Анатолий Левенчук, президент TechInvestLab, директор по исследованиям Русского отделения международного совета по системной инженерии. Системное мышление и системное действие. Часть первая.

- Анатолий, итак, открывается Школа. Чем она, в первую очередь будет заниматься, чему учить?

- Школа системного мышления и действия будет заниматься ровно тем, что вынесено в ее название – системным мышлением и действием. Дело в том, что и системная инженерия, и менеджмент требуют системного мышления. Но мы говорим о системном мышлении не просто как о созерцательном, системное мышление действенно, оно может менять мир. С помощью системного подхода, с помощью понятия «система», можно обеспечить всестороннесть наших мыслей, можно согласовывать наши действия и действия других людей, получая результат «с первого раза правильно».

К сожалению, когда люди задумываются о понятии система (скажу из своего личного опыта), выясняется, что они просто не знают, что это. Само слово знают все. Знают, что система – это что-то, состоящее из каких-либо частей, взаимодействующих друг с другом. И даже знают, что сама система больше, чем сумма составляющих её частей. Но на этом знания о системах и системно подходе заканчиваются, поддержать даже двухминутный разговор о том, что же такое система, что такое системное мышление, как системно действовать люди зачастую не могут. И когда мы говорим о системных решениях, о системном подходе – это только «говорим», никакого действия из этих разговоров не следует, слово «система» вплетается в речь только для пущей солидности.

Наша школа должна будет массово дать людям понятия системного мышления и действия, общие для инженерии и менеджмента – в нашей стране, на русском языке.

- Хорошо. Но всё же для кого конкретно эта школа? Кто в ней будет учиться?

- Это школа для тех людей, которые и так, вроде бы, мыслят и действуют, причём у них всё хорошо получается. Но при этом эти люди хотят, чтобы их мышление и действия стали системными, хотя они не очень могут сами объяснить что это «системными» означает.

Обычно такие знания и умения требуются, когда люди выходят за пределы своей компетенции.

Одна из характеристик системного подхода – это междисциплинарный подход. Это подход, в котором мы можем разные дисциплины, разные предметные области объединять мыслью и действием.

Например, бывает, что менеджеры хотят каким-то образом хотя бы чуть-чуть разобраться в том, что делают инженеры, а у них это не базовое образование. Или, когда инженеры вдруг получают менеджерские задачи и хотят хоть чуть-чуть овладеть искусством менеджмента (не такое уж это искусство, если мы ему можем учить). Тогда, когда требуется каким-то образом объединить действия многих разных видов специализаций инженеров и специализаций менеджмента. И в этих ситуациях уже просто быстро соображать и хорошо думать просто не хватает. Требуется применять какой-то подход – и лучше бы этот подход был системным.

Если у вас предприятие, в котором по определению есть много самых разных специализаций менеджеров и инженеров, и вы в правлении такого предприятия, то вам нужно обладать системным мышлением. Причем не таким, каким обладает, например, системотехник (была раньше такая специальность), системный инженер или даже выучившийся по программе MBA менеджер. Вы должны уметь принимать междисциплинарные системные решения, чтобы была хоть какая-то гарантия учёта соображений разных специалистов в этих решениях.

- А к какому объекту или предмету мы будем применять системное мышление? Кто должен являться объектом наших системных действий?

- Здесь мы переходим к вопросу, что такое система. Это – первый урок нашей школы. Какие вообще по своей природе бывают системы? Они бывают сугубо технические, но также могут быть и социотехническими (например, предприятие). Могут быть даже системы систем – это много разных систем, которые принадлежат разным лицам, имеющим разные интересы. Поэтому надо понимать, как согласовывать эти интересы, чтобы создать работоспособную общую систему.

Есть даже способ думать о процессах изменений так, как о системе. Для этого нужно думать не столько о самом процессе, сколько об участвующих в изменениях влияющих друг на друга объектах. Совокупность этих объектов и будет «процессом». Про процессы думать трудно, трудно их обнаружить в предприятии, а вот про объекты легко думать, их легче обнаружить, и легче договориться по их поводу.

О сервисах тоже нужно думать как о системах, ибо они всегда оказываются системой, они – это поведение системы. Так что, если вам сказали обеспечить сервис, то на самом деле вам сказали создать систему, которая его будет оказывать.

Так что первое, чему мы учим – представлять весь мир в качестве систем, чтобы сделать возможным системно мыслить о самом разном.

- Я правильно понимаю, что предметом, объектом, к которому можно будет применять знания, полученные в Школе системного мышления и действия, будет предприятие, либо какой-то проект, осуществляемый предприятием, продукт, который это предприятие производит

 - Да, речь идёт об этом. Даже о лидерстве мы можем думать по схемам системного мышления. И даже психика человека мне представляется как система.

- То есть мы пытаемся выстроить методологию, которая позволяет подходить с точки зрения системного мышления к самым различным объектам нашей жизнедеятельности, начиная с предприятия и заканчивая жизнью человека?

- Да. При этом мы учимся не просто представлять всё в виде системы. Мы учимся применять какие-то приёмы мышления, приёмы системного действия к этим самым системам. Для того, чтобы в мире, состоящем из систем, мы могли бы ставить цели, действовать, добиваться решения проблем.

- То есть мы пытаемся сказать, что хотим дать образ системного мышления.

- Да, можно сказать и так. Хорошо было бы, чтобы большинство мыслей у нас шли, как по рельсам – легко и незаметно для нас, чтобы мы не изобретали каждый раз, как нам нужно думать о том или другом. В этом случае мы можем сосредоточиться только на тех местах, где рельсов ещё нет и мысли не мчатся по давно проложенной колее. А если мозг у нас девственно чист, и этих рельсов нет, то мы каждый раз прокладываем новую дорогу для наших мыслей, это – слишком затратное мышление, это медленно и неэффективно.

- Хорошо. Есть, условно говоря, образ математического мышления, физического, гуманитарного. А есть способ мышления водопроводчика.

- Всё так.

- Но наша школа даёт образ системного мышления, чтобы человек мог решать проблемы именно системно.

- Да, мы учим тому, чтобы человек умственного труда, столкнувшись с многодисциплинарными ситуациями, поступал примерно как водопроводчик, который не задумывается над каждым своим действием, поскольку многое делает, как говорится, «на автопилоте».

О предприятии в целом, о сервисе в целом, о какой-то сложной технической системе в целом, обученный системному мышлению человек думает именно так - «на автопилоте». И планка его творческого мышления поднимается выше, у него освобождается много времени, на «ручное управление мышлением» он переходит для более сложных случаев, а не всегда.

- Применять это нужно, в первую очередь, в развитии предприятий, чтобы улучшить их деятельность? Как мы можем помочь?

- Системный подход, конечно же, относится к коллективному действию – именно он позволяет объединять индивидуальные мышления и действия людей в целостное действие предприятия. При этом системное мышление преподносится в простых и понятных формулировках. Трудность в том, что понять эти формулировки легко, много труднее им следовать в жизни, владение системным мышлением требует тренинга, как и в случае овладения математическим, физическим мышлением, и даже мышлением водопроводчика.

У меня есть формулировки, преподносимые в форме пословиц, традиционного средства передачи народной мудрости. Например: «Уважай чужую модель мира, для начала пойми её». Это означает, что у каждого есть своя модель мира, и она не случайна – она удобна для качественной и эффективной работы этого человека. Модель мира финансиста существенно отличается от модели мира инженера. В школе системного мышления и действия мы учим, что эти модели мира надо признать и уважать – если финансист или инженер говорят что-то странное и неправильное, то это может быть странным и неправильным в вашей модели мира, а в их моделях мира это будет правильно. Поймите, какая у них модель мира, вам станет понятней, что и почему они говорят. Все модели мира разных людей не такие, как в учебниках, и не такие, как у вас, они уникальные и особые. Если вы их не понимаете, то вряд ли сможете организовать коллективное действие – индивидуальные действия будут проходить не в общем мире, а в индивидуальных мирах каждого, общего результата не будет. Мы учим, как с этими разными моделями мира справляться.

- Но тогда получается, что, говоря о предприятии, Вы уже имеете чёткую модель предприятия. И, с точки зрения системного мышления, Вы выстроили для себя модель, состоящую из универсальных частей.

- Конечно. Ведь моделей предприятия может быть много. Любая книжка по менеджменту или по системной инженерии содержит такую модель. И точно так же содержат такие модели книжки по системному мышлению. И в Школе системного мышления и действия тоже даётся модель предприятия: надо же с какой-то модели начинать. Модели различаются количеством разных деталей, способами построения каждой данной модели и предположениями, сделанными при её построении.

Та модель, которую мы даём, была получена в результате рассмотрения порядка 250 проектов, в которых ставился один и тот же вопрос: что из обсуждаемого в них повторяется из проекта в проект. Результаты были обобщены и легли в основу стандарта OGM Essence.

Потом мы взяли материал и дополнительно его обобщили, и теперь эта модель, согласованная с рядом других стандартов, легла в основу нашей программы. Почему мы взяли именно этот стандарт и тысяч похожих? Не только потому что он свежий и современный (он был утверждён в 2014 году), но и потому, что он сам опирается на принципы системного подхода и учитывает в его модели предприятия как инженерные аспекты, так и менеджерские.

- Анатолий, Вы, грубо говоря, будете учить тому, что окружающая действительность состоит из бесконечного числа систем, подход к которым может быть универсальным. Я Вас правильно понял?

- Да. Если мы подходим к любому интересующему нас в нашей деятельности объекту, как к системе, а не думаем о нём каким-то уникальным для данного объекта образом, это и называется системным подходом.

Когда мы нарабатываем что-то в одной предметной области, а потом прикладываем к другим областям – это называется подход. Так было в биологии: на примере рассуждений о сверхсложных биологических системах (биогеоценозах) выработали понятие система и пошли, прикладывая его ко всему миру. Это и есть системный подход. Уникальность в том, что в рамках системного подхода можно учесть и то специальное мышление про объект, которое существует и без системного подхода – но системный подход позволит подумать ещё и о многом другом, что не придёт в голову узкому специалисту.

И так, системное мышление – мышление, использующее системный подход. Системное действие – действие, поддержанное системным мышлением. Оно действует не просто с произвольными объектами окружающего мира, а с системами, действует всегда целенаправлено, учитывает множество межсистемных и внутрисистемных связей. Наша задача ведь не только изучать предприятие, но и менять его. Так что у нас учат и мышлению, и действию.

Продолжение следует.

Материал подготовил Владимир Володин.
 

Share