Москва, 2007
Государственный университет - Высшая школа экономики
Руководитель работ, Проректор, Директор Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ А.В. Клименко
СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Руководитель темы, Директор ИПГМУ ГУ-ВШЭ, к.э.н. А.В. Клименко
Исполнители:
Научный сотрудник Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ В.Ф. Елисеенко
Научный сотрудник Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ К.И. Головщинский
Научный сотрудник Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ А.Б. Жулин
Научный сотрудник Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Е.А. Семионова
Научный сотрудник Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ И.К. Суворова
От соисполнителя (ЗАО "Ланит")
Руководитель проекта С. А. Белкин
Руководитель проекта В. Ю. Серебряков
Ведущий специалист А. Б. Биктаиров
Бизнес-аналитик Е. В. Наумов
Бизнес-аналитик Т.А. Батарова
Научно-исследовательская работа "Разработка механизма аутсорсинга административно-управленческих процессов органов государственной власти, включая процессы управления информационными технологиями, в рамках формирования системы требований к использованию информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении", шифр темы 2106-05-07 (далее - НИР) выполнялась специалистами Института проблем государственного и муниципального управления Государственного Университета - Высшая Школа Экономики (ГУ-ВШЭ).
Целью НИР являлись:
- разработка методической базы механизма аутсорсинга административно-управленческих процессов органов государственной власти, включая процессы управления информационными технологиями;
- организационная, методическая и правовая подготовка пилотных проектов по осуществлению аутсорсинга для различных типов объектов.
Задачами НИР являлись:
- Разработка концепции и методики проведения аутсорсинга функций ОГВ. Разработка нормативных правовых актов, реализующих положения концепции.
- Разработка комплекта методических рекомендаций, регламентов и документов, позволяющих проводить аутсорсинг и осуществлять контроль за ходом его выполнения.
- Выбор пилотных функций и процессов органов государственной власти с целью осуществления их пилотного перевода на аутсорсинг.
В процессе выполнения НИР поставленные задачи исследования выполнены полностью.
Подготовленный по результатам проведенных исследований отчет о научно-исследовательской работе включает: реферат, список исполнителей, перечень принятых сокращений, введение, 5 разделов, заключение, список литературы и 5 приложений.
Материалы отчета могут быть использованы в практической деятельности федеральных органов государственной власти при реализации Концепции административной реформы, осуществлении ведомственных программ оптимизации функций и внутренней деятельности, специальных ведомственных программ применения аутсорсинга.
СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
РЕФЕРАТ
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ "АНАЛИЗ МИРОВОГО И РОССИЙСКОГО ОПЫТА АУТСОРСИНГА АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ".
1.1. АНАЛИЗ ПРИМЕНИМОСТИ МОДЕЛЕЙ АУТСОРСИНГА (В ТОМ ЧИСЛЕ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ), РЕАЛИЗОВАННЫХ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ.
1.2. ОЦЕНКА ХАРАКТЕРИСТИК И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗОВАННЫХ В РАМКАХ ПЕРВОГО ЭТАПА ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ КОНЦЕПЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2006 ГОД).
РАЗДЕЛ II. КОНЦЕПЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУТСОРСИНГА АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ.
2.1. ПРИНЦИПЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ФУНКЦИЙ, ПРИ ИСПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ИТ-ПОДДЕРЖКА;
2.2. ПРИНЦИПЫ ОПИСАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИТ-ПРИЛОЖЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ОКАЗАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ;
РАЗДЕЛ III. АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ПРОЦЕССОВ И ФУНКЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ АУТСОРСИНГУ.
3.1. ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР, ПОДЛЕЖАЩИХ АУТСОРСИНГУ.
3.2. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЕСТРА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕДАНЫ НА АУТСОРСИНГ.
3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ФУНКЦИЙ И ОТДЕЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР, ПРИ ИСПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ИТ-ПОДДЕРЖКА.
3.4. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР, ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИТ-ПРИЛОЖЕНИЙ (ДЛЯ 1-2 ИДЕНТИФИЦИРОВАННЫХ ФУНКЦИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР).
РАЗДЕЛ IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, РАСЧЁТЫ, РЕГЛАМЕНТЫ, ШАБЛОНЫ И ПРОЕКТЫ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУТСОРСИНГА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ.
4.1. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРЕДОСТАВИТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЫ В РАМКАХ АУТСОРСИНГА.
4.2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВИДАМ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ АУТСОРСИНГЕ, ВКЛЮЧАЯ ВОЗМОЖНЫЕ СХЕМЫ ОПЛАТЫ И СОДЕРЖАНИЮ КОНТРАКТОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.
4.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОДА АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА АУТСОРСИНГ И КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.
4.3.1. ФОРМАТ ОПИСАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПО КАЧЕСТВУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИТ-ПРИЛОЖЕНИЙ
4.3.2. ТИПОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ И МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ИТ-ПОДДЕРЖКИ
4.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТУ ПОЛНОЙ СТОИМОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРЕДАЧЕ НА АУТСОРСИНГ.
РАЗДЕЛ V. ПОДГОТОВКА ПИЛОТНЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ЦЕЛЬЮ ПЕРЕВОДА НА АУТСОРСИНГ (В ТОМ ЧИСЛЕ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ)
5.1. ОТЧЁТ, СОДЕРЖАЩИЙ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА И ОПИСАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ НА АУТСОРСИНГ
5.2. КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПИЛОТНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ПЕРЕВОДУ ВЫБРАННЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА АУТСОРСИНГ
5.2.1. РАСЧЁТ СТОИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИТ-ПРИЛОЖЕНИЙ
5.2.2. РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ ПО КАЧЕСТВУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИТ-ПРИЛОЖЕНИЙ И ТРЕБОВАНИЙ К ПОДДЕРЖКЕ ФУНКЦИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ИТ-ПОДДЕРЖКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
В российской практике государственного управления уже сложился достаточно широкий набор прецедентов "квазиаутсорсинга", то есть, прецедентов, в которых организации бюджетного сектора (или даже отдельные физические лица) участвуют в реализации государственных функций, не будучи связанными открытыми (явными) контрактами. Выбор данных организаций зачастую не сопровождается конкурсными процедурами, предусмотренными Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". При выборе организации также не проводится финансово-экономическое обоснование эффективности выведения данных административных процессов за рамки органа власти; процедура ценообразования в отношении подобных услуг крайне непрозрачна. Внедрение практик аутсорсинга призвано упорядочить взаимоотношения органов власти и организаций-контрагентов в указанных выше случаях, что приведёт к большей прозрачности исполнения функций, оптимизации расходов на их исполнение, возможности контроля качества отдельных административных процессов.