Николай Смирнов, заместитель генерального директора НИСИПП. Помочь бизнесу взаимодействовать с госорганами. Часть третья.
Дата: 05.08.2015
Эксперты: Смирнов Николай Валериевич
Это – последняя часть нашей беседы с Николаем Смирновым о проекте разработки методического инструментария для оценки стандартных издержек бизнеса
- Николай! Что всё же должна дать ваша методика органам, занимающимся оценкой издержек бизнеса?
- Это будет инструкция для калькулятора издержек. Сегодня министерства при разработке законопроектов в рамках процедуры ОРВ должны оценивать издержки бизнеса, но пока эта часть работы реализуется только в единичных случаях. И это понятно, поскольку она требует творчества, это ручная работа в противовес конвейерному характеру нормотворческой работы в целом. Чтобы прочно прикрепить ОРВ к нормотворчеству, нужно сблизить форматы, то есть нормотворчество должно стать менее конвейерным, а ОРВ наоборот должно обрасти инструментами и инструкциями. Движение будет подчиняться законам сохранения импульсов и инерции, видимо. Но все же, теперь считать нужно будет не в ручную, а на автоматизированном калькуляторе, к которому будет инструкция. Это ключевое, так как оценка издержек может превратиться из бюрократической обузы в удобный инструмент, дающий совещательное преимущество в количественной аргументации. Если пока министерства-разработчики готовят сводные отчеты с расчетами или их отсутствием и направляют их в Минэкономразвития для ОРВ, то качество заключений Минэкономразвития гораздо выше. Но с автоматизированным калькулятором ситуация может поменяться. Ведомства смогут достаточно легко отстаивать свои позиции на уровне цифр. Это, по-моему, замечательно: развитие такой аналитики поспособствует повышению квалификации сотрудников самих ведомств. Технически это будет сделано через портал regulation.gov.ru. То есть калькулятор будет инструментом не только для чиновников, но и для бизнеса, и для экспертов, и всех прочих участников публичного обсуждения. Поскольку мы давно занимаемся ОРВ, и эта тема для нас традиционна по всем направлениям, которые здесь есть, то мы, естественно, поддерживаем эти вопросы и в рамках публичного обсуждения, даём Министерству наши комментарии наравне с другими экспертами. Кстати, Вы говорили, что есть какие-то претензии к ОРВ у коллег. Что это за претензии, какие риски они указывают?
- Их статья начинается следующим абзацем: «1 июля 2013 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 года №1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Нововведения, связанные с этим, были направлены на повышение качества проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Но вместе с тем они несли в себе следующий риск: функции по оценке переданы незаинтересованным лицам (разработчикам регулирования). И в целях недопущения снижения качества оценки необходим контроль их деятельности, а также ресурсное обеспечение и обучение новому виду деятельности. Данный риск, как свидетельствуют результаты мониторингов НИСИПП, фактически наступает. Разработчики чересчур формально относятся к процедуре оценки, при этом ряд процедур, закрепленных в НПА, систематически не выполняется».
Основные претензии, как видите, названы.
- Мы как раз об этом и говорим. Очень много сводных отчётов об ОРВ, которые готовят ведомства-разработчики, мягко говоря, не содержат даже той необходимой информации, на основе которой можно делать выводы. Информации предельно мало. Это было заметно и в начале процесса, заметно и сегодня. Разработчиков нужно в этом переубеждать и чем можно помогать. Вот, калькулятор подарить, например. Благо, эти пустые отчеты официально открыты, а значит есть надежда.
- Николай, будем честными: введение ОРВ сопровождалось неким романтическим подъёмом…
- Те надежды, которые возлагались на ОРВ изначально, лет 5 назад, исполнились, конечно, не на 100%, но их исполнение видно. Возникает аргументация в виде аналитических материалов. Она постепенно входит в оборот, вот и весенняя амнистия Премьера измеряется в объеме предотвращенных издержках бизнеса. Понятно, что это не произойдёт быстро: государственная машина имеет у нас инерционный характер, и её нельзя так просто взять и поменять. Так что любые процессы требуют постоянного нажима, постоянного давления, чтобы они вошли в практику и заработали.
- Увы.
- Я бы ещё сделал одно замечание: вот постоянно говорится, что сегодня участие в ОРВ предпринимателей далеко не столь активное, как хотелось бы. Для того, чтобы предприниматели принимали участия в обсуждениях, они должны понимать свою выгоду от этих обсуждений, а они зачастую эту выгоду не видят вообще, поскольку их аргументы формально не учитываются. Вот им-то как раз калькулятор может и пригодиться. Как дело дойдет до конкретных цифр, глядишь, разработчикам придется с ними что-то делать. Цифры можно предъявлять конкретно. А если так, то законы и вообще нормативные правовые акты начнут измеряться экономически в издержках, а когда-нибудь и выгодах от их применения.
Таким образом, ОРВ в перспективе должна стать инструментом стратегического планирования. Выбор экономической стратегии и оценка ее эффективности должна учитывать результаты ОРВ как один из KPI, то есть ключевых показателей эффективности. Для этого нужно будет разработать свои методики и процедуры.
- А как эти вопросы решаются в других странах?
- Если совсем коротко, то в Европе, например, издержки бизнеса от госрегулирования исчисляются десятками миллиардов евро. И регулярно озвучиваются планы их сокращения на 10 – 30% в год.
- И сокращают?
- Похоже, что да, хотя есть и вопросы, насколько эти издержки корректно оценены, насколько всеобъемлющий характер они имеют, в чьих интересах происходит снижение. Там своя бюрократия и свои обходные пути имеются.
Беседовал Владимир Володин
Социальные комментарии Cackle