Fazliddin S. Saydullaev

Фазлиддин Сайдуллаев, старший эксперт НИСИПП.Как вводить электронные сервисы или госуслуги 2.0.Часть третья.

Это – заключительная часть беседы с Фазлиддином Сайдуллаевым о выполненном НИСИППом проекте по разработке электронных сервисов при предоставлении госуслуг.

 

- Фазлиддин, мне неоднократно приходилось брать интервью по поводу работы МФЦ, и каждый раз возникал один и тот же вопрос: Что может делать МФЦ, кроме как быть передаточным звеном, снижающим временные затраты и граждан, и госслужащих.

- В рамках проекта мы почти не общались с многофункциональными центрами, поскольку МФЦ не имеют собственных государственных полномочий (в Москве, правда, они оказывают некоторые услуги). Их основная задача – прием и выдача документов и предоставление консультаций. Человек может прийти в такой центр, проконсультироваться по интересующему его вопросу, сдать документы, если они у него есть, получить результат. Плюс к этому сейчас здесь оказываются дополнительные услуги вроде того же ксерокопирования или сканирования. Насколько я знаю, сейчас прорабатывается вопрос присутствия в центрах нотариусов или их представителей, фотографические работы.

Тем не менее, это важное звено, которое позволяет повысить комфортность предоставления услуг для граждан и сократить затраты органов власти на взаимодействие с заявителями.

- А теперь куда более общий вопрос: в каком состоянии у нас ситуация с госуслугами?

- Ситуация улучшается. И можно сказать, что не последнюю роль в этом играет деятельность городского Департамента информационных технологий.

Раньше каждое ведомство самостоятельно разрабатывало свои информационные системы, и сегодня у каждого органа власти существует не одна такая система (у той же Государственной жилищной инспекции, если я не ошибаюсь, их не менее пяти) каждая из них заточена под какие-то узкие вещи. А сейчас под эгидой Департамента ведомственные системы обновляются и увязываются друг с другом, что дает сразу два эффекта: упрощение межведомственного взаимодействия и возможность Правительства Москвы получать из первых рук данные по всему объему параметров. В городском хозяйстве это могут быть и количество домов, и количество приборов учета, и количество потребленных за сутки энергоресурсов. Точно также можно будет получать информацию о количестве обращений граждан за получением услуги, количество консультаций, за которыми люди обращаются, количество жалоб, которые поступают через тот же портал «Наш город».

Между прочим, этот портал – замечательная вещь. На днях попробовал обратиться сам и остался доволен результатом.

Так что ситуация в данной сфере улучшается. Единственное, что настораживает, так это конкуренция между информатизацией и работой многофункциональных центров. С одной стороны, они должны друг друга дополнять, с другой, между ними идет некоторая конкуренция.

- Итогом Вашей работы, как я понимаю, был соответствующий аналитический доклад?

- Итогом был не только аналитический доклад, но предложения по изменению практики осуществления полномочий с использованием информационных систем.

Например, есть государственные службы занятости и трудоустройства. Раньше они были федеральными, но теперь их функции делегировали регионам. И они оказывают довольно забавные услуги. Например, содействие в поиске подходящей работы.

Казалось бы, открываешьш газету «Работа и зарплата», или сайт HeadHunter, где количество доступных вакансий выше головы. Тем не менее, существуют центры занятости населения, которые, по сути, дублируют работу, уже выполняемую рынком.

- Видимо, Минтруду и другим ведомствам, имеющим отношение к проблемам занятости, не хочется всё это пускать на самотек.

- Пускать всё на самотек мы и не предлагали. Мы предложили воспользоваться возможностями электронных систем, которые позволяют раскрывать в свободном доступе всю базу вакансий. Никакой коммерческой или личной информации там нет, вся информация открытая. Добавить фильтры по различным критериям: возрастным, квалификационным, профессиональным, по опыту работы. И тогда люди смогут, не выходя из дома, найти себе работу.

- Но ведь тогда чиновники, которые сейчас занимаются подбором вакансий, сразу станут клиентами названных Вами систем.

- Я думаю, что в Москве есть достаточно сфер, где наблюдается нехватка рабочих рук. И потом у этих органов остаются и другие полномочия. Например, временное трудоустройство для студентов, хотя здесь тоже есть над чем задуматься.

- Вот именно: кто мешает создать поисковые системы и для этих случаев.

Согласен, но нужно учитывать, что полномочия установлены федеральным перечнем и должны реализовываться. Поэтому мы предложили не отменять их вообще, а изменить формат их предоставления: в городе, где проникновение интернета в повседневную жизнь максимальное в стране, это – очевидное направление для развития.

- А как с реализацией Ваших предложений?

- Часть предложенных решений уже внедряется городскими властями. Например, в рамках полномочий по надзору за самоходной техникой мы предложили раскрывать информацию о прохождении технического осмотра, смене владельца и т.д. Правда реализуется это предложение сейчас только для автотранспортных средств, что позволяет узнать всю историю автотранспортного средства, в чьей собственности оно находилось, в какие аварии попадало, проверить машину на угон. Причем сделать все это можно не после покупки машины, а до того.

Кроме того, информатизация процесса предоставления госуслуг позволяет внедрить такой сервис, как смс информирование о готовности результата, как это сейчас делается во многих частных компаниях. Данный сервис также сейчас прорабатывается на уровне города.

В целом же, предложений у нас было очень много, а основной пробел, который мы обнаружили – это недостаточное раскрытие уже имеющейся у органов власти информации в удобном для пользователя формате.

- Фазлиддин, осталось ли что-то важное, о чем мы так и не сказали?

- Разумеется, осталась финансовая сторона вопроса. В рамках проекта мы не только сформировали предложения по изменению практики осуществления полномочий, но и попытались оценить экономическую эффективность их внедрения, провели своего рода оценку регулирующего воздействия. Оценивали количество обращений по тем или иным вопросам, запросов информации, трудозатраты на их обработку и потенциал их сокращения, объем ресурсов, необходимых на создание новых и модернизацию уже существующих информационных систем, обеспечение межведомственного взаимодействия, техническое оснащение, обучение сотрудников и т.д.

Мы попытались  монетизировать все выгоды и издержки от внедрения сформированных предложений, и если выходили в плюс, то считали предложение стоящим внимания, если выходили в минус, то оставляли предложения до лучших времен.

 

Беседовал Владимир Володин
 

Share