Фазлиддин Сайдуллаев, старший эксперт НИСИПП. Проекты были самые разные. Часть вторая
Эксперты: Джаитов Фазлиддин
Уважаемые господа!
Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму. Подробно о нашем эксперименте. |
Мы продолжаем беседу с Фазлиддином Сайдуллаевым о проектах, над которыми НИСИПП работал в 2011-м году.
- Итак, другая тема. Как я понимаю, речь пойдет о совсем ином проекте.
- Да. Следующая группа проектов, на которой, по-моему, стоит остановиться подробнее, связан с мониторингом государственных услуг – тема, что сейчас активно развивается в связи с очередным этапом административной реформы.
В этой работе было как бы два направления.
Первое – инвентаризация всех функций государственного управления в тех или иных сферах деятельности.
Здесь была и своя наболевшая тема – ветеринария и фитосанитарный контроль.
При этом в рамках поручений правительства была подготовлена новая редакция закона о ветеринарии, ряда других федеральных законов подведомственных актов. Так, в рамках одного из проектов, заказчиком которого был ФАС России, оценивался уровень административных барьеров в сфере ветеринарии и фитосанитарного контроля. Кроме того, проводился анализ рынков сопутствующих услуг.
У нас 210-й закон помимо государственных и муниципальных услуг выделяет еще и сопутствующие услуги, необходимые для получения госуслуг. То есть они не являются госуслугами и оказываются не самими госорганами, но без них в госорганы не пойдешь. Вот мы и проводили анализ этого рынка: насколько он монополизирован, есть ли у хозяйствующих субъектов выбор, в какой организации получать необходимую бумажку. Ведь не секрет, что в сфере сельского хозяйства, особенно в ветеринарии, не всегда четко понятно какие анализы и исследования надо проводить, чтобы гарантировать безопасность продукции. Поэтому исследовательские лаборатории могут навязать и лишние исследования: давайте-ка проверим 10 позиций, а не две и не три.
- А почему люди, работающие на этом рынке, оказываются столь неграмотными профессионально, что им можно навязать лишних 5 – 8 исследований?
- У продавца задача – продавать. И если у нас все продавцы будут иметь высшее медицинское образование, станут специалистами в области ветеринарии, то им надо будет в частности платить соответствующую зарплату.
- Зачем им высшее образование? Они должны иметь список обязательных анализов. Этого достаточно.
- В том-то и дело, что такого списка нет. Если посмотреть постановление правительства, где утвержден перечень услуг, необходимых для получения государственных услуг, то там все услуги в области ветеринарии и фитосанитарного контроля описаны одной строкой. Если все другие перечисляются, то здесь все просто: «ветеринарно-санитарная экспертиза» – и все.
Для примера, если вы пойдете в любую лабораторию сделать общую биохимию крови, то там, Бог знает, сколько позиций. И если врач вам не дал конкретных указаний, какие именно параметры нужно исследовать, то в лаборатории объяснят, что он, оказывается, включает в себя много позиций, и «будет лучше» сделать то, это и еще вот это.
Понимаете, если у меня есть выбор, если я могу получить консультацию в разных лабораториях, и в одной я получу вменяемую информацию, а в другой предложат несусветное количество экспертиз, я могу сделать адекватный выбор. А когда мне навязывают одну организацию: все, что ты принес, можешь выбросить в мусорное ведро и давай иди в грамотную организацию и сделай там грамотную экспертизу.
- А кто ее навязывает?
- В первую очередь – надзорные органы.
- То есть надзорные органы лоббируют интересы определенных лабораторий, с которыми они связаны?
- Да. И они с ними аффилированы.
Сейчас у нас даже с экранов говорят о том, что, если отменить все формальные бумажки, которые просто покупаются, то наступит апокалипсис. То есть сейчас как бы все хорошо, а вот если отменить, так совсем труба. Это при том, что существующая ситуация никого не устраивает: и потребитель не защищен, поскольку все делается формально, и предприниматели несут дополнительную нагрузку, а это увеличивает конечную стоимость продукта, из за чего опять же страдает потребитель.
Таким образом, комплексная инвентаризация госуправления в тех или иных сферах деятельности – это одно направление.
Другое направление – мониторинг отдельных государственных услуг.
Тут правительство, в первую очередь, уделяет внимание наиболее массовым услугам, при чем как для бизнеса, так и для граждан. Первое, за что взялись, - это получение общегражданского и заграничного паспорта, различных выписок – из внебюджетных фондов, из налоговых органов.
В прошлом году основным объектом мониторинга была Москва. Объем был большой – несколько десятков государственных услуг, оказываемых органами власти столицы. Какие существуют издержки: сколько времени и денег приходится на них затрачивать. И второй вопрос: существуют ли моменты, не урегулированные законодательством, либо идущие с ним вразрез. Здесь имеются в виду моменты, когда проводить согласование должен один из органов власти, а заявителя на деле отправляют это делать самостоятельно. Естественно, когда принимается такое решение, это означает, что с согласованием существуют какие-то проблемы. И, скорее всего, речь может идти о коррупционных интересах.
Были сформированы предложения по изменениям, которые должны вскоре быть рассмотрены городской комиссией по административной реформе.
После смены главы столичного правительства начался целый ряд изменений. Так новый мэр поставил задачу сделать Москву более удобным для рядовых граждан и для предпринимателей городом. И мы как раз оценивали эффективность первых шагов в деле реформирования государственных услуг, а также формировали предложения по дальнейшей работе. Из наиболее известных, пожалуй, – получение разрешений на перепланировку. До этого услуга менялась в рамках существовавшей модели, сейчас в Москве введен совершенно новый порядок.
- Насколько он окажется эффективным?
- Это уже отдельный вопрос на будущее.
Заметные изменения для бизнеса коснулись объектов мелкорозничной сети. Они подняли очень большую информационную волну.
- Конечно, поднимется волна, когда торговые павильоны либо сносятся вообще, либо их хозяевам говорят: ваш ларек не подходит под наши новые нормативы, купите-ка у нашей фирмы другой ларек, за 300 тысяч рублей.
- Да, тут, к сожалению, нужно сказать, что проблема на уровне Москвы, такая же как и на федеральном уровне: в рамках решения правительства все выглядело хорошо и красиво, но при реализации всплыли либо пробелы в нормотворчестве, либо отсылочные нормы на ведомственные решения, и чиновники, проводящие решения в жизнь, начинают отходить от предложенных решений.
С одной стороны, порядок, действительно упростили: если раньше необходимо было получить десяток – полтора самых различных согласований, чтобы поставить объект, то теперь все проще. Пришел, подал заявку на аукцион, выиграл его и можешь строиться. Но при этом забыли, например, что раньше человек приносил договор с энергетиками, а потом получал разрешение на установку объекта. Теперь про энергетиков просто «забыли»: приходи на аукцион – и все. А электричество-то нужно.
- Да, и за присоединение к сетям нужно заплатить немало.
- В том-то и дело. Вопрос вынесли за рамки процедуры, но ничего в его решении не изменилось. И нужно заметить, что цена вопроса о размещении объектов выросла, в отдельных случаях весьма существенно.
И естественно, Предприниматели, работающие долгие годы на одном и том же месте, жалуются, что при старой системе получить необходимые разрешения им было проще, поскольку они знали, как она функционирует. А теперь надо выкладывать огромные деньги.
Тем не менее, нужно отметить, что решение было довольно правильным, но при этом все еще остались задачи, которые требуют решения. Так, после смены системы уже были приняты различные поправки в нормативные документы, поскольку не все гладко было с аукционами. С одной стороны старались избежать демпинговых цен, с другой – на аукцион приходили так называемые «спойлеры» и вздували цены, чтобы аукцион не состоялся. К тому же система аукционов оказалась построена так, что проследить, где какой из них состоится, очень проблематично, так как их проведение было полностью отдано на откуп окружным префектурам. Сейчас все это предлагается перевести в электронный вид, т.е. проводить аукциона на электронных площадках, по аналогии с госзаказом, публиковать планы-графики по размещению объектов, чтобы предприниматели знали, какой именно объект в какое время будет выставляться на аукцион. Но все это – дело времени.
Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин
Уважаемые господа!
Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму. Подробно о нашем эксперименте. |