Tseren V. Tserenov

Миссия Школы системного менеджмента.

Недавно обсуждали миссию Школы системного менеджмента — «помогаем освоить современное системное мышление».

Системное мышление позволяет совладать со сложностью окружающего мира, оно обеспечивает коллективную деятельность — менеджмент, инженерию, предпринимательство, спорт и развлечения, личное развитие. Оно абстрактно, адекватно, осознанно, рационально.

Слова «помогаем освоить» тут не случайны: никаких «внедрений» против воли, мы не насаждаем системное мышление, мы помогаем тем, кто к нам обратился. А поводы для обращения есть: дети сегодня осваивают мышление тех времён, когда учились их учителя (то есть допотопное). В ВУЗах магистров уже учат не столько мышлению, сколько каким-то профессиональным дисциплинам. Хотя в бакалавриатах ещё могут говорить об общей мыслительной подготовке, но прямо универсальному мышлению не учат. Курсов современного системного мышления нет (хотя есть много курсов не слишком современного системного мышления), вот мы их и делаем. На этих курсах люди сами осваивают мышление (царской дороги в системное мышление, как и в геометрию, нет), мы им в этом помогаем.

В миссии не указано, помогаем ли мы взрослым профессионалам, студентам, школьникам или даже стремительно умнеющим роботам (которых сегодня не программируют, а учат. Если у нас есть качественное содержание образования («современное системное мышление», его мыслительные пререквизиты и основанные на нём менеджерские, инженерные и предпринимательские практики), то вопрос предложения разных форм обучения для разных аудиторий — это больше вопрос ресурсов.

То, что в миссии не просто системное мышление, а современное системное мышление — это важно, ибо системное мышление продолжает активно развиваться, оно меняется. В старом системном мышлении не было стейкхолдеров, не было понимания важности обеспечивающей системы, первичного понимания обеспечивающей системы как набора практик. Совсем недавно кроме функций начали активно рассматриваться сервисы, а сейчас и поставленные практики (capabilities). Последние пять лет акцент идёт на людях в составе систем, внимание приковано к системам систем (system of systems).

Некоторые изменения радикальны: сегодня системное мышление по факту кибермышление, оно моделеориентированное (model-driven, model-based). Люди мыслили раньше сами по себе «внутри головы», потом с помощью ручки и бумажки, а сейчас с помощью компьютерных моделей всё больше и больше. Вынесли часть системного мышления из кортекса в экзокортекс, языки системного моделирования (отнюдь не только system dynamics) становятся из экзотики рутиной, например, тот же ArchiMate.

«Современное» мы понимаем как state-of-the-art (лучшее из известного, а не среднее и устаканившееся прошлое «для учебника»). По факту ремарка о современности мышления в миссии Школы требует от преподавателей Школы самим вести исследования.

Для того, чтобы показать мощь системного мышления в борьбе со сложностью, Школа ведёт курсы менеджерских, предпринимательских и инженерных практик, например «системный менеджмент и стратегирование«, «основы системного лидерства«. Системное мышление позволяет полнее и быстрее понять содержание предметных практик, уложить их в голове в осмысленную структуру.

Чтобы помочь освоить современное системное мышление, Школа будет помогать освоить и современные его пререквизиты: прежде всего логику, психопрактики осознанности, практики моделирования. А ещё нужно иметь готовое к действию тело. Всё это тоже непрерывно меняется, тоже современное, тоже «лучшее из известного» (state-of-the-art). Так, нужно учитывать, что мышление стало вероятностным и коннективистским.

Это всё телесный и ментальный «фитнес» как готовность к действию, готовность к осознанному выбору. По сути дела, системное мышление завершает «фитнес» в рамках персонального развития, это основа системного развития личности. От мышления требуется универсальность, системное мышление тут верхушка некоторого айсберга других дисциплин личного развития и само основа дисциплин для менеджерских, инженерных и предпринимательских компетенций.

А ещё мне важно, что миссия школы отлично сочетается с моей личной миссией — «Откапываю и распространяю мощные идеи, способные существенно повысить эффективность людских усилий».

Автор — А.Левенчук, Научный руководитель Школы системного менеджмента

Источник — https://ailev.livejournal.com/1384678.html

 

Share