Viktor A. Kharchenko

Отчет по зонам.

В свое время я активно интересовался темой технопарков и особых экономических зон и для того, чтобы лучше понять как делаются подобные проекты несколько раз ездил к нашим ближайшим соседям финнам. По итогам поездок сделал небольшой сводный пост и выступил в качестве приглашенногоэксперта в эфире "Большого правительства"


Технопарков много, а выбирать почти не из чего. Под вывеской «Технопарк» часто действуют площадки, которые лишь сдают помещения в аренду. А должны предоставлять бизнесу целый комплекс инфраструктурных услуг, чтобы облегчить ему жизнь и развитие. Помимо лжетехнопарков есть и вполне официальные, созданные на государственные средства, но нацеленные лишь на освоение этих средств.

«По нашим оценкам, большинство технопарков в России создается для галочки, – говорит заместитель генерального директора НИСИПП Виктор Харченко. – Сейчас выделяются достаточно серьезные деньги на стимулирование инноваций в стране. И практически все субъекты Федерации заложили у себя такие средства и построили уже или ведут строительство подобных технопарков. По нашим оценкам, их сейчас в стране около 100, и, на мой взгляд, из них около десяти, о которых можно говорить, что они функционируют эффективно».

Одна из проблем, мешающих развитию малого и среднего бизнеса, тяжеловесное администрирование. Предприниматели чаще больше боятся не криминальных ситуаций, а необходимого общения с регистрирующими и контролирующими органами. Вопросы возникают и к последовательности вводимых программ господдержки бизнеса. Они принимаются и отменяются достаточно часто, чтобы могли сформироваться стабильные правила игры на протяжении долгого периода времени. И главное – у нас бизнес существует для государства, а не государство для бизнеса. Поэтому частное предпринимательство непопулярно. 



Прошло немного времени и Счетной палатой РФ был опубликован разгромный, по другому его назвать не получится, отчет о создании и развитии Особых Экономических Зон


В рамках федерального закона об особых экономических зонах на территориях 30 регионов России создано 33 особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые и туристско-рекреационные. На сегодняшний день помимо Минэкономразвития России управление ОЭЗ осуществляют 15 акционерных обществ.

На коллегии было отмечено, что десятилетний опыт существования особых экономических зон показывает, что они так и не стали действенным инструментом поддержки национальной экономики. «Процесс создания и управления ОЭЗ характеризуется формализмом, безответственностью и безнаказанностью, отсутствием исполнительной дисциплины и спроса за принятые решения и их последствия. Реальный экономический эффект от особых экономических зон не достигнут», - заявил аудитор Сергей Агапцов.

О низкой эффективности работы экономических зон в рамках обсуждения итогов проверки сказала Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. «Самое неприятное, на мой взгляд, из показателей, даже не использование денег. На территории ОЭЗ за 10 лет создано 18 177 рабочих мест. Давайте соотнесем 121,9 млрд., которые вложили из федерального бюджета, 185,9 млрд. руб. - вместе с субъектами и 18 177 рабочих мест: разделите, сколько стоит одно рабочее место за 10 лет. О какой эффективности здесь можно говорить?», - заявила она.*

Выручка АО «ОЭЗ» от продажи продукции, в основном, представляла собой выручку от операций, связанных с передачей в аренду имущества. В ходе проверки установлены факты передачи имущества в аренду по стоимости ниже среднерыночной. Доходы АО «ОЭЗ» от сдачи имущества в аренду значительно меньше, чем расходы на его содержание. В результате чего чистая прибыль общества и, как следствие, размер дивидендов, подлежащих перечислению в федеральный бюджет, занижены. 



Тут даже и не знаешь, что сказать. 

 

Share