Церен Церенов, основатель и управляющий партнер Школы системного менеджмента, Вице-президент АНО «НИСИПП». Не отстать от бегущего времени. Часть первая.
Интервью, рассказывающие о работе Школы системного менеджмента появляются на нашем сайте регулярно. Вот и сейчас мы беседуем с Цереном Цереновым о Школе, о новых направлениях в её работе и о развитии уже сложившихся традиций.
- Церен Валериевич, какие события ждут Вашу школу в ближайшее время?
- У нас в конце марта будет наша ежегодная конференция «Прикладное системное мышление». Это – некая точка отсчёта. Мы подводим итоги того, что прошло за год, смотрим, чего сумели добиться наши выпускники, какие у них есть прорывы. Выпускники выступают с докладами, рассказывают, что им удалось сделать, в первую очередь на своих рабочих местах. Также они рассказывают, как в целом поменялась их жизнь, ведь системное мышление влияет не только на рабочие проекты, но и помогает в решении повседневных человеческих задач. Также выпускники делятся своими эмоциями, рассказывая о том, как происходило это их обучение, изменение их мышление. Как интуитивное мышление, приобретённое с жизненным опытом, превращалось в системное. Это – первое направление.
Второе направление: мы обсуждаем, что нового произошло в мире в части развития методологии системного мышления, что произошло в менеджменте, инженерии, предпринимательстве. Какие технологические тренды являются сегодня перспективными.
- В чём отличие вашей конференции от других подобных?
- Наша конференция отличается от многих других тем, что у нас идут реальные исследования. Мы не просто говорим о том, что есть важного в мире, какие есть тренды, мы сами работаем по этим направлениям. Наша школа не просто даёт знания: что касается методологии, то мы, непротиворечиво обобщаем всё то свежее, что появляется в мире и используем свои разработки. И, конечно, мы приглашаем различных внешних спикеров, которые рассказывают, что делают они, поскольку существуют разные школы системного мышления, и мы всегда открыты для изучения опыта коллег.
Такова наша ежегодная конференция. В этом году она разрослась: она будет проходить не один день, а два, так что у нас, можно сказать, прибавление.
- У меня сразу возникает вопрос: конференция ежегодная, но вы обсуждаете изменение трендов. Неужели они так быстро меняются?
- Тренды меняются настолько быстро, что лучше всего держать руку на пульсе и раз в год их обсуждать. Более того, я могу привести такой пример. У нас есть курс, который называется «Машинный интеллект». Для того, чтобы его подготовить, Анатолий Левенчук берёт самые свежие исследования. И он повторяет, что каждые две недели в мире что-то происходит в этой тематике. Каждые две недели.
Мир сейчас серьёзно изменился, и, к сожалению, многие люди до конца не понимают, насколько возросли скорости изменений в нём. Мы даже думаем, что конференция один раз в год – это мало. Поэтому мы в течение года проводим и другие публичные мероприятия. Например, методические семинары или так называемые «не конференция». На них меньше порядка, меньше бюрократизма, докладчиков, не прописывается повестка. Там всё более живо, гибко, по ходу обсуждения ставятся проблемы, рассматриваются исследовательские вопросы, люди предлагают свои темы. Поэтому одной ежегодной конференции нам не хватает.
- А как вообще можно ориентироваться в ситуации, которая меняется с такой скоростью?
- Вот в частности для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, наша школа и существует. Поэтому мы и занимаемся системным мышлением: всё меняется на прикладном уровне, занимающемся производством конечных продуктов. Всё время появляются новые технологии и новые лучшие прикладные практики. Чтобы ориентироваться в этом, есть фундаментальный уровень, фундаментальное образование.
- То, чему вы и учите.
- Да, именно этому мы учим. А фундаментальное образование не изменяется так быстро, и полученные фундаментальные знания позволяют видеть следующий уровень быстро изменяющихся методик. В этом и есть смысл фундаментального образования, и мы говорим, что значение фундаментального образования в мире не до конца понимается и недооценивается: все хотят быстро, сейчас, что-то сделать, упростить. Времени на длительное фундаментальное обучение мало кто выделяет, поэтому с подобным образованием существуют проблемы.
Школ, занимающихся фундаментальным образованием, не очень много, а те, что существуют в России, учат по старым программам. Да, в известных в мире заслуженных университетах, например, американских, всё это понимают, и процесс образования идёт на фундаментальном уровне. Но стоит это больших денег, да и попасть туда достаточно сложно.
- Хорошо. Но речь у нас шла пока о конференции и о том, что за ней стоит. Но Школа системного менеджмента на этом и не начинается, и не кончается.
Я знаю, что Вы проводите пробный курс по обучению системному мышлению для школьников. Как идут дела там?
- Да, действительно в Школе системного менеджмента мы, в первую очередь, ориентировались на людей опытных, тех, которые уже работают, кому 25-35 лет.
- Это понятно.
- Но мы хотим постепенно двигаться в сторону студентов и школьников. Почему? Потому что фундаментальное образование закладывается именно в школе и вузе. Другое дело, что современные школы и вузы, причём отнюдь не только в нашей стране (хотя в нашей стране с этим ещё хуже обстоит дело), не совсем готовы к тому, чтобы давать это фундаментальное образование. Поэтому мы считаем, что туда надо обязательно идти.
- Но преподавание школьникам отличается от преподавания людям, имеющим уже жизненный и профессиональный опыт.
- Да, мы знаем, что ещё не являемся хорошими специалистами в преподавании детям. Дети отличаются от взрослых и мотивацией, и управлением вниманием и осознанностью действий. Поэтому тут есть определённые проблемы. Есть проблемы и в том, что люди, имеющие определённый жизненный опыт, понимают, как применить системное мышление в своей жизни, в работе. Они лучше понимают реальный мир в отличие от детей.
- Разумеется.
- А дети, которые не совсем понимают, что такое реальный мир, что такое работа, не могут так чётко и осознанно заниматься, например, проектами. И это – второй аспект наших сложностей. Вообще, учить детей – совсем другое дело, требующее других навыков, чем обучение взрослых людей. Нам сложно объяснить людям неопытным тот материал, который они должны понять и пропустить сквозь своё сознание.
Вижу вот два таких сложных момента. Но мы постепенно двигаемся, и сейчас я веду пробный курс для школьников 8-го класса, и там проблемы, о которых только что было сказано, встали во главу угла.Пытаемся с этим что-то сделать, и я даже планирую на конец марта запустить курс – апгрейд, который уже будет учитывать все те ошибки, которые были совершены во время пилотных занятий.
- А где вы собираетесь вести этот усовершенствованный курс?
- В нашей Школе системного менеджмента.
- То есть в конце марта Вы рассчитываете открыть курс для школьников у себя.
- Да. Точнее – для студентов и учеников старших классов. Открыт набор, хотя количество мест и будет ограничено, поскольку невозможно работать с большим количеством детей сразу. Тут, чтобы поменять мышление, надо уделить внимание каждому человеку, поэтому мы, наверное, будем набирать небольшую группу до двенадцати человек.
Это будет обучение в течение 10 – 12-ти недель, один раз в неделю, по выходным, где-то полтора часа. Ну, а между занятиями курсанты будут работать над своим учебным проектом.
Беседовал Владимир Володин.