Новые бизнес-отношения в России. Миф или реальность?
Эксперты: Шеховцов Алексей Олегович
Следует констатировать, что в настоящее время многие проблемы социально-экономического развития России и отдельных регионов страны связаны со сложившейся системой полулегального ведения бизнеса со стороны хозяйствующих субъектов. На практике это означает, что существенная часть оборота российского предпринимательства лежит в сфере теневой активности, т.е. это те обороты, которые укрыты от налогообложения. Наличие такой сферы влечет за собой низкую собираемость налогов, Недостаточное наполнение бюджетов всех уровней, недофинансирование государственных программ и т.д.
Масштабы этой сферы оцениваются по-разному. Точных данных по общей доле «теневого» оборота в российской экономике не существует.
Некоторые данные свидетельствуют о том, что сверх формально учитываемых в бухгалтерии издержек и дохода малые предприятия вынуждены иметь некий дополнительный, «теневой» оборот, почти равный легальному.
Складывается ситуация, когда государство очень хорошо информировано о существовании проблемы, известны механизмы уклонения от уплаты налогов и работы «в тени», однако адекватных действий не предпринимается. При этом под адекватными мерами следует понимать меры по устранению субъективных и объективных факторов существования подобной сферы.
Проводимые исследования свидетельствует о том, что предприниматели осуществляют «теневую» деятельность не для получения дополнительных «сверхприбылей», для большинства из них это является практически единственным способом развиваться и быть конкурентным.
Можно выделить несколько факторов, заставляющих предприятия работать по «теневым схемам».
-
Серьезные недостатки законодательства, обуславливающие серьезное административное бремя на предпринимателей. Выражается это как в высоких финансовых издержках предпринимателей (высокие налоги, затраты на прохождение административных процедур), так и в существовании излишних правил и требований, исполнение которых затруднено, а иногда и невозможно (выходом является подкуп чиновников).
-
Произвол со стороны должностных лиц, обуславливающий практику, когда предприниматель вынужден либо переходить на неформальные отношения с чиновниками, либо под угрозу становится его бизнес.
-
Высокий уровень криминализации российского бизнеса, когда предприниматель для того, чтобы спокойно работать, вынужден делать отчисления криминальным структурам, которые часто, в свою очередь, тесно связаны с государственными органами.
-
Проблемы, связанные с недостаточно высоким уровнем развития инфраструктуры ведения бизнеса (неблагоприятные инвестиционные условия, отсутствие доступа к кредитным ресурсам, в первую очередь, субъектов малого предпринимательства).
-
Практика выстраивания бизнес-отношений, исходя из существующих реалий, а не из действующих правовых норм.
Так, отмеченные выше проблемы, связанные с произволом и волокитой чиновников, наличием различного рода «барьеров», неблагоприятными инвестиционными условиями и отсутствием доступных кредитных ресурсов, зачастую воспринимаются как «бытовые» атрибуты бизнес отношений.
Хочется отметить, что в последнее время в России прослеживается тенденция, когда предприниматели сами стремятся перевести свою деятельность в полностью легальные рамки. Следует говорить о тенденции формирования бизнес-отношений, основанных на добросовестном ведении предпринимательской деятельности. Связано это с целым рядом фактором, важными из которых являются:
- появление нового поколения менеджеров, готовых работать по западным бизнес-моделям;
- повышение значимости деловой репутации как конкурентного преимущества при ведении бизнеса;
- ориентация предприятий на западный рынок и крупных зарубежных партнеров, которые сотрудничают только с полностью легальным бизнесом.
На государственном уровне сейчас реализуются некоторые меры по устранению факторов существования «теневой сферы». Так, в частности, для решения первой проблемы высокого административного бремени в настоящее время в России провозглашена политика дебюрократизации и дерегулирования. Тем не менее, предпринимаемых мер недостаточно. В первую очередь, необходима серьезная налоговая реформа. Необходимо создать такие условия, когда предпринимателю просто будет невыгодно выводить свою прибыль из под налогообложения (ведь такой вывод также несет для него определенные затраты.
В то же время очевидно, что даже кардинальные меры, предпринятые на уровне государственной власти, могут сейчас быть успешными лишь частично. Объясняется это тем, что в стране сформировалась целая система полулегальной деятельности предпринимателей. Выражается это в следующем.
-
Переход на полностью легальное ведение бизнеса может сделать предприятие неконкурентоспособным по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, остающимися «в тени»;
-
Бизнес уже завязан на какие-то неформальные отношения, как с государственными органами, так и с криминальными структурами, и разорвать их очень затруднительно.
Исходя из этого, необходимо постепенная реализация мер поддержки хозяйствующих субъектов, действующих полностью легально.
-
Для повышения их конкурентоспособности по сравнению с хозяйствующими субъектами, остающимися «в тени», необходима реализация мер адресной поддержки (при этом предоставляться она должна на основании четких и прозрачных критериев, исключающих разного рода злоупотребления).
- Необходима реализация мер правового и организационного характера, направленных на:
- дальнейшее снижение административных барьеров в деятельности предпринимателей;
- повышение ответственности должностных лиц;
- снижение коррупции в органах власти;
- снижение уровня криминализации в сфере бизнес-отношений.