Заметки к тренингу двигательного фитнеса.

Запись на четырёхдневный курс двигательного фитнеса Антона Климата уже открыта, а для выпускников школы ещё и будет ознакомительный семинар-анонс.

Поскольку я по факту прохожу этот курс с февраля в неспешливом режиме двух часов в неделю, а сам являюсь ходячей демонстрацией эффективности этого тренинга, у меня накопилось некоторое число заметок в помощь тем, кто только займётся этим двигательным фитнесом.

1. Это запредельно контринтуитивный курс, ничем в этом отношении не лучше курса системного мышления. Преподаватель говорит и показывает ясно, но мозг отказывается воспринимать. На пятом занятии я спросил: действительно ли у меня должно быть внимание на лопатке, когда речь идёт о поднятии плеча, но преподаватель говорит «поднимите лопатку». Дьявол, да — и мне было показана разница в «поднять плечо» и «поднять лопатку» (потихоньку выяснилось, что есть отдельная «мышца, поднимающая лопатку», так она и называется, и нужно было просто научиться работать ей и только ей, расслабляя все остальные рефлекторно включающиеся окружающие мышцы). Затем ты долго учишься крутить лопаткой, что твоей ладошкой. Впрочем, ладошкой крутить тоже оказывается непросто — каждые несколько дней ты выясняешь, что понял объяснение неправильно, и не потому что объяснение не было доходчивым. Нет, мозг просто фильтрует неудобную для него информацию мимо.

2. Хинт всего этого тренинга, что не нужно напрягаться. Если у тебя есть запас силы (а эту силу легко подкачать. Подкачать силу легко!), то все движения выполняются на-ура, но при одном условии: ты сознательно выключаешь все остальные мышцы. А вот это запредельно трудно! Во-первых, ты эти мышцы должен почувствовать (а они часто в полуметре от того места, к которому у тебя приковано внимание), во-вторых сознательно расслабить. Работать нежно и расслабленно, а не напрягаться — это в тренинге самое трудное. «Постараться» в тренинге означает «мягче», это мозг понимает хуже всего. Если тебе предлагают «выпрямиться», то отрабатывать нужно не натужно выпрямляясь, а отключая все препятствия для выпрямления — то есть тщательно расслабляясь. И ты тут же выпрямляешься, добавляешь в росте сантиметров пять (это традиционная демонстрация на занятии — под вопли «вау!» от всех наблюдающих за процессом).

3. Это не эзотерика — медитировать над расслаблениями тут нельзя, скорости тут танцевальные и спортивные (миллисекунды в конечном итоге). Но начинается всё с того, что ты пару минут пытаешься принять позу, в которой у тебя всё в правильных местах расслаблено. В правильных местах напряжено — об этом беспокоиться не нужно, это само получится. Потом пара минут превращается в «одного выдоха достаточно». Потом «я и на вдохе это умею». Потом делается мгновенно, приходишь в нужное состояние прямо по ходу движения, не теряя ритма. А ритм в танцах или тех же единоборствах быстрый. Впрочем, даже к бегу это относится.

4. Овердоз натяжения тела тоже вреден. Когда ты научился немного натягиваться — это круто, это сразу даёт тебе качество небытового, профессионального движения. Для меня сферой приложения являются танцы, так это сразу дало крутую рамку, небанальный основной шаг. От мягкости или деревянности (у кого как) ты переходишь к упругости. А вот дальше ты тренируешь это натяжение, и вместо «сверхупругости» вдруг получаешь звенящую от жёсткости конструкцию: не деревянность, а металл! И нужно умерять пыл, «чуть-чуть», «незаметно», «легко» становится основным режимом движения. Вот эта «минимальность усилия» даётся огромным мозговым трудом. «Стараться не стараться» — это самое трудное.

5. Невозможно привыкнуть, что все проблемы в теле находятся в полуметре от той точки, где эти проблемы проявляются. Не работает свод стопы — не крутятся в разные стороны коленки. Не крутятся коленки — не опускается хвост в тазу. Не опускается хвост в тазу — напрягается поясница (и болит!). Напрягается поясница — ты прогибаешься, горбик на спине твой, а семь кило головы идёт вперёд для баланса. Хочешь держать шею вертикально, а не горизонтально — убирай плоскостопие. «В системах причины и следствия удалены друг от друга в пространстве и времени», данный курс хорошая иллюстрация к этому высказыванию.

6. Все эти упражнения тренинга только подводка к тому, чтобы вы придумывали свои упражнения. Как только вы поймёте принципы (они просты, их мало, но я уже отмечал, что понять и принять их мозгу нелегко), и начнёте их применять, вы начнёте обнаруживать ваши специфические телесные проблемы и бороться с ними знакомым путём упражнений — которые будете придумывать по ходу дела. Тренинг даёт не набор движений, а рецепт, по которым такие наборы движений можно делать.

7. Конечно, нужно хотя бы час в день двигаться, чтобы с телом что-то происходило. Пластичность мозга проявляется через месяцы практики, ибо клетки растут медленно. С телом то же самое: клетки тела растут медленно, да ещё и курс оказывается курсом для мозга, а там та самая пластичность: мозг нужно тоже тренировать долго. Поэтому количество происходящих с телом чудес будет прямо пропорционально уделяемому времени. Один час раз в месяц не дадут ничего, раз в день пять минут тоже не дадут ничего. А вот час в день на год-другой дадут много. Я в этом плане сачок, как и все. Тут ведь время нужно делить между целевой двигательной практикой (бег, прыг, танцы, драки) и двигательным фитнесом. И целевая практика, конечно, в сознании побеждает. Мне интересней и проще кизомбу час потанцевать деревяшка-деревяшкой, чем, например, этот же час безо всяких танцев поработать с мышцами таза или шеи и потом танцевать ту же кизомбу более пластично. Хотя я таки выбираю время и работать с мышцами таза, и работать с мышцами шеи, поэтому моя кизомба за год и четыре месяца (с учётом моего возраста и начальных менее чем нулевых телесных кондиций!) сильно круче, чем она была бы без этого. Управление временем и приоретизация хотелок — это к Дорофееву, http://mnogosdelal.ru/.

8. Связь с целевой практикой (успехами в танцах, спорте, единоборствах) абсолютно неочевидна, и её нужно прояснить отдельно. Я разделение между двигательным фитнесом и тренингом стилевого движка прописывал в «холархии человеческого движения» https://ailev.livejournal.com/1371120.html, но не так уж подробно. Курс двигательного фитнеса даёт прежде всего скорость овладения стилевым движком в избранном прикладном виде человеческого движения:
— чёткое понимание того, что хочет «прикладной» тренер твоего стиля, особенно когда то, что тренер говорит не совпадает с тем, что тренер показывает — ты начинаешь это буквально видеть. Я сейчас регулярно рассказываю ученикам то, что от них хочет тот или иной преподаватель танцев более доходчиво, чем это делает сам преподаватель. Ведомость партнёрши в том же урбан кизе поднимается в разы от буквально одного занятия. За счёт чего в спортивных единоборствах партнёр выводится из равновесия, тоже объясняется за десять минут и пару простых демонстраций. И если ты прошёл курс, то а) такое понимается на раз-два, б) после понимания есть шанс повторить сразу правильно.
— специфическую мышечную координацию прикладного стиля всё одно придётся учить. Если ты не знаешь саиду в кизомбе, то её нужно будет выучить. Но делать ты её будешь не коряво, и сможешь провести партнёршу: за счёт осознанности происходящего в твоём теле и теле партнёрши. Броски в единоборствах тоже нужно будет выучить, но внимание сразу будет на нюансах, обучение займёт меньше времени: в многочисленных повторениях ты не будешь заучивать сначала неправильный вариант, а потом потихоньку исправлять ошибки. С первого раза правильно: сначала медленно, а потом быстрее и быстрее.
— количество проблем из-за неадекватного двигательного фитнеса не осознаётся. Если ты не работал с балансами, то просто не понимаешь, что тебе этого не хватает. У тебя просто «не получается хорошо, не знаю что». А не получается, например, просто потому что неизбежное при любом движении «не упасть» тело компенсирует неправильным образом, и движение выходит неэстетичным. Или не получается красивый останов любого движения не только руки, но и ноги. Потому как ты не понимаешь, что останавливаются конечности обычно на поднатяге, а не на напряжении (если это, конечно, не какой-нибудь паппинг, на котором речь идёт о «специальном эффекте»).
— основная фишка («уникальное торговое предложение») курса в том, что тебя учат работать не только с «напряжением» и «расслаблением», но и тем самым «поднатягом» — это абсолютно небытовой аспект. В жизни в естественном виде встречается в утреннем потягивании, да и только. И вот «красивое» и «техничное» движение оказываются по факту с существенной долей этого прокачанного потягивания. Кто бы мог подумать! Проблема только в том, что это потягивание нужно научиться делать, отключая основной мышечный панцирь, добиваясь лёгкости и воздушности. Но оно того стоит.
— осанка и эстетичные позы тут просто бонус. Все позы всё одно не запомнишь, осанку для каждого положения тела не выучишь. Поэтому в двигательных практиках приложение просто принципов минимального усилия с прокачанной и растянутой глубокой мускулатурой даёт бонус эстетичности.

Напомню ещё, что весной удалось записать и рассказ про основные принципы тренинга самого Климата на нашей конференции по системному менеджменту: http://ailev.livejournal.com/1341660.html

Автор — А.Левенчук, научный руководитель Школы системного менеджмента

Источник — https://ailev.livejournal.com/1394766.html?utm_source=fbsharing&utm_medium=social

 

Share