Alexey O. Shekhovtsov

Проблемы доступности информации о проводимых конкурсах и тендерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства для предпринимателей (на примере города Москвы)

В настоящее время в свете проведения в России реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) актуальным вопросом становится создание конкурентных условий для всех участников данного рынка. Отдельной проблемой в данном случае является обеспечение равных возможностей участия в оказании услуг в сфере ЖКХ для всех видов предприятий, включая малый бизнес. На практике же тех условий, которые обеспечили бы равные возможности всех форм предприятий, еще не создано. Рассмотрим одну из составляющих данной проблемы обеспечение доступности конкурсных процедур.

Одним из важнейших факторов равноправного участия компаний в конкурсах и тендерах в сфере ЖКХ является информационное обеспечение данных процедур. Информационное обеспечение предполагает четкие процедуры распространения информации о проводимых конкурсах и тендерах. Как показывают различные исследования, одной из основных проблем доступа к конкурсам, тендерам на получение государственных заказов (и федерального, и регионального уровня) является невозможность получения своевременной информации о их проведении.

Рассмотрим данную проблему на примере города Москвы.
На уровне законодательства города Москвы процедура предоставления информации о проведении конкурса прописана в Законе города Москвы N 26 от 15 мая 2002 года «О городском государственном заказе». В соответствии с п.2 ст. 7 Закона 2 «Организатор объявляет о проведении открытого конкурса путем публикации в средствах массовой информации, в том числе в уполномоченном официальном издании Правительства Москвы. Публикация должна содержать следующую информацию:

а) наименование и адрес Заказчика;
б) время и место проведения конкурса;
в) порядок проведения конкурса, в том числе оформления участия в конкурсе;
г) порядок определения лица, выигравшего конкурс;
д) начальная цена государственного контракта;
е) срок заключения государственного контракта;
ж) размер платы, взимаемой за предоставление конкурсной документации, если плата взимается;
з) основные характеристики и количество закупаемой продукции, условия и сроки ее поставки; вид, место и сроки выполнения работ и оказания услуг;
и) требования к Поставщику в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, а также порядок, критерии и сроки проведения квалификационного отбора;
к) место и порядок получения конкурсной документации;
л) место и срок представления заявок на участие в конкурсе;
м) размер обеспечения заявки, сроки и порядок ее внесения.»

При этом, данная формулировка не дает четкого указания на то, в каких средствах массовой информации, кроме официального издания Правительства Москвы, должна размещаться данная информация. Кроме того, данная норма Закона направлена на размещение информации исключительно в печатных СМИ. При этом такой механизм распространения информации имеет ряд недостатков, к которым стоит отнести:

- изначальная ограниченность пользователей информации тиражом издания;
- однократность размещения информации.

В то же время более эффективным средством информирования предпринимателей в настоящее время является размещение информации через сеть Интернет. В настоящее время вопрос обязательности размещения различной официальной информации органов государственной власти, в том числе, и о проводимых конкурсах и тендерах на получение государственного заказа, нормативно в какой-то степени решен только на федеральном уровне.

Так, в соответствии с «Перечнем сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98 обязательными к размещению являются, в частности, следующие сведения о деятельности федеральных органов исполнительной власти: «Сведения об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и других мероприятиях, проводимых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями, в том числе: условия их проведения; порядок участия в них физических и юридических лиц; составы конкурсных комиссий, создаваемых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями для проведения конкурсов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд; протоколы заседаний конкурсных комиссий; порядок обжалования решений, принятых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями.»

На уровне города Москвы таких нормативно-правовых актов принято не было. Кроме того, даже принятие аналогичного акта не является решением проблемы, так как подобные постановления являются в большей степени рамочными, и для решения существующих проблем необходимо развитие нормативно-правовой базы.

В целом в сети Интернет в настоящее время существует много ресурсов посвященных проблематике ЖКХ. Но потребности и возможности развития малого бизнеса в этой области освещаются далеко не на всех ресурсах. Что касается сложившейся практики предоставления официальной информации о проводимых конкурсах, тендерах на уровне города Москвы, то в настоящее время в рамках Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в г.Москве разработан ряд Интернет-ресурсов, входящих в Российский деловой портал информационной поддержки предпринимательства (www.allmedia.ru). Так, в рамках портала создан информационный ресурс «Малый бизнес в ЖКХ» (http://www.comhoz.ru/). Этот проект направлен на развитие предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве. На сайте представлена информация о государственной политике в области реформирования ЖКХ, инвестиционных проектах и муниципальных заказах, размещены каталоги производителей товаров и услуг, предложений предприятий, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства и другая информация по данной тематике.

Отдельный раздел сайта посвящен открытым конкурсам на получение государственных заказов в данной области. Основной проблемой в данном случае является тот факт, что портал «Альянс Медиа» не является официальным ресурсом Правительства г. Москвы, а потому отсутствует механизм (регламент) обязательности размещения информации данного органа государственной власти на этом ресурсе.

Кроме того, представленная информация о конкурсах не является исчерпывающей. Если проанализировать данные публикации по перечню сведений, указанных в Законе города Москвы «О городском государственном заказе» и которые они должны содержать, то получается следующее.

Ни одна из перечисленных публикаций о конкурсах не содержит всего перечня сведений, указанных в Законе. При этом большую часть необходимых сведений, судя по всему, можно узнать из конкурсной документации, порядок получения которой определяется отдельно. Как правило, за предоставление конкурсной документации соискателю необходимо заплатить определенную сумму, которая составляет от 500 до 10000 руб. (в некоторых случаях включая стоимость не совсем понятных информационно-консультационных услуг). В одном случае справочную информацию о конкурсе и предъявляемых документах можно получить в Дирекции единого заказчика. При этом непонятны механизмы ее получения. На практике может складываться ситуация, когда фирма, приобретя конкурсную документацию, обнаруживает, что по ряду причин она не может участвовать в конкурсе. При этом существует возможность, что в следующий раз при объявлении конкурса данная фирма изначально не захочет участвовать из опасения повторения ситуации.

Таким образом, в настоящее время следует констатировать низкую степень доступности для предпринимателей информации о проводимых конкурсах и тендерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы, кроме того, присутствуют очевидные недостатки в порядке размещения данной информации.

Учитывая высокую значимость фактора открытости информации о конкурсах как обеспечивающего изначально равные условия участия в них предпринимателей, в настоящее время необходима разработка механизмов оперативного доведения информации о проводимых конкурсах до максимального количества субъектов малого предпринимательства, способных реально принять участие в конкурсе. Разработка данных механизмов должна основываться на комплексном анализе доступности информации о проводимых конкурсах и тендерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы в разрезе районов и административных округов. При этом основной упор должен быть сделан на создании системы размещения информации в сети Интернет как наиболее эффективном средстве информирования предпринимателей.

Предполагается несколько направлений работы в данной области, предполагающих реализацию мер правового и организационного характера.

  1. Разработка нормативно-правовой базы (постановления Правительства города Москвы, разного рода регламенты), предусматривающей обязательное размещение информации о проводимых конкурсах на официальных Интернет-ресурсах органов власти города Москвы. В данном случае идет речь о принципе обязательности размещения информации как на официальном Интернет-сайте Правительства Москвы, так и Интернет-ресурсах отдельных префектур города и организаций, ответственных за проведение конкурсов в данной области. При этом данные регламенты должны содержать, кроме сроков и порядке предоставления информации, также четкий перечень сведений, которые должны быть в публикации. Как показал описанный выше пример, размещаемые публикации о конкурсах не содержат всех сведений, указанных в Законе города Москвы «О городском государственном заказе».
  2. Для обеспечения функционирования эффективной системы предоставления данной информации необходима координация проводимых работ с мероприятиями Городской целевой программы «Электронная Москва», утвержденной Постановлением Правительства Москвы № 367-ПП от 13 мая 2003 года. Так, в рамках данной Программы предполагается реализация ряда подпрограмм, к которым относится подпрограмма «Система городских порталов». В результате реализации подпрограммы предполагается создание системы постоянно действующих городских порталов, предоставляющих доступ, в частности, хозяйствующим субъектам, к разнообразным информационным ресурсам и сервисам, являющимся платформой для эффективного взаимодействия органов власти между собой, а также с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ.
  3. Развитие механизмов максимально широкого распространения информации через другие Интернет-ресурсы, предоставляющих информацию для предпринимателей, в частности, в области государственных закупок и развитию сферы ЖКХ. К примеру, это относится к ресурсам портала «Альянс Медиа».
 

Share