Tseren V. Tserenov

Церен Церенов, основатель и управляющий партнер Школы системного менеджмента, Вице-президент АНО «НИСИПП». Не отстать от бегущего времени. Часть вторая.

Мы продолжаем беседу с Цереном Цереновым о работе и перспективах Школы системного менеджмента.

 

- Церен Валериевич, Последний вопрос, прежде чем отойти от темы обучения системному мышлению школьников: какова всё же основная цель такого курса?

- У меня уже до курса в частной школе был опыт обучения своих детей системному мышлению. Я несколько лет тренировался рассказывать школьникам мотивационную часть нужности системного мышления, а также проходил с детьми основы методологии. С сыном, который учится в инженерном классе, делаем школьный проект. Он описывал его, разбирался с ним по системной методологии.

- А что это был за проект?

- Проект у него назывался «Трость для слепых с распознаванием предметов». И у него получилось хорошо описать эту систему по 7 альфам международного стандарта OMG Essence. А у меня появился определённый опыт: я увидел, как это всё работает.

- Что ж, это совсем неплохо.

- Самое главное здесь, основной результат, не в том, что он смог это всё расписать по системным уровням, мог отдельно выделить вопросы, интересующие предпринимателей, отдельно – направление инженерии, отдельно – менеджмента. А то, что он это захотел сделать, и потратил много времени, чтобы сделать проект хорошо. Очень важный момент: он заинтересовался самой этой методологией. Он понял, что именно эта методология поможет ему в жизни. Поможет ему осуществить его мечты. Именно этот момент мне больше всего понравился. Сын теперь понимает: то, о чём он мечтает, теперь не нечто призрачное, находящееся где-то далеко. У него есть инструмент, с помощью которого он сможет в это далеко добраться.

- Это очень хорошо.

- Конечно. У него появилась мотивация к работе со сложностью.

И я хочу, чтобы курс для школьников давал им возможность «пощупать» свою мечту, привести её к реальному миру, чтобы она не была какой-то абстрактной. Чтобы они более чётко себе её представили и поняли, что у них в руках есть инструмент, позволяющий до этой мечты дойти. Соответственно, у них должна появиться мотивация к освоению фундаментальных знаний – это главная задача курса для школьников.

- Как я понимаю, это всё совсем неплохо. Теперь дело за претворением планов в жизнь.

Но, я думаю, новости Вашей школы на этом не заканчиваются. Что ещё есть в Ваших планах?

- Новенькое у нас то, что недавно мы запустили первый онлайн-курс. Онлайн-курс «Системное мышление-2019». Ранее у нас был курс совместно с такой всемирно известной платформой «Курсера», а теперь мы запустили свой курс. Он размещён теперь у нас на сайте. Мы сделали его самостоятельно. И этот онлайн-курс доступен всем. Стоит он всего лишь тысячу рублей, и каждый, кто считает себя умным и продвинутым профессионалом, или тот, кто считает, что он сам обладает системным мышлением, может проверить себя на этом курсе.

Мы курсе представлен учебник «Системное мышление – 2019», и есть уже тренажёр, в котором содержится 183 кейса и 897 вариантов ответов. Курс построена так, чтобы это были не просто проверочные кейсы, позволяющие людям проверять свои знания. Она даёт возможность натренировать эти знания, поэтому мы называем это тренажёром.

Этот курс можно проходить сколько угодно раз, доступ к нему не ограничен по времени. Конечно, я сразу скажу, что он достаточно сложный, и без преподавателя его будет сложно пройти. Конечно, если вы его пройдёте, то вам большой респект, если же это сделать не удастся, то приходите к нам на очные курсы.

- Чтобы преподаватель мог объяснить вам всё, что непонятно.

- Да, разумеется.

- А как Вы думаете: много ли людей смогут справиться самостоятельно с онлайн-курсом?

- Я всё-таки надеюсь, что уровень образования у нас в стране все еще высокий, поэтому существует большое количество достаточно толковых людей. Однако есть и такой момент: если сложные методологии, например, матанализ, проходить без преподавателя, то ошибки, сделанные в процессе освоения материала, могут быть незаметны.

- Вполне возможно.

- Людям будет казаться, что они всё прошли нормально, но ошибки всё-таки могут быть, а машина просто не выучилась пока выявлять такие вещи и когнитивные искажения.

- Под машиной Вы имеете в виду компьютер?

- Да. Конечно мы в итоге придём к тому, что программа будет распознавать все ошибки, поскольку в процессе усовершенствования наших курсов, в том числе и онлайн-курсов, мы движемся в сторону искусственного интеллекта. Может быть, через несколько лет эта задача будет нам по плечу. Во всяком случае, работа в этом направлении у нас тоже идёт.

- Это, конечно, очень хорошо и привлекательно. Но ведь это не всё новое, что у Вас появилось.

- Не всё. С того времени, когда мы в последний раз беседовали с Вами, у нас появился курс, который называется «Социальный мультиданс».

- Что это такое?

- Люди приходят и в течение трёх месяцев обучаются разным социальным танцам: хастл, танго, кизомба и многим другим разным танцам, которые можно научиться танцевать полупрофессионально за такое небольшое время. В обычных школах такое время тратится на один танец, а у нас сразу на несколько.

- Каким образом?

- Мы с помощью системного подхода выделили нечто общее, существующее во всех танцах, и объясняем людям, как можно все эти движения разложить и за один раз обучиться нескольким общим движениям. А потом объясняем разницу: чем эти танцы различаются между собой.

Мы воодушевлены этим курсом. Первый поток прошёл на ура. Люди, которые были очень далеки от танцев, но всю жизнь хотели танцевать, а это – наша категория людей: инженеры, менеджеры – далёкие от танцевальной тусовки люди, сумели быстро выучить и освоить эти танцы. И у них просто изменилась жизнь: они начали ходить на танцевальные тусовки и чувствовать себя там своими. Раньше они побаивались: что скажут, как посмотрят. А теперь они вливаются в тусовки, у них появилась новая социальная коммуникация, у них появились новые интересы, и они общаются с новыми людьми, для которых эти интересы – часть их жизни.

- Вам не кажется, Церен Валериевич, что этот курс может кому-то показаться странным? Люди, начинавшие с системного мышления, где на курсах разрабатывались бизнес-проекты, учат теперь ещё и танцам. «Два шага налево, два шага направо, шаг вперёд и два назад», как пелось в известной старой песенке.

- А почему не учить танцам? Я уже говорил, что системный подход одинаков по отношению к самым разным сторонам человеческой деятельности: к работе, к спорту, к танцам. Проекты, хобби и вообще жизнь в целом стоят здесь в одном ряду. Здесь возможен единый подход: системное мышление работает везде. И танцевальный курс – демонстрация того, что мы ориентируемся не только на производственные процессы, но на всю человеческую жизнь. Чтобы жизнь человека была интересной, чтобы человек мог создавать разные системы. Себя танцующего социальные танцы, своего ребенка готового к жизни, успешную команду или предприятие, программную систему или дрон.

Поэтому мы и говорим, что системное мышление помогает видеть интересы, формировать новые интересы и все эти интересы реализовывать. Причём это даёт возможность реализовывать не только свои интересы, но и интересы других людей. Ведь, когда вы создаёте какие-либо продукты, вы тем самым удовлетворяете и интересы других людей.

Вот поэтому наша школа вышла из границ менеджмента, границ инженерии, и этот год мы серьёзно потратили на то, чтобы сделать серьёзный шаг в сторону обычной жизни людей.

Мы занимаемся просвещением, расширением кругозора, даём людям инструмент, позволяющий совершенствоваться в достижении своих целей. Этот инструмент, конечно, не решит абсолютно все проблемы, с его помощью надо будет сделать много что ещё, но это только первый шаг.

- А потом весь мир покроется школами системного мышления.

- Я не думаю, что таких школ будет очень много, поскольку большинство людей голосует за простоту, за то, чтобы быстро, сейчас и попроще. А у нас такого не будет, мы никогда и никому не обещаем, что наши программы можно легко и просто освоить. В наши программы требуется вложить время, требуется вложить серьёзные усилия, и без этого никуда не деться. Мы не обещаем: вы пришли к нам, и у вас всё сразу стало хорошо. Поэтому я не думаю, что будет большое количество таких школ, как наша, что будет большое количество людей готовых в таких школах учиться.

Но постепенно наше дело движется вперёд: когда мы начинали, к нам приходили десятки людей, сейчас их сотни, и, я надеюсь, что в скором времени их будут тысячи. Но при этом я не уверен, что их будут десятки миллионов.

 

Беседовал Владимир Володин.

 

Share