Sergey V. Smirnov

Сергей Смирнов, эксперт НИСИПП. Коррупционные практики никуда не делись.

p style="text-align: justify;"> Мы продолжаем рассказ о проектах, связанных с изучением коррупционных практик и борьбой с ними. Сегодня наш собеседник – эксперт нашего института Сергей Смирнов.

 

- Сергей, проект в котором Вы работали, - тот же в котором работал Виктор Харченко?

- Да. Это был проект по заказу Совета Европы, и назывался он «Защита прав предпринимателей от коррупционных практик на муниципальном уровне». Нашей целью было выявить, какие жалобы, в каких сферах поступают с мест.

- И каково Ваше впечатление: как на местах с коррупционными практиками?

- К сожалению, они достаточно широко распространены.

Конечно, проводятся различные мероприятия, цель которых – сократить их влияние, но представители местных органов власти ведут отчаянную борьбу, отстаивая свои интересы

- В чём, с Вашей точки зрения, заключаются эти практики. Как говорил в интервью для нашего сайта Виктор Харченко, есть целый ряд разнообразных вариантов.

- В рамках этого проекта было выбрано восемь услуг, относящихся к имущественной, финансовой и консультационной поддержке МСП. Также был выбран для исследования ряд пилотных регионов, к которым в прошедшем году добавились ещё несколько. Мы работали с отчётами региональных бизнес-омбудсменов, и, согласно им, количество жалоб на местные органы власти со стороны предпринимателей составляет от тридцати и выше процентов от общего их количества. Такое давление на бизнес оказывают органы местного самоуправления.

- Это больше, чем жалоб на правоохранителей?

- В каких-то регионах – да. Это не системно, но в некоторых регионах – да: жалоб на органы местного самоуправления поступает больше, чем на правоохранительные органы.

- В своё время, лет 15 назад, по количеству жалоб правоохранители везде занимали первое место.

- Ну, эта проблема и сегодня никуда не ушла. Но мы занимались органами местного самоуправления, хотя, естественно, брали и статистику по другим органам. Правоохранители в потоке жалоб тоже присутствуют нередко. От этого, к сожалению, никуда не деться. Очень много заводится уголовных дел, очень много жалоб по этому поводу. Уполномоченные тоже стараются помогать предпринимателям, выручать их.

- А какой регион, из тех, что Вы изучали, оказался по тематике проекта самым проблемным?

- Такой регион очень сложно назвать: по разным показателям где-то результат чуть выше, где-то результат чуть ниже – трудно назвать один-два региона в качестве худших. И потом многое зависит от количества данных предоставленных регионами.

- Кто-то предоставил не всё?

- Данные вообще были предоставлены не всеми регионами. А некоторые отчёты были составлены не совсем корректно.

- Сергей, что значит «не совсем корректно»?

- Скажем прямо: не предоставлены вовсе. По каким-то параметрам данных нет. Уполномоченные не отразили их в своих отчётах.

- И каких данных не было?

- Не везде была представлена статистика по обращениям, по жалобам в те или иные органы власти. Поэтому некоторые параметры просто не поддаются статистическому подсчёту или какому-либо другому отображению: их просто нет, или, во всяком случае, они не были предоставлены нам.

Если же говорить о том, что мы знаем точно, то большинство жалоб предпринимателей в регионах приходится на региональные столицы. Есть, конечно, жалобы и из других городов населённых пунктов, но больше всё же из столиц. Это, видимо, логично: столицы регионов – самые густонаселённые города.

- С одной стороны, это понятно, но, с другой стороны, возникает вопрос: не может ли это быть связано с тем, что в маленьких городках и посёлках предприниматели просто боятся жаловаться: до бога, как известно, высоко, до царя далеко, а местная власть – вот она прямо здесь. Пожалуешься, то ли ещё будет.

- Я понимаю, о чём Вы говорите. В какой-то степени может быть и так. Может быть, предпринимательство в маленьких населённых пунктах и живёт одной мечтой: выбраться на больший простор, чтобы там себя реализовать более удачно. Ведь то, чем хотят заниматься предприниматели в маленьких городах, зачастую не востребовано.

- Вы разбирали вопросы, связанные с недвижимостью, финансами и услугами. Что имеется в виду в последнем случае?

- Это – услуги, связанные с земельно-имущественными отношениями, то есть с предоставлением муниципального имущества в аренду и его приватизацией (с преимущественным правом выкупа для арендаторов), консультационные услуги для малых и средних предприятий. Услуги по градостроительным процедурам: выдача разрешения на строительство и предоставление градостроительного плана земельного участка. Рассматривались ещё услуги, связанные с размещением объектов нестационарной торговли и рекламных конструкций.

- Сразу вопрос: как по-Вашему дела в регионах с нестационарной торговлей? Что с ней в Москве, мы все знаем. Там тоже полный завал?

- Есть такое мнение. Проблематика в регионах такая же, как и у нас в столице: негативные практики, к сожалению присутствуют. Это и нарушения законодательства, и разнообразные отказы предпринимателям со стороны местных властей. Уполномоченные по правам предпринимателей отмечают эти проблемы и участвуют в качестве третьей стороны в судах, стремясь отстоять права бизнеса. Эта проблематика тоже была затронута.

- Но почему же власти все время входят в клинч с нестационарным торговым бизнесом? Ваше мнение.

- На мой взгляд, размещение нестационарных торговых объектов тесно связано с предоставлением земельных участков, находящихся под ними. А это может входить в зону интересов непосредственно чиновников или аффилированных с ними лиц, желающих «взять под себя» тот или иной участок, а, возможно, и сам объект, чтобы использовать его в своих коммерческих целях.

- Если говорить о финансах, что тут наиболее сложно?

- Это – платёжные системы: арендная плата, плата за землю. В негативных практиках очень часто указывалась завышенная арендная ставка, также мы видели её необоснованное повышение. Повышение это обосновывалось самыми разными причинами, но уполномоченным удавалось доказать неправомерность подобных действий чиновников и возвращать ситуацию на круги своя. Речь могла идти не только об арендных платежах, но и о выкупных тоже.

И ещё надо отметить такой момент, как предоставление субсидий субъектам МСП. Речь идёт о требовании возврата средств в полном объёме, причём обосновывается это либо нецелевым использованием предпринимателями этих средств, либо их неполным использованием. И здесь тоже с помощью уполномоченных удавалось доказать, что всё было в рамках договоров. Деньги предпринимателям таким образом удавалось сохранить.

- Сергей, каким может быть резюме по этому проекту?

- Видимо, надо сказать, что институт уполномоченных по защите прав предпринимателей достаточно эффективен, и стоит продолжать развивать эти практики. А поскольку проблемы, как были, так и остаются, нужно продолжать работать над их устранением и с помощью уполномоченных, и силами предпринимательского сообщества в целом. Только тогда ситуация станет улучшаться.

 

Беседовал Владимир Володин

                                                                       

 

Share