Виталий Габидуллин, директор по правовым вопросам НИСИПП. Стандартизация в рамках СНГ. Часть первая

Наш институт подготовил проект, касавшийся вопросов стандартизации в странах СНГ, а также в государствах, входящих в Таможенный союз. Мы попросили директора по правовым вопросам НИСИПП Виталия Габидуллина, руководившего работой, рассказать об этом проекте.

- Виталий, Вы занимались проектом, поэтому к Вам и вопрос: как он официально назывался? Почему-то никто не помнит.

- Извините, но я тоже дословно не воспроизведу его достаточно сложное официальное название. А касался он вопросов взаимодействия Евразийской экономической комиссии и Межгосударственного совета по стандартизации стран СНГ. Так что речь шла о вопросах стандартизации.
Этот проект был направлен на осуществление указанного взаимодействия с целью разработки межгосударственных стандартов. Основная цель – разработка технических регламентов Таможенного союза.

- То есть речь шла о межгосударственных организациях и межгосударственных вопросах.

- Да, естественно. Евразийская экономическая комиссия – это орган Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, а Межгосударственный совет по стандартизации – организация, созданная в СНГ для разработки межгосударственных стандартов, признаваемых всеми странами – участницами Содружества.

- Но СНГ существует с 1992 года. За двадцать лет можно было разработать все, что угодно. И что же – по-прежнему идут разработки?

- Скажем так: Межгосударственный совет по стандартизации (коротко – МГС, а Евразийская экономическая комиссия - ЕЭК) за годы своего существования стал организацией с известным в мире именем, сотрудничающей со многими европейскими организациями, занимающимися стандартизацией, с азиатскими, американскими институтами, работающими с аналогичными вопросами. Но, тем не менее, в последнее время особой активности в деятельности этой организации не наблюдается. Если мы посмотрим на основные мировые тенденции, на наиболее острые вопросы, стоящие в области стандартизации, то МГС существенно отстает от зарубежных коллег. Разумеется, сразу встает вопрос: чем это можно объяснить. Причин, как в любом политическом вопросе (а политика тут играет немаловажную роль), более чем достаточно. Но базис один – экономика. И здесь в качестве основной причины можно назвать принципиально разный экономический потенциал у стран, входящих в СНГ. Причем, прежде всего, речь идет о производстве. Поэтому не решаются многие вопросы, требующие консенсусного подхода, поскольку Совет МГС состоит из представителей национальных органов по стандартизации стран-участниц Содружества. Этот совет на основе консенсуса принимает решения о разработке тех или иных стандартов в рамках межгосударственной программы по стандартизации. Понятно, что интерес к разработке тех или иных стандартов и различных стран СНГ тоже разный, а поэтому вопросы стандартизации существенно тормозятся.

- Но разные интересы ведь не только у стран – членов СНГ, но и у стран, входящих в Таможенный союз?

- Да. Сама эта работа, ее актуальность связана с тем, что сейчас в Таможенном союзе вопросам безопасности продукции придается первостепенное значение. За счет решения этих вопросов, за счет оценки безопасности продукции, прежде всего, повышается ее конкурентоспособность. Причем речь идет о повышении конкурентоспособности не только на внутренних рынках России, Белоруссии и Казахстана, но и на внешних рынках, в том числе в Европе. Поэтому вопросы стандартизации наиболее актуальны сейчас для Евразийской экономической комиссии, которая и стала инициатором этого проекта. Кроме того, когда мы его практически уже завершали, состоялась встреча главы ЕЭК Виктора Христенко с главой Исполнительного комитета СНГ, на которой был подписан меморандум о сотрудничестве между Исполнительным комитетом и ЕЭК. В этом документе, в том числе, среди приоритетных вопросов сотрудничества были выделены и вопросы стандартизации.
Причем в интервью, данном сразу после встречи, Христенко специально обратил внимание на эти вопросы. Ведь разработанные межгосударственные стандарты, прежде всего, служат базисом для технического регулирования, для оценки соответствия.

- НИСИПП был основным исполнителем проекта?

- Единственным.

- Какие перед вами ставились задачи? Что вы делали?

- Что сказать об основных задачах? Отправной точкой, как в любой исследовательской работе, был анализ существующей ситуации в области стандартизации. Проведя его, мы должны были выдвинуть свои предложения и закрепить их в нормативном виде.
Фактически речь шла о закреплении сотрудничества между Евразийской экономической комиссией и Межгосударственным советом по стандартизации стран СНГ. Потом необходимо было разработать нормативные правовые акты, которые стали бы основой этого сотрудничества: чтобы впоследствии проекты этих нормативных актов можно было использовать непосредственно для дела.

- Проще говоря, принять.

- Да.

Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин.

 

Share