Vladimir V. Buyev

Директор НИСИПП: Институт самозанятых — самое удачное и эффективное с регуляторное решение. Источник: Эксперт.

Как правильно настроить стимулы разбития малого и среднего бизнеса

В 2024 году завершается действие нацпроекта по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП).  Об итогах его реализации и перспективах мы поговорили с директором Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП ) Владимиром Буевым.  

Прорыв  самозанятых 

— Нацпроект по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) действует с 2018 по 2024 год. Как вы оцениваете его эффективность?

 —  Этот проект с момента его принятия в 2018 году сильно скорректировался. Я бы сказал, что он по сравнению с первоначальным вариантом изменился почти до неузнаваемости. Сейчас он включает в себя четыре компонента: «Поддержка самозанятых», «Предакселерация», «Акселерация субъектов МСП» и «Цифровая платформа». Предыдущая версия была кардинально изменена в 2020-2021 годах, а паспорта федеральных проектов редактировались и в 2023, и в 2024 годах. 

 Суперэффективным можно считать компонент Нацпроекта «Поддержка самозанятых».

 В прежние годы были неоднократные попытки отрегулировать   эту сферу, однако за несколько лет правоприменительной практики предыдущих законодательных норм в самозанятые по всей России записалось всего несколько тысяч человек. После принятия Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» и распространения этого «эксперимента» на всю страну рост самозанятости в стране пошёл галопическими скачками.

Нынче общее число самозанятых перевалило через отметку в 10 млн. человек. Плюсы для людей очевидны: минимизирована отчетность, установлен небольшой налог на профдоход (6%, если продажа осуществлена юрлицу, и 4% — если физлицу). Оплата налога происходит через кабинет налогоплательщика в специальном приложении «Мой налог». Ограничения по видам деятельности, которыми могут заниматься люди, чтобы быть признанными самозанятыми, минимальны.

Да, институт самозанятости часто используется для всякого рода схем, касающихся минимизации налогообложения крупными. А что у нас для этого не используется?

 Это удачное и эффективное с большинства точек зрения регуляторное решение. Правда, на мой взгляд, формально развитие института самозанятых не имеет к Нацпроекту никакого отношения. Закон, касающийся определения, кто такие самозанятые, и спецрежима для них был принят в 2018 году,  закон «для всех» действовал с 2019 года,, а  Нацпроект «самозанятые» попали в уже 2021 году.   

Финансы для бизнеса

— Какие цели нацпроекта, по вашему мнению удалось реализовать  ? 

 — Две программы льготного кредитования МСП («1764» и «ПСК») были неплохи. С этого года они совмещены. Суть программы «1764» следующая: порядка сотни банков, участвующих в программе, выдаёт предпринимателям кредиты по льготной ставке, а государство компенсирует им недополученную прибыль. По программе «ПСК» малый и средний бизнес мог получить льготный кредит на инвестиционные, оборотные цели и рефинансирование ранее полученных займов в нескольких десятках банках-партнерах.

Согласно данным Минэкономразвития, в рамках реализации Программы «1764» по итогам 10 месяцев 2023 года заключено 25 тысяч кредитных договоров на сумму 566 млрд рублей, что в 1,5 раза превысило объем кредитов по кредитным договорам, заключенным в январе – октябре 2022 года.  Вроде бы неплохие цифры.  Однако в   масштабах   всего сектора — это капля в море. Что такое пара с половиной тысяч десятков договоров на фоне того, что субъектов МСП в России нынче (не считая самозанятых) больше 6, 5 млн.?

 — Ваш институт ведет мониторинг банковского кредитования и государственной финансовой поддержки сектора МСП. О чем говорит эта статистка, какие выводы на ее основании можно сделать?

— Да, мониторинг банковского кредитования и государственной финансовой поддержки сектора МСП — это наш инициативный публичный проект. Он был затеян, чтобы показывать текущее состояние и динамику финансовой обеспеченности сектора в разрезе регионов на примере обеспеченности «среднестатистического» малого и среднего предприятия.

Последние данные есть за февраль этого года. Средний объем выданных кредитов в расчете на один субъект МСП с февраля прошлого года по февраль этого увеличился на 35.52% (в сравнении с предыдущим месяцем на 29.24%). Уровень кредитной нагрузки (объем задолженности в расчете на один субъект МСП) за год увеличился на 21.84% (рост к предыдущему месяцу на 0.86%).  Уровень кредитной нагрузки в части просроченных кредитов (объем просрочки) в расчете на один субъект МСП тоже растет. За год показатель вырос на 1.94%, за  месяц  рост составил 0.84%.

  — Какие позиции в вашем ранжировании занимает Свердловская область?

— В рейтинге регионов по среднему объему выданных кредитов в расчете на один субъект МСП Свердловская область на февраль 2024 года числилась в регионах-лидерах, она находится на 3 месте среди всех субъектов РФ, причем за год  область продвинулась на 7 позиций, за месяц — на 10. По уровню кредитной нагрузки Свердловская область находилась на 22 месте (прирост за год на 9 позиций, за месяц – на 4).

Однако и уровень просрочки в Свердловской области, пусть и незначительно, увеличился. В рейтинге регионов по среднему объему просроченной задолженности в общем портфеле в расчете на один субъект МСП Свердловская область тоже поднялась вверх и оказалась на 17 месте (плюс одна позиция за год и плюс две за месяц). В этом рейтинге тех, кто находится в верхних его строках, можно назвать «отрицательными лидерами».

— Как вы считаете, нужно ли перезапускать этот нацпроект на новых условиях? Какие изменения, по вашему мнению, нужно внести?

 — Нацпроект, на мой взгляд, имеет больше политическое, нежели практическое значение. Поэтому без него нельзя.  А раз так, я бы оставил в нём только следующие компоненты: субсидирование банковских процентных ставок и поддержку инновационного сектора.  Хотя это уже больше сфера компетенции секторальных и отраслевых программ. Еще одно важное направление   — цифровизация. Но в последнем случае нацпроект по МСП не нужен, этот компонент может быть выписан в национальную систему цифровизации и с ней увязан.

 Важно также во все меры поддержки включать не только производителей, но и компании, оказывающие и выполняющие высокотехнологичные услуги и работы: промышленные, инжиниринговые, проектные. 

 

Share