"Малый бизнес становится лишним на этом празднике жизни". Журнал "Коммерсантъ Деньги"

Журнал "Коммерсантъ Деньги"

Почему система государственной поддержки вредна для российского малого и среднего бизнеса, корреспонденту "Денег" Татьяне Рыбаковой рассказывает Александр Чепуренко, руководитель российской части проекта GEM (Global Entrepreneurship Monitor — "Глобальный мониторинг предпринимательства"), президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства, декан факультета социологии ВШЭ.

Как вы оцениваете роль малого и среднего бизнеса в экономике страны?

— Сложившаяся в России социально-экономическая модель действительно на сегодня очень мало зависит от МСБ. Собственно, и политика государства в отношении МСБ это отчетливо демонстрирует. В 1990-е годы принимались и частично реализовывались программы поддержки малого предпринимательства (хотя их идеология и структура вызывали многочисленные критические замечания у экспертов), однако в начале 2000-х они были заморожены либо свернуты, сложившаяся инфраструктура частично демонтирована, и на протяжении нескольких лет у государства вообще не было отчетливо сформулированной политики в отношении этого сегмента бизнеса. Затем под влиянием так называемой программы Грефа под эгидой МЭР стали разрабатываться целевые программы содействия развитию МСБ. Но, несмотря на многократное расширение финансовой базы, они так и не стали акселератором роста инновационного малого и среднего бизнеса.

Последние же действия федеральных властей и ряда регионов показывают, что МСБ становится лишним на этом празднике жизни. С одной стороны, поддержки лишаются сотни тысяч микробизнесов рутинного типа — они хоть и не создают большой добавленной стоимости и высокопроизводительных рабочих мест, но выполняют функцию социального стабилизатора, в особенности в местностях с застойной безработицей и находящейся в структурном кризисе экономикой. С другой стороны, пока почти не видно (исключение — несколько инициатив АСИ) и внимания к другому сегменту малого и среднего бизнеса — быстрорастущим интеллектоемким компаниям в инжиниринге, логистике, ЖКХ и других проблемных для страны областях. Складывается впечатление, что развитие МСБ, которое важно для страны, не важно для российской бюрократии: она не считает МСБ достаточно интересным объектом попечения, потому что с него не урвешь того объема ренты, который может приносить крышевание и лоббирование интересов крупного бизнеса.

Каковы действенные механизмы поддержки МСБ?

— Когда социально-экономическое устройство неблагоприятно для производительного предпринимательства, некоторые стандартные средства господдержки (например, приватизация госимущества или стимулирование госзаказа и госзакупок) приводят к усилению рыночной власти непроизводительного предпринимательства, тесно сросшегося с государственной бюрократией. Между тем именно такие, по сути контрпродуктивные меры по преимуществу содержатся во многих программах поддержки предпринимательства.

Некоторые эксперты предлагают ввести так называемую инновационную премию для МСБ — освободить от налогообложения средства, потраченные на покупку оборудования...

— Невозможно не видеть, что среднее предпринимательство все сильнее недовольно условиями ведения бизнеса. Участие этой группы в деятельности новых площадок формирования политических интересов, которые создает власть, может изменить ситуацию, привести, наконец, к зарождению умной политики в отношении предпринимательства. Однако я бы поостерегся предлагать механизмы премий и т. п.— при нынешнем уровне коррупции и ловкости рук примерно ясно, кто получит в итоге все эти налоговые льготы. С другой стороны, есть группа компаний-"газелей", которые и так быстро растут (критерий — 30-40% в год на протяжении последних пяти лет) и не испытывают трудностей в привлечении кредитов, но могут расти еще быстрее, если получат возможность привлекать госгарантии на длительный срок под реализацию проектов. Вокруг этих компаний обычно существует целый кластер малых фирм-субконтракторов, поставщиков и т. п., поэтому, позволяя "газелям" расти еще быстрее, государство косвенно поддержало бы как раз эту целевую группу.

Стоит ли предусмотреть особый налоговый режим для МСБ при выполнении работ по госконтрактам?

— Я являюсь противником вовлечения МСБ в работу по госконтрактам. Это наиболее коррупционная сфера экономики, и любой крупный поставщик легко "нарисует" несколько малых предприятий, которые будут вместе с ним осваивать бюджетные средства.

Фото: Дмитрий Лекай / Коммерсантъ

 

Share