Фазлиддин Сайдуллаев, старший эксперт НИСИПП. Проекты были самые разные. Часть третья
Эксперты: Джаитов Фазлиддин
Уважаемые господа!
Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму. Подробно о нашем эксперименте. |
Это – последняя часть беседы с Фазлиддином Сайдуллаевым.
- Фазлиддин, Вы говорили о том, что со временем проведение аукционов на право владения той или иной торговой точкой будет усовершенствовано. А не получится ли так, что к тому времени, когда все будет регламентировано, все нормальные места уже уйдут «своим людям»?
- Право на размещение торговых объектов уже сейчас предоставляется на аукционе.
- Но мы ведь знаем, что аукцион может быть организован по-разному. И объявление о нем может быть напечатано в том издании, которое практически никто из заинтересованных лиц не читает.
- Да, это – одна из основных проблем. Именно по этой причине одной из основных рекомендаций одной из основных рекомендаций по совершенствованию аукционов был перевод торгов на электронные площадки.
Кроме того, поскольку в Москве 10 административных округов, а аукционы проводят окружные префектуры, и объектов очень много, предлагается размещать еще планы-графики проведения аукционов: какие из объектов когда будут выставлены на торги. И эти планы также должны быть доступны на сайтах префектур и на сайте Департамента торговли и услуг.
- И это сейчас уже делается?
- Нет, сейчас это только внедряется. Сведения публикуются на едином портале города Москвы, хотя сейчас все это – разрозненные сведения. И единого ресурса, как это сделано для госзакупок, еще нет. Но это – дело времени.
- Вы упомянули госзакупки. Для них, действительно, сделали специальный ресурс, но это ведь никого не останавливает, а только показывает, как все воруют.
- Но ведь задача этого ресурса именно в обеспечении информационной доступности: кто, где и почем берет. И информационный ресурс проблемы коррупции решить не может. Если у нас не работает правовая система, никакими информационными сайтами проблему коррупции не решить.
- Безусловно.
А теперь тот вопрос, который, насколько мне известно, институт хотел бы осветить, - новый рейтинг.
- Рейтинг поддержки малого и среднего предпринимательства.
- Да.
- Мы в позапрошлом уже 2010, а затем в 2011-м году направляли запросы в регионы о том, какую поддержку они оказывают малому и среднему бизнесу: финансовую, имущественную, информационную, консультационную и так далее. Причем как в рамках закона о поддержке малого и среднего предпринимательства, так и в рамках других программ.
Ответы на свои запросы мы получили только из 55-ти регионов. Информация пригодна для анализа, и сейчас мы будем смотреть, что и как: какую информацию регионы агрегировали, чтобы по ней можно было строить рейтинг.
Сам рейтинг также планировалось составить еще в начале 2011 года, однако мы задержались: за 2010 год не было статистики по всему кругу малых предприятий, поскольку проводилось сплошное исследование. Только в начале этого года Росстат дал предварительные данные, с которыми уже можно работать и делать какие-то выводы.
- Насколько я понимаю, сбор информации для составления рейтинга оказывается не таким уж простым делом.
- Да. Тут дело в том, что у органов власти, либо для удобства, либо для отчетности (второе более вероятно), существует практика собирать информацию в том виде, в каком положено по законодательным и нормативным актам. Так, законом о госзакупках предусмотрена доля конкурсов, где участвуют, в том числе и малые предприятия. И в каком виде показатель в законе заложен, в таком они его и собирают. А то, что методологически правильно собирать несколько иные показатели, понимают не все. Одни регионы это делают, чтобы понимать ситуацию, как говорится для себя, другие регионы собирают информацию не потому, что она им нужна, а чтобы отчитаться. В этом – сложность: многие показатели просто пустые – их оценивают единичные регионы.
Плюс к этому есть и такое негативное явление, как разрозненность информации. Существует ведь три уровня поддержки: федеральная, региональная и местная. И у всех отдельная отчетность, у всех свои программы. Собрать всю информацию вместе непросто даже для самих регионов. А у нас задача: собрать как можно более полную информацию у как можно большего количества регионов.
Информация в итоге собиралась месяца два – три, если не все полгода. Мы и письма писали, и звонили, и направляли запросы в профильные ведомства. А они, в свою очередь, собирали, высылали, задавали нам свои вопросы.
Информация по малому предпринимательству, в первую очередь, по поддержке малого предпринимательства либо закрытая, либо совсем куцая.
- Как я понимаю, есть и регионы, которые отвечать на ваши запросы не хотят.
- Прямых отказов не было. Никто не писал: мы не будем вам отвечать. И, тем не менее, из 83 регионов ответы мы получили только от 55-ти.
- Остальные до сих пор пишут.
- Пишут, думают, собирают информацию.
В принципе многие показатели можно собрать самостоятельно, но для этого ведь надо большое количество источников перелопатить. Чтобы просто определить объем средств, направленный па поддержку МСП, необходимо просмотреть отчеты о реализации бюджетов всех регионов. Если же речь идет о поддержке на муниципальном уровне, то надо в каждый муниципалитет залезть. А их, сами понимаете, сколько в каждом регионе. Задача не из простых.
- Но ведь институт несколько лет рейтингует регионы по различным показателям. И боле того – собирается заниматься этим и дальше.
Мы сказали о том, что это очень непростая работа. Теперь следует, видимо, задать вопрос: что она дает?
Я задаю этот вопрос не впервые. С одной стороны, наши рейтинги привлекают внимание, причем как со знаком плюс, так и со знаком минус. Но, с другой стороны, вот увидели люди этот рейтинг, а дальше что? Что он для них?
- В первую очередь, вопрос в том, какие именно люди посмотрят наш рейтинг. Если это будут эксперты, то они сделают одни выводы. Если речь идет о простых гражданах, то здесь будут другие выводы. Если это работники региональных администраций, то мы столкнемся с третьими выводами. В нашей практике был случай, когда поменяли весь кадровый состав профильного департамента, только из-за того, что регион оказался в нижней части рейтинга. Глава региона прочитал наши выводы: пели ему подчиненные одну песню, по факту песня получилась совсем другая. И был сделан оргвывод: команду поменяли.
Для региональных администраций наши рейтинги – дополнительный стимул, чтобы активнее действовать в том или ином направлении.
Беседовал Владимир Володин
Уважаемые господа!
Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму. Подробно о нашем эксперименте. |