Evgeny G. Litvak

Евгений Литвак, заместитель генерального директора НИСИПП. Наши предложения можно внедрять в жизнь. Часть первая

- Итак, институт завершил работу над проектом программы диверсификации российской экономики. Мы дважды беседовали в процессе работы, но вот все завершено, принято Минэкономразвития, и можно делать некие выводы. Вы сделали большую работу, а что дальше? Что можно сказать, оглядываясь на проделанную работу?

- Сказать можно много интересного, но, прежде всего, хочется признать, что, действительно, была проделана очень большая работа. Мы всесторонне изучили очень много материалов и получили на выходе достаточно конкретные рекомендации, которые то же Минэкономразвития, другие организации могут просто брать и применять. Причем эти конкретные рекомендации касаются уже не направлений развития, а непосредственно работающих в экономике механизмов.
В частности это касается институтов развития – организаций, которые призваны в определенных сферах устранить провалы рынка и от лица государства давать в этих сферах некий толчок к развитию конкретных бизнесов.
Я имею в виду Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российскую венчурную компанию, госкорпорацию Роснано, Внешэкономбанк.

- Вы знаете, когда я на портале «Слон.Ru» опубликовал материал, связанный с этим проектом, где говорилось об институтах развития, мне сразу пришлось вступить в полемику с каким-то предпринимателем, утверждавшим, что никакие институты развития не нужны вообще, а государству лучше в экономику вообще не вмешиваться.

- Эту переписку я читал. Люди, не в полном объеме понимающие, как должны работать органы власти и как должны строиться их отношения с бизнесом, так и будут писать. И обижаться на них не стоит.

- Да, но вопрос в другом: просто полные невежды на такие интернет-ресурсы не ходят и комментариев своих там не оставляют.

- Нет, понятно, что это – человек из бизнеса. Но, увы, и люди, занимающиеся бизнесом, могут многих вещей не знать.

- Но тут и кроется явное противоречие: вы стараетесь наладить институты развития, чтобы именно таким людям помочь, а часть из них искренне уверена, что и вам, и институтам развития, и государству необходимо убираться куда подальше.

- Он, по-своему, тоже прав. Ведь он говорит: мне не нужны ваши деньги, не нужны ваши механизмы, институты, Минэкономразвития. Мне нужно четко знать, сколько я должен в этом и в следующем году отдать государству денег, мне нужно понимать, что меня не будут каждую неделю проверять по мелочам. Наконец, мне необходимо, чтобы у соседа не было «крыши», которая закупает его продукцию на основе госзаказа по цене вдвое большей, чем я могу продать на рынке (а особенно – когда я вообще сижу без сбыта).
Я бы разделил предпринимателей, помимо всего прочего, на две категории. Одним нужны базовые правила, которые должны быть одинаковыми для всех. Другие по тем или иным причинам нуждаются в некоторой помощи государства.
Мы же говорим: да, базовые правила необходимы. Без них институты развития будут куда менее эффективны, чем могли бы быть. Это понятно. Но, с другой стороны, скорость изменения базовых правил, как показывает наша практика, крайне мала. И вектор, в котором они могут меняться, может быть и отрицательным.

- Между прочим, у нас на сайте висит последняя беседа с Юрием Симачевым, который говорит, что нельзя быстро менять базовые правила: бизнес должен иметь возможность для планирования на перспективу.

- Я читал это. Но это речь шла в основном о налогообложении. Причем и здесь, если бы речь шла о том, что НДС был 18%, а стал 15%, думаю, что все предприниматели сказали бы: меняйте почаще в этом направлении. Изменение ставок в сторону понижения – не должно стать проблемой для бизнеса.

- Но у нас ставки на понижение очень редко идут. Более того, они могут раскачиваться, как маятник: сегодня – 18%, завтра – 15%, послезавтра – 20%.

- Совершенно верно. Но отметим, что наше изменение базовых правил зачастую измеряется не в процентах налоговой ставки. Просто сегодня вы сдаете одну форму отчетности, а завтра уже требуется 10 других.

- Да, это зачастую особенно раздражает.

- Такие принципы вообще неприемлемы. Человек должен понимать, сколько денег он сможет вложить в свое дело на каком-то этапе развития. И если возможность успешно вложить больше появится за счет улучшившихся базовых правил, он этому только обрадуется. Если же их за счет изменения базовых правил станет меньше, он скажет: вы меняете правила игры в сторону ухудшения, это неприемлемо.
Но я веду речь именно о тех правилах игры, которые надо выстраивать, чтобы снижать издержки бизнеса и повышать его доходы, его конкурентоспособность. Вообще в нашей концепции нет таких указаний, что можно менять правила игры в том направлении, при котором расходы бизнеса повышаются. Мы никогда не предложим: давайте, сделаем так, чтобы всем стало лучше, но бизнес при этом будет платить в десять раз больше налогов. Все наши предложения направлены на то, чтобы издержки предпринимателей сокращались. Это, например, касается и предложений в области технического регулирования и в области доступа к земельным участкам.
Мы также настаиваем на том, чтобы все процедуры были максимально упрощены и стали максимально прозрачными. Чтобы предприниматели понимали: сколько они потратят на это времени, сколько денег, какие у них есть риски. Желательно, конечно, чтобы количество рисков было минимальным.

- Ну, так у нас не бывает.

- Во всяком случае, чтобы риски были просчитаны, поскольку в настоящее время они никак не считаются. Например, нельзя просчитать риски при получении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Вот на этом мы основываемся, и в принципе все наши предложения достаточно детально прописаны. Ряд из них был проработан с соответствующими департаментами Минэкономразвития, были встречи с представителями институтов развития, так что информация была получена что называется от первых лиц. Плюс к этому мы могли наблюдать их ответную реакцию на наши предложения с оценкой их реализуемости. Поэтому и я, и коллеги, работавшие над проектом, считаем, что получился весьма цельный и хороший материал, который уже сейчас можно включать в различные планы работы Минэкономразвития. В частности, есть такой план по стимулированию инновационной активности предприятий, куда можно добавлять отдельные наши пункты и уже как поручения передавать это местным органам власти и институтам развития, чтобы те (понятно, что в силу своей компетенции и своего желания) претворяли их в жизнь.

Продолжение следует.

Беседовал Владимир Володин

 

Share