Viktor A. Kharchenko

Виктор Харченко, заместитель генерального директора АНО «ИКЦ «Бизнес-Тезаурус». Что такое МФЦ и как они облегчают нашу жизнь. Часть третья

Уважаемые господа!

Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму.

Подробно о нашем эксперименте.

Мы завершаем нашу беседу с Виктором Харченко.

- Итак, ряд региональных центров выходит за предусмотренные вами рамки.

- Да, другие районы области перенимают лучший опыт. И они берут вещи, которые мы, например, в свой эксперимент не закладывали. Они хотят улучшить стандарт комфортности обслуживания и другие параметры своей работы.
Мы за ними наблюдаем и видим, что динамика пока положительная.
Причем органы власти поступили мудро: они не стали каждый год заказывать нам исследование каждого нового МФЦ. Они взяли наши наработки и распространили их на все районы области. И это правильно.

- А Вы наблюдаете за работой МФЦ в других областях?

- Да, мы наблюдаем за тем, что происходит в других регионах.

- И как?

- Везде по-разному. Где-то центры с хорошими помещениями, разрекламированные при открытии, стоят практически пустые и не развиваются. А другие МФЦ в это время развиваются очень активно.
Понимаете, их создано по России уже более трехсот. Уже накоплен серьезный опыт. Уже понятны многие проблемы, встающие перед ними. Пора выходить на некую аккредитацию. Нужно аккредитовывать их на предмет – являются они МФЦ или не являются.
Необходимо проверять качество услуг, которое должно быть, как минимум, не хуже, чем в органах власти, иначе все просто бессмысленно. Центры должны, я считаю, работать в выходные, чтобы быть более доступными для людей. Люди, которым необходима помощь МФЦ, должны иметь возможность прийти туда в любой день.
У нас в госструктурах часто бывает, допустим, два приемных дня в неделю. В МФЦ такого быть не должно. А на портал госуслуг доступ должен быть круглосуточным.

- Ну, порталу-то что мешает? Там сервер стоит, он кушать не просит и отдыхать – тоже.

- Он требует, чтобы время от времени проводились определенные профилактические работы.
Но, если вернуться к нашему основному вопросу, то МЭР делало по этому поводу доклад, и там опыт работы МФЦ был оценен положительно. Причем эффективность работы они оценивают с точки зрения того, сколько человеко-часов экономится при обращении в центры. И, если перевести все в деньги, получается достаточно приличная сумма.
К тому же некоторые уважаемые нами компании проводили опросы, показывавшие, что это – востребованная услуга.

- Вы знаете, я тут общался с одним интернет-знакомым, который написал, что впервые в жизни прибег у себя в Питере к услугам МФЦ и остался очень доволен: на все про все у него ушло минут семь.
Но у меня вопрос другой. К 2013-му году МФЦ должны быть в каждом районе страны. А зачем?

- В ряде случаев я не знаю, зачем это надо. На Таймыре, например, или на Чукотке. Я думаю, что должно быть введено ограничение по численности жителей района или населенного пункта. Если жителей мало, то, может быть, надо открывать один МФЦ, допустим, на два соседних района.
Но у нас поставлена задача добиться до 1 июля этого года положения, при котором гражданам не нужно нести в один орган власти справку из другого органа власти. И такая задача требует развертывания мощной инфраструктуры, чем сейчас занимается Ростелеком. Если такая инфраструктура будет развернута, вопрос о создании МФЦ во многих случаях резко упростится.
Хотя я считаю, что для населенных пунктов с тысячей жителей МФЦ создавать незачем. Я думаю, что минимумом для центра должно быть население в 5000 человек.
Но, надо сказать, раньше была идея «мобильных МФЦ». Допустим, в районах той же Новгородской области есть районный центр и села, где нет никаких органов власти, кроме местной самого низшего уровня. И жители этих сел приезжают за необходимыми бумагами в районный центр, а то и в Великий Новгород. И идея заключалась в том, что МФЦ создается в областном городе, но имеет филиалы в райцентрах и мобильные группы, которые по определенному графику объезжают район.

- Напоследок хотелось бы услышать некую общую оценку всего, что происходит с МФЦ.

- Если говорить о моей личной оценке, то МФЦ не доказали еще своей эффективности как института, который может заменять органы власти. Несмотря на то, что они являются законным посредником между гражданином органами государственной власти, они зависимы от последних. Они находятся на некоем бюджетном поводке, который можно приспустить, а можно и натянуть.
В свое время мы рассматривали альтернативный вариант создания МФЦ, когда помещения, компьютеры, информационная система являются государственными, а команда работающих там людей – коммерческая. Это может быть, например, компания, обслуживающая какой-нибудь банк. Объявляется конкурс на год обслуживания населения на определенных условиях. В команде должны быть специалисты по определенному перечню вопросов. И эта команда выбирается на публичном открытом конкурсе для работы один год.
Для них создаются определенные стандарты качества. Если они выполняются, то им по контракту перечисляются деньги.

- Но платит все равно бюджет.

- Да, платим мы все из наших налогов. Но при этих условиях можно в любой момент разорвать контракт, если услуги оказываются не на должном уровне. Можно на следующий год сделать другой выбор. А можно продлить контракт еще на год, если работа данной команды всех устраивает. Можно, наконец, сделать доходы членов команды зависимыми от результата их работы, разделив контрактные платежи на зарплату и бонусный фонд.
Но, насколько я знаю, этот вариант пока не применяется.

- В процессе беседы была обронена фраза о платных дополнительных услугах. Что это?

- Это услуги по ксерокопированию, набору текста на компьютере. Если вы оставляете ребенка в детской комнате, где с ним занимается, допустим, психолог, то за это тоже нужно заплатить какую-то небольшую плату. Кроме того часть государственных услуг платная: услуги БТИ или кадастровых инженеров – это коммерческие услуги, как и услуги нотариуса. Услуги находящегося при МФЦ некоего филиала банка, который принимает оплату госпошлины.
А мы считаем, что все дополнительные услуги тоже должны быть в МФЦ, чтобы гражданин не бегал сам в БТИ, к нотариусу или кадастровому инженеру.

- И самое последнее. По словам неких депутатов Госдумы, МФЦ – это средство борьбы с коррупцией, средство устранения чиновничьих кормушек. А не станут ли центры новыми кормушками?

- Риск такой есть. Когда мы создавали МФЦ, одной из причин противодействия нам чиновников было то, что они теряют контакт с заявителем. Но ведь при желании контакт всегда можно найти: посмотреть в заявке контактный телефон, позвонить, назначить встречу, объяснить, что вопрос сложный и так далее. Поэтому и была у многих чиновников мотивация вывести в МФЦ только простые услуги простых граждан, с которых ничего не возьмешь, а сложные случаи с бизнесом оставить себе.
Это – одна сторона дела. Другая сторона – что делать, чтобы работники МФЦ не стали новыми коррупционерами. Прежде всего, они должны нести такую же ответственность за некачественное оказание услуг, какая существует для чиновников. Может быть она должна быть даже более строгой. Но это – создание кнута. А о прянике я уже говорил – бонусная система вознаграждения.
Однако риск того, что при общем нашем уровне коррупции что-то подобное начнет происходить и в МФЦ, безусловно, есть.

Беседовал Владимир Володин


Уважаемые господа!

Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму.

Подробно о нашем эксперименте.

 

Share