Легализация такси: в Красноярске ещё не скоро
21 апреля 2011 г. принят федеральный закон (№ 69-ФЗ), устанавливающий, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси можно будет вести только на основании разрешения регионального органа власти.
Краевые власти тут же отреагировали — министр транспорта Захар Титов заявил, что деятельность частных такси давно требовала перевода в правовую плоскость.
Каким образом в крае будет проходить процедура легализации такси, а главное, как будут бороться с «теневыми» извозчиками и будут ли переводить их в реальный сектор экономики, в министерстве еще не придумали.
Однако в Минтрансе подтвердили ДЕЛА.ru, что фактически речь о том, что на территории края будут работать только легальные компании такси.
«Механизмы воплощения закона в жизнь находятся в процессе разработки. Мы хотели бы особо подчеркнуть, что в первую очередь закон направлен не на то, чтобы выжить кого-то с рынка, а на организацию деятельности фирм такси с точки зрения комфорта и безопасности для пассажиров, — рассказала ДЕЛА.ru пресс-секретарь министерства Виктория Мамаева.
— Комфорт и безопасность — это основные приоритеты. Закон предусматривает обязательный предрейсовый осмотр транспортного средства, так как часто случаются неприятности на дороге, в которых фигурируют таксисты. Техосмотр транспортное средство будет проходить раз в полгода».
Разрешение, которое фирма такси получит от регионального органа власти (к слову, властям еще предстоит определить этот орган), должно находиться в салоне автомобиля и предъявляться по требованию пассажира, уполномоченного должностного лица или сотрудника ГИБДД, диктует закон.
Кроме того, у легального такси должен обязательно быть в наличии опознавательный фонарь оранжевого цвета, «шашечки», таксометр, визитки водителя (стаж которого должен быть не менее трех лет).
Попытки легализовать рынок услуг такси, в частности вывести так называемых «бомбил» из тени, предпринимались неоднократно. В начале года власти Москвы призывали нелегальные такси узаконить свою деятельность — мэр Сергей Собянин собирался создать положение о городских стоянках, а также ввести аттестацию водителей такси.
По словам депутат Горсовета Александра Глискова, в Красноярске тему легализации такси в последний раз поднимали 2 месяца назад. Правда, без особого успеха.
«Этот вопрос обсуждался в Горсовете, хотя не очень активно. Приглашали представителей департамента транспорта, но они расписались в своем бессилии, сказав, что этим вопросом должна заниматься ГИБДД, а регулировать эту тему следует на уровне краевого законодательства, — описывает ситуацию г-н Глисков.
— На мой взгляд, это не та проблема, которая сегодня актуальна. Человек отработал на заводе, вечером выехал „потаксовать“, чтобы заработать себе на булку хлеба и бутылку кефира — не совсем правильно его гонять при помощи власти. Точно так же, как бабушка с редиской — она ведь тоже должна получить разрешение на торговлю и зарегистрироваться как частный предприниматель».
В Красноярске сейчас насчитывается более 200 компаний такси (отметим, что зачастую у одного владельца организовано сразу несколько фирм). В целом владельцы компаний положительно оценивают легализацию деятельности такси на территории Красноярского края, об этом рассказала ДЕЛА.ru Оксана Жаркова — директор «Единой службы такси». Автопарк компании насчитывает до 300 машин и, в принципе, «бомбилы» бизнесу не мешают. «Теневые» таксисты забирают на себя не слишком большой процент, — поясняет г-жа Жаркова.
— Но дело в том, что такие таксисты ведут себя не всегда корректно, иногда их деятельность в определенной степени представляет опасность. Если фирмы такси будут работать только по разрешению регионального органа власти — это было бы идеальным вариантом. Насколько такая ситуация сможет стать реальной, зависит уже от тех, кто будет воплощать закон в жизнь.
Сейчас, насколько мне известно, в большинстве российских городов рынок услуг такси не легализован, там нет порядка. Стоит обратить внимание на заграничный опыт: там легализуют деятельность не самой фирмы, лицензию получает непосредственно водитель, а дальше он уже сам волен выбирать в какой компании такси ему работать».
Оксана Жаркова также рассказала о том, что сейчас на красноярском рынке услуг такси наблюдается весьма ощутимое снижение прибыли. По крайней мере, по сравнению с I кварталом 2010 г. за первые три месяца года текущего заработки компании уменьшились. Выручка падает и за счет усилившейся конкуренции, и за счет ценовой политики: многие фирмы пытаются демпинговать.
Настораживает таксистов и ситуация с бензином. Однако пока в «Единой службе такси» цены не поднимают, а наблюдают за тем, как будут идти дела дальше (см. подробнее «В Красноярск идет бензиновая засуха»).
Отметим, в краевом Минтрансе сообщили ДЕЛА.ru о том, что в полную силу закон о легализации деятельности такси заработает только с 1 января 2012 г., когда вступят в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно этим изменениям, осуществление перевозок в такси без разрешения повлечет за собой административный штраф.
Это и сейчас указывается в ФЗ № 69, однако суммы и санкции прописаны именно в КоАП. Поправки, помимо прочего, вводят ответственность за нарушения перевозок пассажиров и багажа по заказу. По этому пункту административные штрафы располагаются следующим образом: водитель — 5 тыс. руб., должностное лицо — 50 тыс. руб., штраф для юрлица — 200 тыс. руб.
Пока же в Минтрансе пообещали заняться разработкой нормативно-правовых актов, которые наполнят рамочный закон содержанием.