Заметки с семинара по риторике.

Мы провели 3 октября 2019 методологический семинар ШСМ, где обсуждали риторику с Георгием Хазагеровым и Вадимом Новиковым (видео -- https://yadi.sk/i/tf4TNmO1qnY8kg), и на этом семинаре были подняты очень интересные и важные вопросы. Вот несколько моих заметок по ходу обсуждения.

1. Практичная теория, а не практические лайфхаки
ШСМ не делает "чисто практические, чисто прикладные, вы не беспокойтесь" курсы. Мы даём фундаментальное образование, для нас главное -- это предобучение. А прикладная подстройка на узкую предметную область (подробней про этот подход предобучения и подстройки в https://ailev.livejournal.com/1485511.html) может быть получена и не у нас. Прикладных "практичных, никакой теории" курсов -- тьма, их реклама звучит изо всех утюгов, но мы сосредоточены не на этом. Мы создаём уникальные курсы, которые учат не дюжине лайфхаков, а дают целостное мировоззрение. Конечно, это мировоззрение практично, мы тренируем привязку глубокой state-of-the-art теории к рабочим проектам и личной жизни. Но мы даём фундаментальное знание, на базе которого потом можно долго развиваться, а не разрознённые "приёмчики". Все частные практики которые мы рассматриваем, у нас тут только примеры, и их статус примеров ясен с самого начала. Курсы потом позволяют ориентироваться в море этих практик, они дают те "полочки в мозгу", где эти практики потом можно расставлять.

И вот эта передача теории у нас идёт прямо и непосредственно, а не замаскированно и исподволь. Мы не стесняемся тому, что у нас кроме практики есть и теория, мы этим гордимся.

Поэтому курс риторики у нас должен предъявлять не просто разрозненный набор эвристик/лайфхаков, а давать state-of-the-art теорию -- и эта теория должна быть минимальной, потому как в соседних курсах наверняка уже тем или иным языком сказано многое из того, что было в древней теории риторике.

А прикладные курсы риторических приёмов из серии "никакой теории, у нас вы сразу будете практиковать" -- это не к нам, это на разные спецкурсы, их тьма. После нашего курса прохождение этих прикладных курсов будет осознанным и осмысленным.

2. Риторику как дисциплину нужно обновить: выбрать живой вариант
Риторика как набор практик жизненного цикла убеждающей речи имеет сейчас практики, приходящие из самых разных сфер человеческого знания. Скажем, самые разные гипотезы по поводу лингвистики сегодня подтверждаются или опровергаются в сфере NLU (natural language understanding). Вот оттуда, а не из учебников лингвистики прошлого века нужно брать идеи для курса. И эти идеи нужно излагать не архаичным языком, долго объясняя историю появления этих терминов и оправдывая их существование, а языком современным. Нужен state-of-the-art в практиках, и современная терминология может излагать этот state-of-the-art, сократить дорогу от теории к жизни. Старыми словами ведь неудобно будет рассказывать убеждающие речи по использованию практик самой риторики.

Продолжение: https://ailev.livejournal.com/1491835.html

https://www.facebook.com/system.school.ru/posts/1205628766294355

 

Share