В частные руки. Интернет-журнал "Новая политика"
В правительстве сегодня прошло рабочее совещание под председательством первого
Судьба законопроекта знаменательна: его автор, глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев признал в беседе с журналистами, что депутаты не могут "согласовать второе чтение с департаментами или теми людьми, которые тормозят прохождение этого законопроекта".
Также Шишкарев разъяснил основные положения проекта: для автомобилей до трех лет отменить процедуру техосмотра и возложить подтверждение нормального технического состояния транспортного средства на центры техобслуживания; для автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет процедура техосмотра сохранится и будет осуществляться раз в два года, для авто старше 7 лет – каждый год.
В Кремле указывают на коррупционные риски в случае совмещения функций техосмотра и ремонта в одной организации |
Действительно, по улицам Москвы разъезжают занимающиеся частным извозом водители на машинах, уже явно переставших быть автомобилями. И талоны о прохождении техосмотра у хозяев этих проржавевших "корыт на колесах" всегда есть.
Некоторые эксперты отмечают, что процедура техосмотра приносит коррупционерам около
Оставим в стороне цифры, с которыми можно спорить, и обратимся к сути. Люди, чье время стоит дороже, чем взятка за получение вожделенного талона, а также те, чьи автомобили приносят им доход, но явно не могут пройти нормальный техосмотр, платят, как правило, неким посредникам. Те, в свою очередь, расплачиваются с официальными лицами и получают для своих клиентов талон о прохождении техосмотра. Тот самый талон, за правомерность которого отсутствует ответственность.
Есть, правда, одна деталь: по данным статистики, плохое техническое состояние автомобилей становится причиной менее 1 % ДТП. Стоит ли огород городить? Стоит, уверяют эксперты, поскольку данные статистики не отражают реальной картины. При разборе ДТП выясняется, кто в нем виноват, а не техническое состояние машин, тем более, что в момент выяснения оно зачастую плачевно. Вот если бы орган, выдавший талон о прохождении техосмотра отвечал рублем перед страховщиками...
"Если талон техосмотра оставить, – считает Евгений Литвак, – то он должен стать документом об ответственности той организации, которая его выдала. Техосмотр должны проводить сервисные центры, которые не просто осматривают машину, но и проводят при необходимости ремонтные работы. И выступать они должны в связке со страховщиками: произошла авария
Депутат Шишкарев высказывает похожую идею: "В полном объеме ответственность перейдет техцентрам. Выдавший талон частник несет солидарно ответственность с автовладельцем в случае
Но есть и другое мнение. После первого чтения отрицательный отзыв на законопроект, связанный именно с идеей техцентров, пришел из Кремля.
Администрация главы государства указывала на коррупционные риски в случае совмещения функций техосмотра и ремонта в одной организации. Также в отзыве говорилось, что в законе не предусмотрена ответственность за затягивание процесса контроля и неясна стоимость процедуры.
Автовладельцы будут иметь дело с частниками, которые у нас далеко не всегда лучше чиновников |
А для этого, прежде всего, необходимо точно определить круг организаций, которые смогут проводить инструментальный контроль. По мнению разработчиков законопроекта, техосмотром в России будут заниматься дилерские и профильные техцентры. Эта функция может быть также передана в ведение Всероссийского общества автомобилистов.
Между тем, уже понятно, что сопротивление новшествам будет отчаянное – законопроект покушается на благосостояние целой группы людей. Многомесячная задержка второго чтения законопроекта в Госдуме говорит сама за себя. А уж рассказы предпринимателей, пытающихся открыть частные пункты ТО, которые
И это притом, что депутаты стараются, передавая право на ТО негосударственным организациям, не обидеть МВД. Полностью оно из этой процедуры исключено не будет. Каждый техцентр должен будет пройти аккредитацию, которую возложат на ГИБДД. У МВД также остается право плановых (раз в год) и внеплановых проверок центров ТО. Одним словом возможности "кормления" сократятся, но не будут упразднены полностью.
Итак, смелая идея отменить феодальное право ГИБДД на оброк с автовладельцев в виде ТО, скорее всего, воплотится в жизнь. Пораженные в правах гаишники получат некие отступные. Автовладельцы будут иметь дело с частниками, которые у нас далеко не всегда лучше чиновников. Вопрос в том, станет ли система ТО некоей гарантией нормального технического состояния автомобилей? Если да, то законодательные новации необходимо приветствовать. Если нет, то зачем огород городить.
Второе чтение законопроекта, как обещает
Олег КОНЮХОВ