Nikolay V. Smirnov

Перепутанные функции

Ведомства не спешат делиться полномочиями

Николай Смирнов, Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства

"Российская Бизнес-газета" №748 (15) от 4 мая 2010 г.

Ожидается, что через месяц Рабочая группа по вопросам оптимизации структуры и функций федеральных органов исполнительной власти при правительстве РФ завершит подготовку предложений, направленных на повышение эффективности министерств и ведомств. В числе приоритетных - минпромторг и подчиненное ему Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). Именно они отвечают за реформу технического регулирования, которая после затянувшегося старта обретает желаемый темп. Обретает, заметим, не без активного участия президента, который не позволил важному разделу модернизации сойти на нет.

Так в чем вопрос? Дальше все зависит от административных звеньев разного уровня, а также бизнеса, качества их совместной работы друг c другом. Однако вот что отметила Рабочая группа: у министерства и подчиненного ему агентства так перепутаны функции, что успешная реализация программы выглядит по меньшей мере проблематично. Дело в том, что по закону ответственность за принятие техрегламентов возложена на министерство, а часть информационных, координационных и прочих полномочий находится в ведении Ростехрегулирования. Получилось это по той причине, что на первом этапе административной реформы, в 2004 году, агентство было объявлено наследником Госстандарта. Но у нынешнего Ростехрегулирования во многом иные задачи. Вот почему Рабочая группа предлагает "упорядочить колоду". В частности передать функции, относящиеся к обязательным требованиям, включая техрегламенты, минпромторгу. Что встречает непонимание Ростехрегулирования. Основной контраргумент не нов: "Это давно уже наше, пусть таковым и останется".

Отметила Рабочая группа и другое: будучи созданным для оказания услуг и управления государственным имуществом в сферах стандартизации и обеспечения единства измерений, Ростехрегулирование в течение 6 лет дополнительно получило целый ряд контрольно-разрешительных и согласовательных полномочий. Может, они жизненно необходимы ведомству, дело без них страдает? Более чем сомнительно.

К примеру, агентство осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, которые по Закону "Об обеспечении единства измерений" и так подлежат поверке. При этом агентство занимается и самой поверкой, что - опять же по закону - задача рынка. Или такой штрих. Закрепленный за агентством метрологический надзор совмещен с функцией "по оказанию услуг в сфере обеспечения единства измерений" - типичнейший конфликт интересов и пример монополизации рыночных сфер! Естественно, эксперты предложили упразднить избыточное лицензирование, а все необходимые контрольные полномочия передать в профильные федеральные службы. Ростехрегулирование, естественно, против.

Но и это не все. В наборе полномочий агентства еще и аккредитация испытательных лабораторий и органов по сертификации. Выделение этой сферы из-под контроля ведомства не вызывает серьезных возражений почти ни у кого. Разногласия таятся в деталях. В активе защитников конкуренции уже согласованный с ведомствами и прошедший публичное обсуждение проект закона об аккредитации. Он предусматривает минимально необходимое регулирование рынка по законодательно установленным и равным для всех требованиям и процедурам. Представители интересов Ростехрегулирования предлагают иное - внутренне противоречивый механизм делегированного саморегулирования. При этом обязательные требования и процедуры допуска на рынок лабораторий и сертифицирующих органов будут устанавливаться единственной уполномоченной организацией, представляющей интересы ее участников, без контроля правительства. Зачастую такая схема немедленно повышает цену входа на рынок.

Можно ли справиться с бюрократией, удаляя ее по волоску? В постсоветской России положительного ответа на этот вопрос пока не получено. Но сроки утверждены. Работа важна и контролируется правительством.

 

Share