Oleg M. Shestoperov

Госорганы получат алгоритм работы с проектами общественно значимых НПА.

Портал, запущенный в 2013 году, не выполняет в полном объёме функции по общественному обсуждению проектов нормативно-правовых актов (НПА). Для получения комментариев и предложений по действительно значимым для общества и государства законодательным инициативам необходимо создавать отдельные интернет-ресурсы, а госорганы должны получить подробный алгоритм работы с общественно значимыми НПА. Такие предложения были озвучены на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства, которое состоялось 28 октября под председательством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова.

Интернет-ресурс был создан во исполнение майского указа Президента №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». На портале проходит общественное обсуждение документов, оценка регулирующего воздействия, независимая оценка проектов административных регламентов, а также независимая антикоррупционная экспертиза. На данный момент на портале зарегистрировано 3739 представителей ФОИВ и более 133 тыс. пользователей.

Механизмы портала на сегодняшний день не учитывают, насколько те или иные акты являются действительно общественно значимыми и принципиальными для регулирования государственно-общественных отношений, а насколько они являются техническими документами, которые должно принимать Правительство, в том числе во исполнение ранее принятых решений. За прошлый год более 28 тысяч актов, которые подлежали регистрации в Минюсте, были приняты Правительством. Для общества нужно определить, насколько каждый из этих актов является значимым и что за ним стоит», — отметил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Как отметил член Экспертного совета при Правительстве РФ Александр Брагин, наиболее посещаемый документ, размещённый на портале, собрал лишь около 370 просмотров и при этом не получил ни одного комментария. Наиболее обсуждаемый проект акта, по его словам, собрал 9 комментариев от 3 экспертов.

Эти цифры говорят о том, что обсуждений как таковых на портале не ведётся. При этом мы понимаем, что у нас есть большое количество актов, например, проект изменений в Налоговый кодекс, законопроект о преимущественном возмещении ущерба по ОСАГО, которые вызывали большую общественную дискуссию, иногда с общественными петициями. Никакой дискуссии на портале по ним не происходило», — сказал эксперт.

По данным Высшей школы экономики, которая проанализировала процедуру ОРВ на портале на примере 160 проектов НПА, на этапе уведомления о начале разработки по 74% актов не поступило ни одного предложения, на этапе размещения проекта НПА больше 3 комментариев было получено только в 7% случаев. Это говорит о крайне низком уровне обсуждения, считает проректор ВШЭ Андрей Жулин.

Экспертный совет предложил ввести специальную процедуру общественного обсуждения по общественно значимым нормативным правовым актам: документ предлагается считать таковым, если так решило само ведомство-разработчик и получило согласие общественного совета. Кроме того, с подобной инициативой может выступить сам общественный совет при ведомстве, Общественная палата РФ, Экспертный совет при Правительстве. Документ может быть признан общественно значимым и по прямому поручению Президента РФ, Председателя Правительства РФ и его заместителей. Решение о признании документа общественно значимым предлагается публиковать на официальном сайте ведомства. Обсуждение НПА с ключевыми заинтересованными группами рекомендуется проводить уже на этапе концепции как в интернете (в том числе на сайтах, специально созданных для обсуждения конкретного проекта, а также в специальных группах в соцсетях), так и очно.

Надо подумать о том, чтобы предложить некий универсальный конструктор сайтов для отдельного обсуждения каждого общественно значимого проекта, по аналогии с сайтом для обсуждения закона о контрольно-надзорной деятельности, на котором было собрано около 400 комментариев. Когда мы делаем отдельный ресурс под конкретный проект документа, мы начинаем отдельно фокусировать трафик и внимание аудитории, референтных групп на этом документе. 400 комментариев — это уже не 3, это уже репрезентативное мнение людей, которые заинтересованы в принятии качественного государственного решения. Здесь нужно смотреть типовые решения», — сказал Михаил Абызов.

Механизмы самого портала regulation.gov.ru тоже нужно совершенствовать, подчеркнул министр. Он поддержал предложение гендиректора Национального института системных исследований проблем предпринимательства Олега Шестопёрова сделать технически невозможным переход на следующий уровень проработки документа без размещения обязательных документов, таких как сводки по итогам прошедшего обсуждения. Как показали результаты проведённой институтом в марте-июне 2016 года «контрольной закупки», большинство ведомств такие сводки не публикуют.

На портале нужно публиковать окончательную редакцию закона, которая либо вносится Правительством в Госдуму, либо вносится в Правительство для рассмотрения на площадке Правительства, считает Михаил Абызов. Зачастую, по его словам, проект документа за время согласования меняется до неузнаваемости, и комментарии, полученные на первоначальную версию, теряют свою актуальность.

Эксперты предлагают помимо текста проекта общественно значимого акта, пояснительной записки и финансово-экономического обоснования размещать на портале понятную инфографику, которая разъяснит суть изменений в доступной форме, а также оценку промежуточных результатов обсуждения и доработанный акт. По итогам обсуждения общественно значимых НПА эксперты считают необходимым проводить независимую оценку того, насколько полно были представлены референтные группы и насколько их мнения нашли отражение в итоговом проекте документа.

Все предложения по повышению эффективности обсуждения общественно значимых актов Михаил Абызов поручил ещё раз проработать в формате «мозгового штурма».

Итоговым результатом нашей работы по этому направлению должен стать нормативно утверждённый Правительством алгоритм работы с общественно значимыми актами ФОИВ, совмещённый с регламентом работы Правительства в формате блок-схем. Давайте эти подходы предварительно проработаем и в январе —начале февраля вынесем итоговый модуль на утверждение Правительственной комиссии», — сказал министр.

Михаил Абызов отметил, что каждый из механизмов, утверждённых Стандартом открытости, — таких какантикоррупционная экспертиза, оценка регулирующего воздействия, размещение проектов НПА на портале regulation.gov.ru и другие — хорошо проявили себя в ряде случаев, но их необходимо систематизировать.

Наша задача — до окончания конституционного срока работы Правительства упорядочить эту систему и оставить после себя работоспособные механизмы», — сказал министр.

Правкомиссия также рассмотрела перечни и порядок публикации открытых данных организаций социальной сферы. В августе этого года Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову обеспечить утверждение перечней и форматов информации о деятельности организаций социальной сферы для размещения в интернете в виде открытых данных.

Высшая школа экономики подготовила свои предложения по составлению перечня обязательных для публикации наборов данных и рекомендует внести изменения в НПА, позволяющие раскрывать статистическую информацию о деятельности организаций социальной сферы.Соответствующий план действий был одобрен Михаилом Абызовым. Он сообщил о подготовке предложений для Председателя Правительства — каким образом эту модель применить, чтобы избавить учреждения от формальной отчётности перед вышестоящими структурами. Речь идёт о централизованном раскрытии информации соответствующими социальными учреждениями из общего хранилища данных.

Также Правительственная комиссия рассмотрела разработанный экспертами Индекс качества работы ФОИВ с открытыми данными.


 

Share