Evgeny G. Litvak

О предлагаемых Правительством Российской Федерации мерах по поддержке малого и среднего бизнеса

Выступая 23 марта 2010 года на Инновационном форуме по малому и среднему предпринимательству, проведенному «Опорой России», премьер-министр страны Владимир Путин перечислил меры по поддержке малого и среднего бизнеса, которые будут реализовываться правительством:

• компенсация роста налогов для высокотехнологичных предприятий (по сути - сохранить для них ставку страховых взносов на уровне 14%);
• освобождение от налога на имущество на срок до 3 лет для предприятий, внедряющих энергоэффективное оборудование;
• отмена налога на прибыль от продажи ценных бумаг (при условии, что срок владения ими превышает 5 лет и они не обращаются на биржевом рынке);
• освобождение от уплаты налога на прибыль компаний, работающих в сфере здравоохранения и образования;
• снятие всех ограничений, препятствующих переходу на упрощенную систему налогообложения, для малых внедренческих предприятий вузов и научных центров;
• узаконивание практики использования внедренческими предприятиями помещений и оборудования своих учредителей на льготной основе;
• определение на федеральном уровне перечня видов деятельности, где введение патентов является обязательным (с возможностью дополнять этот перечень на местах);
• освобождение от необходимости применять контрольно-кассовые аппараты предпринимателей, работающих по патенту;
• передача в местные бюджеты значительной и даже большей части поступлений доходов от продажи патентов;
• продление срока действия льготного порядка приватизации недвижимости - как минимум, на 3 года, - и освобождение таких сделок от уплаты налога на добавленную стоимость, а также - предоставление малому бизнесу права требовать выкупа арендуемых помещений;
• ускорение принятия закона о досудебной процедуре оспаривания результатов кадастровой оценки; введение бессрочного лицензирования и максимально оперативная передача его в электронную форму;
• продолжение сокращения числа товаров, подлежащих обязательной сертификации и значительное расширение перечня видов деятельности, где применяется уведомительный порядок начала нового бизнеса;
• дополнительное выделение из федерального бюджета 3 млрд. рублей на поддержку малых и средних инновационных компаний; 2 млрд. рублей – на программы содействия малому бизнесу в моногородах и ещё 1 млрд. рублей - на развитие предпринимательства на Северном Кавказе;
• выделение 2 млрд. рублей на поддержку малого и среднего бизнеса, осуществляющего экспорт высокотехнологичной продукции;
• обеспечение Фондом реформирования ЖКХ более широкого участия малых предприятий в программах капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья.

Евгений Литвак высказал свою точку зрения относительно реализуемых государством и предлагаемых к реализации мер.


- Продление срока действия льготного порядка приватизации недвижимости - как минимум, на 3 года, - и освобождение таких сделок от уплаты налога на добавленную стоимость, а также - предоставление малому бизнесу права требовать выкупа арендуемых помещений;

Продление срока действия льготного периода приватизации недвижимости может быть признано целесообразным, равно как и освобождение данных сделок от НДС. Вместе с тем, необходимо говорить об облегчении на региональном уровне доступа субъектов малого предпринимательства к данному льготному порядку (увеличение минимального периода срока рассрочки оплаты приобретаемого недвижимого имущества, увеличение предельного значения площади арендуемого имущества, которое может быть выкуплено арендаторами, недопущение необоснованного расширения перечня имущества, предназначенного для передачи во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства за счет включения в него большинства арендованных объектов недвижимости), чтобы как можно большее число малых предприятий могли воспользоваться таким правом на приемлемых для себя условиях.

- Ускорение принятия закона о досудебной процедуре оспаривания результатов кадастровой оценки;

Полностью соглашусь с необходимостью введения досудебного оспаривания результатов кадастровой оценки земли, поскольку в настоящее время многие собственники земельных участков сталкиваются с проблемой, что утвержденная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает рыночную стоимость, оцененную собственником земельного участка, а единственный способ оспорить данную кадастровую оценку – только в суде. Для собственников недвижимости это означает, что на этапе утверждения результатов кадастровой оценки земель уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, собственник земельного участка никак не может влиять на них, кроме того на весь срок судебного разбирательства, ему придется платить земельный налог, рассчитанный на основании завышенной кадастровой оценки. Представляется, что предоставление собственникам недвижимости дополнительной возможности обоснованно корректировать кадастровую стоимость земель, точно не будет лишней. Однако насколько действенной будет такая мера на практике, покажет только время. В дополнение к данной мере необходимо также провести оценку методические указания по кадастровой оценке земель на предмет возможности их использования для определения адекватной рыночной кадастровой оценке земель, чтобы в будущем меньше возникало поводов для оспаривания ее результатов, как в досудебном, так и в судебном порядках.

- Дополнительное выделение из федерального бюджета 3 млрд. рублей на поддержку малых и средних инновационных компаний; 2 млрд. рублей – на программы содействия малому бизнесу в моногородах и ещё 1 млрд. рублей - на развитие предпринимательства на Северном Кавказе;

- Выделение 2 млрд. рублей на поддержку малого и среднего бизнеса, осуществляющего экспорт высокотехнологичной продукции;

Все, что касается выделения дополнительного финансирования на цели поддержки малого, инновационного и экспортноориентированного предприятий, то оценивать целесообразность данных мер следует после того, как будут представлены конкретные механизмы и проекты расходования данных средств. Здесь же можно отметить, что в части экспорта продукции малых и средних предприятий необходимо поддерживать любых производителей продукции обрабатывающей промышленности, а не только производителей высокотехнологичной. Для развития экономики России в равной степени полезно, чтобы продукция любых отраслей обрабатывающей промышленности более активно продвигалась на мировые рынки.

 

Share