Vladimir V. Buyev

Подводные камни для МСП.

Экономист Владимир Буев — о новых мерах поддержки малого бизнеса

4 июня президент объявил о новом комплексе мер господдержки МСП. Самые полезные и большие льготы повезло получить общепиту — ему (пока в пилотном режиме) обнулят НДС с 2022 года и снизят страховые взносы до 15% при численности персонала до 1,5 тыс. человек. Логика государства такова: получив послабления, рестораторы, которые зачастую не бьют чеки и платят «в конверте», выйдут из налоговой тени и компенсируют выпадающие от отмены НДС доходы бюджета платежами по НДФЛ. А если этого не произойдет, «пилот» могут, наверное, и свернуть

В целом обе меры совершенно правильные — в общепите почти нет входящего НДС, что фактически делает его налогом на продажи. А расширение порогов по страховым взносам наконец-то учитывает отраслевую специфику, потому что большое количество работников еще не делает ресторан крупным бизнесом — надо смотреть на выручку. Московские лоббисты, которым удалось продвинуть такие инициативы, вызывают искреннее восхищение.

Впрочем, оба нововведения несут в себе подводные камни. Помните, как однажды Владимир Путин сказал в интервью, что у него есть основания воспринимать бизнесменов как «жуликов по определению»? В реальности бизнес не стремится своровать, но всегда стремится оптимизировать деятельность. Так вот: снижая страховые взносы для определенных групп бизнеса, государство стимулирует более крупные фирмы, которые под эту льготу не попали, искусственно дробиться. Избежать этого позволит снижение взносов для всей экономики, возможно, за исключением отраслей, связанных с природной рентой.

С НДС тоже не всё однозначно. Очевидно, что Минфин будет искать альтернативные источники наполнения федерального бюджета, если рестораторы моментально не компенсируют обелением отток платежей по нему. А такого точно не произойдет: процесс выхода из тени занимает долгие годы, а то и десятилетия. В начале 2000-х наш институт делал исследование по этой теме, опрашивая большую выборку предпринимателей на протяжении нескольких лет. Выяснилось, что обеление происходит постепенно, а уход в серую зону — почти моментально. Поэтому «завтра» никто не выйдет: бизнес не доверяет государству и нужно время, чтобы восстановить контакт.

При этом недавние заявления министра финансов Антона Силуанова восстановлению доверия отнюдь не способствуют. Когда чиновник такого уровня говорит, что налоговая система должна постоянно меняться и подстраиваться под задачи, которые стоят на повестке дня, бизнес воспринимает это как тревожный сигнал. Как сигнал, что сегодня для них, может, налог и снизят, но завтра упрекнут в жадности и снова все льготы заберут.

В целом, на мой взгляд, господдержка слабо коррелирует с положением малого бизнеса и скорее искажает рыночные механизмы. Взять, например, еще одну объявленную меру — увеличение квоты МСП в госзакупках до 25%. Малый бизнес — это прежде всего розничная торговля и услуги, а участие в госзакупках может себе позволить очень небольшой круг компаний. Более того, государственным заказчикам проще работать с крупными фирмами, так как у них объемы подходящие и сферы деятельности понятные. Зачем искусственно стимулировать спрос? Интерес должен быть экономический, а не административный. Кроме того, малые предприятия, которые подсаживаются на «иглу» госзаказа, к сожалению, зачастую теряют рынок и перестают улучшать продукцию. У них просто нет мотивации это делать. Не уверен, что такой сценарий продуктивен для развития МСП в России.

Из мер, которые однозначно позитивны, могу назвать обнуление комиссий в системе быстрых платежей для МСП, работающих с физлицами. Малый бизнес активно использует эквайринг (Россия вообще один из лидеров по обороту безналичных платежей) и платит за него ощутимые комиссии банкам. Снижение трансакционных издержек — безусловное преимущество, которое при этом охватит большинство компаний и может поспособствовать их посткризисному восстановлению.

За время пандемии деловое сообщество повидало множество пакетов помощи бизнесу. Но главную меру поддержки невозможно «упаковать» в пакет. Потому что главной помощью предпринимателям станут только экономический рост, восстановление спроса и отказ от эпидемиологических ограничений.

Автор — президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

 

Share