Центр развития малых предприятий МФПА
Москва, 2005
АННОТАЦИЯ
В 2004г. журнал Family Business опубликовал перечень старейших семейных компаний мира, который позже был переведен агентством Росбизнесконсалтинг.
Больше всего старинных семейных компаний сохранилось в Великобритании - британские фирмы составляют ровно четвертую часть всего списка. На втором месте по числу представленных древнейших семейных предприятий - Франция (19 фирм). За ней следует Италия (17 компаний), 12 компаний в списке – немецкие, см. рис. 1. Таким образом, на эти четыре ведущих страны Западной Европы приходится 73 компании из ста, представленных в списке.
Вообще, неевропейских фирм в рейтинге всего 13, и из них семь - японские. Из оставшихся шести - три представляют североамериканский континент (канадские Molson и Wilson Fuel - на 89 и 90 местах, соответственно) и мексиканский производитель текилы фирма Jose Cuervo (на 73 месте). Ни одной компании из США в списке нет.
Рис. 1. Доли стран с наибольшим количеством старейших семейных компаний
Истории двух древнейших компаний из перечня тесно связаны с религией. Строительная фирма Kongo Gumi, основанная еще 1426 лет назад, ведет свою историю с тех пор, как японский принц Сетоку более четырнадцати веков назад привез членов семьи Конго из Кореи в Японию для строительства буддистского храма, который, кстати, стоит до сих пор. С тех самых пор предприятие Kongo Gumi на протяжении веков участвовало в возведении многих знаменитых строений, включая храм 16-го века в Осаке. В нынешнее время компания продолжает работать над строительством и реставрацией религиозных сооружений. Как рассказывают в немногим более молодой компании Hoshi, согласно древней легенде, некогда очень давно к одному священнику спустился бог горы Хакусан, который наказал ему найти подземный горячий источник на этой горе. Источник нашли, и священник обратился к семье Хоси с тем, чтобы ее члены возвели там курорт, куда люди могли бы ездить лечиться на воды. Сейчас отель у этого источника, которым управляет компания Hoshi, располагает сотней номеров, в которых могут одновременно разместиться 450 нуждающихся в лечении постояльцев.
Остальные компании, по-видимому, также сохранились в истории благодаря сохранению своих традиций, которые оказались сильнее войн и революций. Тем не менее, факторы, позволяющие компании столь долго сохранять жизнеспособность еще требуют тщательного изучения.
В своих недавних исследованиях Д. Коллинз изучал факторы, позволяющие компаниям:
1) Сохранить свое лидерство на рынке, спустя несколько десятилетий после основания (работа "Построенные навечно", совм. с Д. Поррасом);
2) Совершить рывок в лидеры, занимая заурядное место в своей отрасли (работа "От хорошего к великому").
Факторы, позволяющие компаниям выживать, приспосабливаясь к изменениям, изучал А.де Гиус (работа "Живая компания"). Все три книги в русском переводе были опубликованы Стокгольмской школой экономики в 2001-2004 гг. Тем не менее, ответов на вопрос, как компаниям сохраниться сквозь тысячелетия, в этих работах нет.
Остается добавить сожаления относительно того, что российских компаний в списке нет. В России отсутствуют традиции предпринимательства. Причины этого известны, однако, хочется лишний раз отметить необходимость впитывать зарубежную предпринимательскую культуру как единственный урок для изучения, а не отмахиваться от него.
Источники:
Агентство РБК Рейтинг http://rating.rbc.ru/article.shtml?2004/08/30/740555
Журнал Family Business http://www.familybusinessmagazine.com/oldworld.html
Ассоциация двухвековых семейных предприятий http://www.henokiens.com