администраций и отдельных ведомств; повышения эффективности федеральной и региональной политики в области образования, технологий и инноваций. Клиентами Бауман Инновейшн в России и за рубежом являются федеральные, региональные и муниципальные органы власти, а также частные компании, международные организации, профессиональные и бизнес ассоциации.