Почему в край хлынул поток машин из соседних республик?
Запретительные пошлины на ввоз иномарок притормозили поток праворульных японских автомобилей в Россию. Но отечественные автопроизводители от этого почти не выиграли – с Дальнего Востока российские автомобилисты переориентировались на Белоруссию и Казахстан, где леворульные иномарки дешевле на 20–30%. Но радость отечественных автовладельцев, дорвавшихся до относительно дешевых иномарок, продлится недолго: с 1 июля меняются таможенные правила, к тому же большую часть автомобилей, не имеющих ограничений на вывоз, россияне уже скупили.
Восток стал дальше
Японские подержанные автомобили больше не правят бал на автомобильных рынках Сибири. По данным аналитической службы поисковой системы Smartus, по итогам 2010 года доля автомобилей с правым рулем на вторичном российском рынке упала в 17 раз! Она составила лишь 0,3% от общего количества предложений, хотя еще год назад равнялась 5,1% рынка подержанных авто.
Александр Сереченко,
директор автосалона "Автопартнер", занимающегося продажей подержанных авто:
Отток начался два года назад. Причина – взлетевшие таможенные пошлины, которые сделали ввоз праворульных машин невыгодным. Люди, которые профессионально этим занимались, постепенно уходят с рынка. Заказать машину из Японии по-прежнему можно, но докризисного вала нет и в помине.
Контрольным выстрелом для потока "праворуких" стало создание Таможенного союза, в который помимо России вошли соседние Белоруссия и Казахстан. Пошлины на ввоз иностранных автомобилей в этих странах в разы ниже, что вкупе с изменившимися таможенными правилами ненадолго открыло лазейку для отечественных водителей, желающих приобрести "леворукие" иномарки с серьезным дисконтом.
"Россияне все скупили"
Даже с учетом расходов на перегон таким способом можно сэкономить до 20–30% от стоимости машины. Казахстан в этом смысле для алтайских перегонщиков даже удобнее Владивостока – получается ближе и дешевле. Казахстанский вторичный рынок пополняется в основном за счет ввоза машин из Объединенных Арабских Эмиратов, где они стоят очень дешево. Везут в первую очередь большие внедорожники и "японцев" – бизнес-седаны Toyota Camry и машины одного с ней класса.
Перегон машины из Белоруссии обходится дороже (затраты на дорогу составляют примерно 40 тыс. рублей), зато там представлены в основном европейские марки автомобилей.
"Из Алтайского края едут за машинами в обе страны, хотя в Казахстан поток, конечно, больше. Выгода очевидна: „казахская“ четырехлетняя „Камри“ дешевле дилерской на вторичном рынке примерно на 100 тыс. рублей", – приводит пример Александр Сереченко.
По ввозу таких машин в Россию, правда, есть ограничения. Во-первых, автомобили должны быть ввезены на территорию братских республик до 1 января 2010 года, во-вторых, они должны соответствовать экологическому стандарту "Евро-4".
Барьеры преодолимы, уверяют профессиональные перегонщики. А машину, ввезенную после 1 января 2010 года, при наличии связей казахстанцы готовы растаможить задним числом.
Но для российских автолюбителей есть проблема и посерьезнее – с 1 июля правила ввоза должны измениться, что может перекрыть существующую лазейку.
Впрочем, как рассказывают очевидцы, вывозить из соседних республик, куда выплеснулся поток российского спроса, уже нечего. По данным портала Business FM, в Белоруссии практически не осталось машин, ввезенных до 2010 года, и даже закончились транзитные номера.
"В Казахстане ситуация аналогичная, – подтверждает барнаульский автовладелец Владимир, побывавший недавно в соседней республике. – Россияне вывозят из Казахстана все, что с левым рулем, и на сегодняшний день там очень мало приличных предложений, которые не подпадают под запрет".
"Японцы" дорожают
Наплыв "казахских" автомобилей уже привел к переизбытку предложения на алтайском авторынке в ценовом сегменте "выше среднего". Особенно много представлено уже упомянутых седанов Toyota Camry. Это привело к снижению цены на самые популярные модели: скидывать вынуждены даже продавцы машин, ввезенных дилерами в Россию напрямую.
Зато неожиданно выросли в цене подержанные японские праворульные автомобили в недорогом сегменте. В основном это модели стоимостью до 350 тыс. рублей, которым по соотношению цена – качество – комфорт фактически нет альтернативы ни среди новых иномарок, ни среди отечественных. "Из-за сокращения объемов ввоза в сегменте недорогих японских автомобилей сложился дефицит, что еще в прошлом году привело к увеличению цен, – говорит Александр Сереченко. – По большинству моделей подорожание составило от 30 до 100 тыс. в зависимости от комплектации и года выпуска".
Цифра
31,7% – на столько вырос импорт новых автомобилей в Россию по итогам прошлого года. Так, в 2010 году на территорию нашей страны было импортировано 686,6 тыс. легковых автомобилей, в денежном выражении – $ 11 млрд. 375,6 млн. В основном это автомобили, ввезенные из стран дальнего зарубежья, – на них пришлось 582,3 тыс. автомобилей, или $ 10 млрд. 735,1 млн. Из стран СНГ импортировано 104,3 тыс. автомобилей на сумму $ 640,5 млн., следует из данных Федеральной таможенной службы.
Факт
Проблем при постановке автомобилей из Казахстана и Белоруссии на учет в России, как правило, не возникает. После покупки автомобиля российские граждане на таможне получают ПТС, после чего ставят на учет в своем регионе.