Проект ФЗ “Об основах технического регулирования в Российской Федерации”, внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, вместе с Законом РФ “Об обеспечении единства измерений” создают законодательные основы для реформирования существующей в стране системы стандартизации, сертификации и метрологии.
Сфера технического регулирования, как одна из важнейших составляющих нетарифной политики государства, способно стать важнейшей точкой роста российской экономики. В развитых странах такой элемент технического регулирования как стандартизация обеспечивает, по разным оценкам, прирост ВВП до 1% в год.
К основными целям технического регулирования можно отнести:
- Обеспечение безопасности потребителя и окружающей среды.
- Обеспечение качества продукции и услуг – разного по уровню, но не ниже безопасного.
- Создание единой технической среды, обеспечивающей обращение на потребительском рынке совместимой и взаимозаменяемой продукции, передачу ноу-хау, достижение конкурентоспособности и введение инноваций.
Достижение таких целей в мировой практике осуществляется по-разному и очень часто сопряжено с закрытием внутреннего (национального) рынка от конкуренции, в частности путем введения в торговле технических барьеров, препятствующих допуску продукции на рынки, за счет использования в разных странах различных систем государственного регулирования в области нормирования, аккредитации, стандартизации, сертификации, контроля и надзора.
При высокой степени государственного регулирования возникают дополнительные финансовая и административная нагрузки на предпринимательскую деятельность, что неизбежно приводит к удорожанию продукции и услуг, ухудшению инвестиционного климата и снижению конкурентоспособности национальных компаний. Исследования показали, что технические барьеры в торговле, оцениваемые по критерию стоимость/безопасность неэффективны, поскольку невозможно организовать тотальный контроль от лица государства. Однако даже развитые страны – члены ВТО используют технические барьеры для защиты национальных рынков, но при этом они строго придерживаются рамок соглашения ВТО по Техническим Барьерам в Торговле. Что же происходит в нашей стране?
Действующая в России система технического регулирования опирается на более чем полмилиона. норм, содержащихся в законах, ведомственных актах и стандартах, которые подлежат обязательному дорыночному государственному контролю, включая фазу производства и государственного надзора на потребительском рынке. К основным дорыночным формам контроля относятся: сертификация, лабораторные испытания, регистрация. Другими словами, обязательной сертификации или подтверждению соответствия продукции обязательным требованиям стандартов и других нормативно-правовых актов подвергается большая часть производимой на внутреннем рынке и ввозимой из-за рубежа продукции и только незначительная часть товаров и услуг оформляется декларациями производителей, т.е. размещается на потребительском рынке беспрепятственно. Кроме того, та же продукция или услуги подлежат государственному надзору на потребительском рынке. Государственные органы осуществляют надзор за соблюдением правил сертификации испытательных лабораторий, за выполнением обязательных требований стандартов и иных обязательных норм, за безопасностью продукции и обеспечением единства измерений.
Многократность проверок, применяемых к одному и тому же виду продукции, происходит на фоне разных правил, регулирующих деятельность по сертификации и испытаниям, т.к. отсутствует единая национальная система аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Сама же обязательная сертификация, применяемая государственными органами для оценки продукции, процессов и услуг, имеет ряд существенных изъянов, сводящих на нет эффективность ее применения. Несмотря на то, что в российской системе аккредитовано около 4500 лабораторий и 1500 органов по сертификации, что, например, вдвое больше, чем в Германии, качество их работы не соответствует международным стандартам (серии ИСО/МЭК: 65:96, 62:96, 66:99 и т.д.). Помимо компетентности персонала, стандарты устанавливают ряд требований к финансовой устойчивости органов по сертификации и лабораторий, их оснащению оборудованием, обеспечению единства измерений. Органы по сертификации в погоне за доходами часто пренебрегают испытаниями при оценке продукции или делают это формально, не осуществляют инспекционного контроля за сертифицированной продукцией. На рынке сертификации оборачиваются поддельные сертификаты, не учтенные копии, процветает система подлога с использованием фиктивных протоколов испытаний. Таким образом, по мнению большинства экспертов, сертификация является барьером для добропорядочных производителей и продавцов, а те, кто занимается производством контрафактной или низкокачественной продукции, легко обходят этот барьер, купив, например, необходимый сертификат.
В Госстандарте России зарегистрировано 18 различных, фактически отраслевых, систем обязательной сертификации и каждая из них строится на собственной системе правил аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Поэтому крайне трудно обеспечить государственный надзор за соблюдением правил обязательной сертификации – они все разные.
В Госстандарте России, в соответствии с действующим законодательством, функции государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, декларирования и метрологии осуществляют 99 центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ), расположенных во всех регионах Российской Федерации. Центры по существу являются территориальными органами Госстандарта России, некоторые из них имеют более чем столетнюю историю, располагают значительной материально-технической базой, позволяющей обеспечивать государственный надзор, предотвращающий поставку на потребительский рынок некачественной и опасной продукции на сумму около 1 млрд. рублей ежегодно.
Однако детальный анализ показывает, что деятельность контрольно-надзорных органов Госстандарта России недостаточно эффективна:
- не определены правовой статус и организационная структура ЦСМ;
- отсутствует разграничение функций дорыночного контроля и государственного надзора на рынке (совмещены функции сертификации и надзора);
- не установлены правовой статус, условия и порядок оплаты труда госинспекторов, не определены требования к их квалификации, не существует единой системы подготовки кадров;
- не установлен порядок бюджетного финансирования и использования внебюджетных средств на организацию и проведение контрольно-надзорной деятельности, заработную плату инспекторов, развитие материально-технической базы.
Кроме того, ЦСМ не представляют собой единую вертикальноуправляемую систему с четко определенными функциями, налаженной информационной взаимосвязью. Не обеспечивается контроль использования бланков сертификатов, их копий, не учитываются распространяемые от лица государства копии стандартов. Практически не существует системы сквозного учета метрологических поверок, в процессе работы до сих пор используются в качестве клейм металлические пломбы и резиновые печати. Слабо используются современные средства связи и информации, в том числе Интернет.
Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости существенного преобразования системы технического регулирования России. Основой для таких преобразований служит принятый в первом чтении проект Закона Российской Федерации “Об основах технического регулирования в Российской Федерации”, содержащий основные положения Соглашения по ВТО и ТБТ. В законопроекте сформулированы следующие подходы к контрольно-надзорной деятельности:
- Вводится понятие технического регламента, который устанавливает обязательные для применения и соблюдения требования к объектам технического регулирования (продукции, процессам и методам производства, эксплуатации и утилизации), а также процедуры оценки соответствия обязательным требованиям (включая упаковку, маркировку и этикирование). Тем самым, технический регламент устанавливает схемы (или, в международной технологии - модули) государственного дорыночного контроля (обязательной сертификации) и рыночного надзора с закреплением ответственности за эти процедуры за уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
- Вводятся понятия национального и корпоративного стандарта, которые обретают добровольный статус применения. Положения стандартов формируют доказательную базу для выполнения требований технических регламентов. Сертификация и испытания продукции, которые производятся в соответствии с этими стандартами, становятся добровольными процедурами дорыночного контроля, осуществляемого органами по сертификации по заказу производителя (оценка соответствия 3-й независимой стороной).
- Устанавливается право Правительства Российской Федерации определять правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий.
- Вводится положение о недопустимости осуществления органами государственного надзора на рынке функций по обязательной сертификации.
- Устанавливается порядок финансирования государственных контрольно-надзорных органов исключительно из средств федерального бюджета.
Такой подход позволит упорядочить процесс формирования требований к безопасности продукции, сводя их до минимально необходимых, перевести контроль за качеством продукции и требованиями к ее совместимости и взаимозаменяемости на дорыночную фазу и в добровольную сферу, сделав этот контроль востребованным производителем, который один, в конечном счете, несет всю полноту ответственности за безопасность продукции, поставляемой на рынок.
Кроме того, законопроект создает предпосылки для вывода функции аккредитации и стандартизации из целей и предметов деятельности Правительства Российской Федерации в неправительственные организации. А такие функции, как государственный контроль за выполнением правил аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, инспекционный контроль за их деятельностью, сертификация продукции на соответствие требованиям государственных (национальных) стандартов и иных нормативных актов проект закона позволяет вывести из сферы государственного надзора и, тем самым, исключить государственный надзор на стадиях проектирования и производства.
В конечном счете, при внедрении новой системы технического регулирования должно быть снижено количество барьеров в торговле за счет перехода от тотальной обязательной сертификации к декларированию. На Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление (протокол № 3 от 13.08.2002 г.) были одобрены следующие предложения Госстандарта России по реформированию подведомственной контрольно-надзорной системы, в том числе:
- о выделении из сферы ведения федеральных государственных учреждений – ЦСМ функции по обязательной сертификации и сокращении численности их работников на 3000 человек;
- о сокращении численности государственных инспекторов, уполномоченных на применение санкций от лица государства с 2200 до 700 человек;
- о выделении бюджетного финансирования на содержание государственных инспекторов;
- о целесообразности рассмотрения вопроса об увеличении финансирования работ по организации и проведению государственного контроля (надзора) и работ по сохранению, поддержанию технического уровня и использованию государственных эталонов единиц величин при формировании проектов федерального бюджета на 2004 год и последующие годы.
В соответствии с решением Комиссии Госстандартом России подготовлены:
- Приказ Госстандарта России “О разграничении осуществляемых центрами стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России функций по государственному контролю и надзору и обязательному подтверждению соответствия” с исключением в срок до 1 января 2003 года из сферы деятельности ЦСМ функции по обязательному подтверждению соответствия (сертификации).
- Проект постановления Правительства Российской Федерации “О совершенствовании организации и порядка проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора” (проект согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и, в настоящий момент, находится на согласовании в Минюсте России).
По нашему мнению дальнейшее реформирование системы Госстандарта России должно быть направлено на создание национальных систем аккредитации и стандартизации в форме неправительственных организаций, что позволит завершить работу над преобразованиями в системе Госстандарта России и сконцентрировать усилия на выполнении функций по государственному контролю (надзору) и обеспечению единства измерений.
Исходя из изложенного, представляется целесообразным следующее.
Госстандарту России в 2003 году:
- провести работу по созданию национальных систем аккредитации и стандартизации в форме неправительственных организаций;
- выделить из сферы деятельности ЦСМ функции по обязательной сертификации, разграничив при этом функции по государственному контролю и государственному надзору, определив, что под контрольными мероприятиями понимается работа экспертов, проводящих исследования, испытания, измерения, поверки и экспертизу, а под надзорными – работу госинспекторов на рынке, уполномоченных применять санкции от лица государства;
- ввести институт должностных лиц, уполномоченных в качестве государственных инспекторов на проведение мероприятий по госнадзору и должностных лиц – экспертов, привлекаемых к контрольным мероприятиям, что позволит исключить перевод государственных инспекторов в категорию государственных служащих и обеспечить эффективный госнадзор с использованием смешанных бригад, состоящих из государственного инспектора и экспертов;
- предусмотреть ведение в рамках компьютерной сети баз данных по всем видам контроля и надзора, обеспечить удаленный санкционированный доступ к этим базам данных, перевести систему метрологических поверок на использование машиночитаемых кодов, обеспечить информационными материалами Правительство Российской Федерации, потребителей, представителей бизнеса и общественности.
- обеспечить координацию контрольно-надзорных органов на уровне уполномочного на то Правительством Российской Федерации федерального министерства или ведомства, играющего роль центра управления по планированию контрольно-надзорных операций на рынке продукции и услуг.