Vladimir V. Buyev

Даёшь конкуренцию! Как спасти маленькие магазины.


ГОСТИ

Владимир Буев - президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Иван Князев: Работу торговых сетей в ночное время и по выходным предлагают ограничить в ряде регионов. Таким образом в Совете Федерации хотят выровнять конкуренцию в отрасли с малым бизнесом. Местным производителям зачастую не попасть на полки торговых сетей, а крупный ритейл просто убивает иногда небольшие магазины, рынки и ярмарки.

Марина Калинина: За последние годы их доля в структуре оборота розничной торговли неуклонно снижается - с 2 трлн рублей в 2015 году, например, до чуть более 1,5 трлн в 2020. Вот за пять лет такие данные. А вот доля торговых сетей на рынке в прошлом году, в том числе федеральных и региональных, увеличилась и составила почти 39%.

Иван Князев: Но есть вопросы, насколько разумен такой подход сразу с ограничениями, где и по каким ценам люди будут покупать продукты таким образом, спросим у экспертов. Вы расскажите, какие магазины есть в вашем городе, поселении, как они работают, хорошие ли там продукты, какого качества и сколько стоят. Пишите, звоните нам в прямой эфир прямо сейчас.

Марина Калинина: Да, и рассказывайте, вы в сетевые магазины все-таки чаще ходите, если таковые, конечно, есть, или вот в такие маленькие частные магазинчики. Так что ждем ваших звонков. А пока начнем беседовать на эту тему с Владимиром Буевым - это президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства. Владимир Викторович, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Владимир Викторович. Я вот посмотрел этот список нововведения...

Марина Калинина: Ради чего.

Иван Князев: Запретить торговым сетям работать в выходной день или в режиме 24 часа, способствовать объединению малых торговых сетей в региональные ассоциации, распространить меры поддержки малого бизнеса на предпринимателей. И четвертый пункт здесь - упростить доставку хлеба и хлебобулочных изделий до населения. Вот вам не кажется, что здесь эти пункты надо, мне кажется, местами поменять? Потому что не совсем с того мы начинаем, и если как бы сложно маленьким предприятиям, фермерам тем же, пробиться на рынок, на ярмарки и т.д., то решение проблемы сразу почему-то ограничить торговые сети. Может как-то с другого заходить надо, как считаете?

Владимир Буев: На самом деле, действительно, то, что вы говорите, как только обозначается какая-то проблема, тут же находятся люди, депутаты, чиновники, которые пытаются эту проблему порешать административным путем. На самом деле, вот то обоснование, которое вы зачитали, да, оно прямо противоположно тем целям, которые ставит тот депутат или тот член Совета Федерации, который такие вещи предлагает.

У нас 10 лет оказалось невозможным решить проблему с нестационарной торговлей, с мобильной торговлей. 10 лет вся, грубо говоря, та нестационарка, которая по всей Руси великой развивалась в конце 1990-х, в 2000-х годах, она вся практически снесена. И решить проблему выходными днями и ограничением всего-навсего в ночные часы продавать, торговать, грубо говоря, сетям, ну это, мне кажется, настолько забавно, и, скорее всего, какой-то инструмент, не связанный никак с экономической политикой, а связанный, скорее всего, с PR.

Марина Калинина: У нас же рыночная экономика, а это такая совсем, на мой взгляд нерыночная мера - просто запретить продавать по ночам и в выходные дни.

Владимир Буев: Конечно, нерыночная, более того, эта мера вредит как потребителям, так и самим предпринимателям. Почему? Потребитель привык покупать тот... Грубо говоря, у него есть свой собственный алгоритм жизни, да. Если основная часть потребителей, клиентов покупает днем, вечером, то какая-то часть все равно покупает ночью. Ночью пойти куда-то в киоск, я не знаю, или там на ярмарку, которой нет ночью. Если ограничить, ее нет. Не всякий потребитель пойдет. Это первый сюджет.

Второй сюжет. У тех же самых сетей поставщики... Это если, скажем, не брать крупные совсем города, там Москву, Екатеринбург, Нижний. Сети же не так как здесь, они же в более мелких административных центрах региональных тоже находятся. Так там поставщики, в основном, местные: местные производители, местные фермеры. То есть, по сути говоря, и им рынок тоже сужается. Но перестроить, грубо говоря, сразу же вот эти потоки потребительские на какие-то другие вещи, ну, мне кажется, это смешно просто.

Иван Князев: Ну да, запретить работать торговой сети ночью, но это не значит, что рядом появится сразу же фермерский магазин.

Марина Калинина: Потом торговая сеть... Я не знаю, как можно запретить работать. В общем, когда хочет, тогда и работает. Или я неправа?

Владимир Буев: Ну, вот тот, кто предлагает это, видимо, считает, что это возможно ограничить каким-то законом или не знаю еще чем, постановлением Правительства вряд ли. Но вот, видимо, предлагает ограничить время работы магазина законом. Скорее всего, это подразумевается.

Иван Князев: Ну, может быть, там на муниципальном уровне.

Марина Калинина: Ну, понятно. Михаил из Москвы нам дозвонился. Михаил, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Марина Калинина: Слушаем вас.

Зритель: У меня тут очень много маленьких магазинчиков и фермерские. Все они большие, но продукты некачественные, очень тесные магазинчики. У них всегда там цепляешься сеткой друг за друга. И мы их просто хотим поддержать как бы, но они не нужны. Заходишь в большой магазин, в Ашан, пожалуйста, все дешевле, все прошел, забрал, ушел.

И кассы несколько штук, а в маленьком одна, очередь, давка, чепуха какая-то. Вот мы опять начинаем спасать. Что спасать-то? Фермер. Что такое фермер? У него там своя одна там, может быть, курица, он старается это яйцо заоблачное сделать. Да все это чепуха, все это ушло, и от этого надо давно-давно уйти.

Мне 66 лет, извините пожалуйста, много видел. Самое лучшее сейчас. Сделали вот сейчас у нас свинофермы большие, да? Мяса наелись, также и курятина, также и яйца. Все это мелочи, не получится, не накормит она никого. Как хотите, это ваше, конечно, дело. Все, я все сказал.

Иван Князев: Ну, за ваше мнение вам спасибо.

Марина Калинина: Владимир Викторович, как вы считаете? Вот такое мнение, что не нужны.

Владимир Буев: Малый бизнес - это местный локальный феномен. Любой. Хоть он производственный, хоть непроизводственный. Он заполняет ниши, которые, собственно говоря, остаются незаполненными крупным бизнесом, и административно сюда лезть не стоит, а надо иметь в виду, что при том типе экономики, которая у нас сложилась в России - это классический тип государственного монополистического капитализма. И попытки регулировать это административными рычагами, когда уже этот капитализм сложился, мне кажется, это стало уже естественным для нашего типа экономики.

Но, тем не менее, это развитию того малого бизнеса, да, который вырастает сам с земли и который может заполнять ниши незаполненные, развитию бизнеса это мешает, в том числе вот эти методы, которыми пытаются регулировать рынок.

Иван Князев: Как минимум, не способствует.

Марина Калинина: Давайте еще одно мнение послушаем. Анатолий из Ростовской области с нами на связи. Анатолий, здравствуйте.

Иван Князев: Слушаем вас.

Зритель: Здравствуйте. Ну, я считаю, что малый бизнес - это локомотив любой страны, его нужно поддерживать и всячески поощрять.

Но качество продуктов, которые мы сегодня потребляем, оно не выдерживает никакой критики. В советское время были ГОСТы, и ГОСТы эти контролировались государством, Санэпидстанциями. На производство приходили санврачи и проверяли качество продуктов. Сейчас то, что продают в магазинах, даже иногда кошки не едят. Но пенсионеры, как мы к ним относимся, к категории пенсионеров, ищем скидки постоянно, где подешевле, где чего как-то купить, чтобы месяц прожить. Понимаете?

А малый бизнес нужно поддерживать всяческими усилиями, потому что их забивают Магниты, Ленты.

Иван Князев: Да мы с этого и начали, Анатолий, да. Спасибо вам большое.

Марина Калинина: Спасибо, Анатолий, за ваше... А скажите, Владимир Викторович, какие меры поддержки малому бизнесу, прежде всего, необходимы?

Иван Князев: Малым предприятиям в этой отрасли. Как им все-таки потихонечку либо зайти в торговые сети, либо какую-то конкуренцию составить, чтобы они хотя бы выживали? Много раз об этом говорили и каких-то серьезных предложений так и не услышали.

Марина Калинина: Ну да, и помимо того, что...

Владимир Буев: Значит, я еще раз вернусь к тому тезису, о котором я говорил: «Малый бизнес заполняет ниши, которые свободны, куда не идет никто». И в этом смысле поддержка особая малому бизнесу не нужна. Ему нужно просто не мешать выстраивать экономические связи и цепочку добавленных стоимостей так, как она складывается на рынке. В каких-то городах, может быть, крупных, малого бизнеса может быть меньше. Где-то в административных центрах, скажем, там в регионах или в районах, там только малый бизнес. Туда не пойдет, может быть, никакая сеть, потому что это невыгодно для этой сети. Поэтому здесь экономические связи должны складываться с наименьшим объемом регуляторики и, грубо говоря... правоприменения, которое зачастую у нас ограничительно. Не мешать, вот это всего навсего.

Марина Калинина: Смотрите, а с ценовой конкуренцией малый бизнес с торговыми сетями как может конкурировать опять же? Простите за тавтологию, потому что...

Владимир Буев: Может конкурировать качеством либо каким-то уникальным продуктом, который производит, грубо говоря, фермер на данной территории. Эта продукция может быть и дешевле. Да, может быть, ее в каких-то малых количествах ни один Ашан не возьмет, потому что это невыгодно. А вот в маленьком магазинчике она может быть как дороже, так и дешевле. Но она пойдет там под вкус определенного потребителя. Собственно говоря, вот это и есть... Это не обязательно конкуренция, да, это в том числе и...

Иван Князев: Это новая ниша просто. Да, новая ниша и другое качество. Спасибо вам большое. Уж точно не за счет оборота. Владимир Буев, президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства был с нами на связи.

Переходим к следующей теме.

 

Share