Viktor A. Kharchenko

О предлагаемых Правительством Российской Федерации мерах по поддержке малого и среднего бизнеса

Выступая 23 марта 2010 года на Инновационном форуме по малому и среднему предпринимательству, проведенному «Опорой России», премьер-министр страны Владимир Путин перечислил меры по поддержке малого и среднего бизнеса, которые будут реализовываться правительством:

• компенсация роста налогов для высокотехнологичных предприятий (по сути - сохранить для них ставку страховых взносов на уровне 14%);
• освобождение от налога на имущество на срок до 3 лет для предприятий, внедряющих энергоэффективное оборудование;
• отмена налога на прибыль от продажи ценных бумаг (при условии, что срок владения ими превышает 5 лет и они не обращаются на биржевом рынке);
• освобождение от уплаты налога на прибыль компаний, работающих в сфере здравоохранения и образования;
• снятие всех ограничений, препятствующих переходу на упрощенную систему налогообложения, для малых внедренческих предприятий вузов и научных центров;
• узаконивание практики использования внедренческими предприятиями помещений и оборудования своих учредителей на льготной основе;
• определение на федеральном уровне перечня видов деятельности, где введение патентов является обязательным (с возможностью дополнять этот перечень на местах);
• освобождение от необходимости применять контрольно-кассовые аппараты предпринимателей, работающих по патенту;
• передача в местные бюджеты значительной и даже большей части поступлений доходов от продажи патентов;
• продление срока действия льготного порядка приватизации недвижимости - как минимум, на 3 года, - и освобождение таких сделок от уплаты налога на добавленную стоимость, а также - предоставление малому бизнесу права требовать выкупа арендуемых помещений;
• ускорение принятия закона о досудебной процедуре оспаривания результатов кадастровой оценки; введение бессрочного лицензирования и максимально оперативная передача его в электронную форму;
• продолжение сокращения числа товаров, подлежащих обязательной сертификации и значительное расширение перечня видов деятельности, где применяется уведомительный порядок начала нового бизнеса;
• дополнительное выделение из федерального бюджета 3 млрд. рублей на поддержку малых и средних инновационных компаний; 2 млрд. рублей – на программы содействия малому бизнесу в моногородах и ещё 1 млрд. рублей - на развитие предпринимательства на Северном Кавказе;
• выделение 2 млрд. рублей на поддержку малого и среднего бизнеса, осуществляющего экспорт высокотехнологичной продукции;
• обеспечение Фондом реформирования ЖКХ более широкого участия малых предприятий в программах капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья.

Виктор Харченко высказал свою точку зрения относительно реализуемых государством и предлагаемых к реализации мер.


Становится тенденцией, что главные меры на облегчение деятельности малого и среднего предпринимательства озвучиваются первыми лицами государства. После того, как они озвучиваются на таком уровне, широко тиражируются СМИ, то, как правило, реализуются или начинают реализоваться. Так было с пакетом законопроектов по контролю (надзору) – уже есть первые результаты по сокращению числа проверок малых предприятий. Широкомасштабная государственная компания по поддержке малого и среднего предпринимательства набирает обороты. Надеемся, что она обеспечит достойные результаты и в дальнейшем.

Меры озвучены – ждем достойных механизмов их применения. Отрадно, что хотя бы на словах государство основные усилия направляет на создание благоприятных условий для предпринимательства, а не на прямое финансирование отдельных организаций. Что касается конкретных мер поддержки, то здесь позиция следующая:

- Компенсация роста налогов для высокотехнологичных предприятий (по сути - сохранить для них ставку страховых взносов на уровне 14%);

Представляется, что по сути – это возвращение компаниям, аккредитованным в области информационных технологий, налоговых льгот, которые потерялись с принятием решения об отмене ЕСН. Однако, судя по используемому Премьером термину «высокотехнологичные» можно предположить, что речь идет о гораздо более широком круге, чем аккредитованные государством организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий. Коих с 2007 года на 16 марта 2010 года накопилось аж 277 штуки. Интересно, какая при таком малом количестве организаций бюджетная эффективность примененной нормы? Хотелось бы отметить, что все чаще такая аккредитация используется как инструмент отсева «лишних» компаний в закупках решений в сфере «электронного правительства» для государственных нужд. Возможно, с такими механизмами реализации налоговых льгот мы придем к тому, что, если хочешь участвовать в госзаказе, будь добр аккредитуйся как высокотехнологичная организация. Хорошо ли это?

- Освобождение от налога на имущество на срок до 3 лет для предприятий, внедряющих энергоэффективное оборудование;

Хороший стимул по внедрению энергоэффективного оборудования и сокращения энергоёмкости ВВП. Вот только хочется понять, как эта мера на практике будет применяться к малым и средним предприятиям. И ещё, хочется понять: мы тем самым стимулируем поддержку МСП или закупку иностранного энерэффективного оборудования?

- Отмена налога на прибыль от продажи ценных бумаг (при условии, что срок владения ими превышает 5 лет и они не обращаются на биржевом рынке);

Ни в одних наших исследованиях мы не изучали этот вопрос. Поэтому сложно предположить, как эта мера повлияет на развитие МСП. Посмотрим на результаты.

- Освобождение от уплаты налога на прибыль компаний, работающих в сфере здравоохранения и образования;

Мне представлялось, что освобождение от уплаты налога должно коснуться не всех компаний, работающих в сфере здравоохранения и образования, а только малых и средних. Возможно, законодатели боятся дробления крупных на несколько юридических лиц. В любом случае расширение этой низкокачественной сферы для потока новых инвестиций следует рассматривать как позитивную тенденцию.

- Снятие всех ограничений, препятствующих переходу на упрощенную систему налогообложения, для малых внедренческих предприятий вузов и научных центров;

Давно назревшая и обсуждаемая мера требует скорейшей реализации.

- Узаконивание практики использования внедренческими предприятиями помещений и оборудования своих учредителей на льготной основе;

Нужно посмотреть каков будет механизм её реализации. Здесь явно видны коррупционные риски, возможны коррупционные схемы.

- Продление срока действия льготного порядка приватизации недвижимости - как минимум, на 3 года, - и освобождение таких сделок от уплаты налога на добавленную стоимость, а также - предоставление малому бизнесу права требовать выкупа арендуемых помещений;

Замечательная мера. Жаль только, что не хватило 3-х предыдущих лет на льготное отчуждение всех непрофильных государственных и муниципальных помещений. За это время появились «свои» добросовестные арендаторы. В любом случае скорейшее вовлечение в хозяйственный оборот государственной и муниципальной собственности будет благом. Потом бы ещё разобраться с землей под этими приватизированными помещениями.

- Введение бессрочного лицензирования и максимально оперативная передача его в электронную форму;

Бессрочное лицензирование – только за. Про максимальную оперативную передачу в электронную форму лучше ничего не говорить. Слова про «электронное правительство», как правило, оказываются словами, в отличие от мер поддержки МСП. Можно хотя бы посмотреть долю реализации плана перевода федеральных государственных услуг в электронный вид. Но это отдельная тема.

- Продолжение сокращения числа товаров, подлежащих обязательной сертификации и значительное расширение перечня видов деятельности, где применяется уведомительный порядок начала нового бизнеса;

Нужно только разобраться с местными разрешениями на согласование места розничной торговли и других аналогичных документов и также понять, что сокращение обязательной сертификации с одновременным введение регистрации деклараций административного барьера не устраняет. Зачем их регистрировать? Почему нельзя их при проверках запрашивать и штрафовать, если их нет?

- Дополнительное выделение из федерального бюджета 3 млрд. рублей на поддержку малых и средних инновационных компаний; 2 млрд. рублей – на программы содействия малому бизнесу в моногородах и ещё 1 млрд. рублей - на развитие предпринимательства на Северном Кавказе; выделение 2 млрд. рублей на поддержку малого и среднего бизнеса, осуществляющего экспорт высокотехнологичной продукции;

Пока не будет ясно, что за механизмы распределения этих денег и какова степень их «доведения» до МСП, комментировать эти суммы сложно, даже если бы они и были в 2-3 раза больше.

 

Share