Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Пограничный вопрос. Москва и Тбилиси вернулись к переговорам по ВТО

Пограничный вопрос

Москва и Тбилиси вернулись к переговорам по ВТО

Москва и Тбилиси возобновили переговоры по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Грузия, как и раньше, ставит невыполнимые условия для России, но исключать того, что сторонам уже в ближайшее время удастся найти компромисс, не стоит.

Россия ведет переговоры с ВТО с начала 1990-х и остается крупнейшей экономикой, не входящей в этот насчитывающий 153 члена торговый союз. Москва надеялась завершить переговоры о вступлении уже в этом году, хотя и снова столкнулась с возражениями со стороны своего недавнего военного соперника Грузии.

Российского премьер-министра Владимира Путина то, с каким скрипом Россия продвигается на пути к ВТО, похоже, немало раздражает. В начале апреля на совещании в правительстве замминистра экономического развития Андрей Клепач пожаловался премьеру, что Россия не может противопоставить китайцам торговые барьеры, ибо связана сопутствующими вступлению в ВТО обязательствами. Путин, не выдержав, прервал выступление чиновника.

"На хрена им нас принимать, если мы и так все исполняем?", - взорвался Путин, велев министрам не досаждать ему призывами следовать правилам ВТО до тех пор, пока стоящая на пороге присоединения к альянсу Россия все-таки в него не вступит.

Предполагается, что снятие торговых барьеров в условиях членства в ВТО улучшит имидж России и поможет восстановить приток в страну капиталов, а также заставит отечественных производителей модернизировать свои мощности, чтобы создать достойную конкуренцию иностранному бизнесу.

22 февраля замруководителя аппарата правительства России Юрий Ушаков заявлял, что Москва планирует к середине лета 2011 года завершить переговоры по вступлению в ВТО. При этом он отметил, что пока не все шероховатости в переговорах сняты. В частности, отмечал Ушаков, открытым остается вопрос с позицией Грузии.

Дело в том, что Грузия, уже будучи членом ВТО, обладает правом вето при решении вопроса о вступлении России в организацию. В Москве полагали, что эти переговоры можно будет проскочить благодаря поддержке ключевого члена ВТО - США. Но Вашингтон дистанцировался от переговоров, вынудив Москву и Тбилиси самостоятельно налаживать диалог.

В конце апреля 2008 года Грузия вышла из переговорного процесса по вступлению России в ВТО, протестуя против распоряжения президента РФ о снятии экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии. В августе того же года Россия после "пятидневной войны" признала независимость бывших грузинских автономий - Абхазии и Южной Осетии. Тбилиси объявил Абхазию и Южную Осетию "оккупированными грузинскими территориями" и разорвал дипломатические отношения с Россией.

Переговоры по ВТО между Грузией, которая вступила в эту организацию еще в 2000 году, и Россией были возобновлены в марте этого года в Швейцарии, а в апреле состоялся уже второй раунд переговоров. Результата данные встречи не принесли. Более того, апрельский раунд переговоров начался со скандала. 26 апреля глава МИД РФ Сергей Лавров после переговоров с президентом Абхазии Сергеем Багапшем заявил, что Россия может вступить в ВТО без согласия Грузии. "Не хочу вдаваться в подробности о том, какие именно существуют способы вступления России в ВТО без согласия Грузии. Могу сказать одно: эти возможности основаны на тех принципах, по которым действует ВТО", - сказал он.

В ответ коллега Лаврова из МИДа Грузии Григол Вашадзе обвинил Москву в блефе и шантаже. По его мнению, вступление России в ВТО в обход Грузии, о чем заявил российский министр, невозможно. При этом Вашадзе добавил, что грузинская сторона едет на переговоры в Цюрих не для того, чтобы заблокировать вступление России во ВТО, а для того, чтобы найти выход из ситуации (Стоит отметить, что прав оказался Лавров. Вступление России в ВТО возможно и без согласия Грузии, но в Тбилиси просто надеются, что ВТО не допустит подобного прецедента. Об этом, в частности, заявила замглавы грузинского МИДа Нино Каландадзе).

Требования Грузии к России остаются неизменными. Тбилиси настаивает на том, что грузинские таможенники должны присутствовать на таможенных пунктах на абхазском и югоосетинском участках российско-грузинской границы, так как Грузия рассматривает эти территории как свои неотъемлемые части. При этом подчеркивается, что, поскольку данные таможенные посты находятся в глубине контролируемой Россией территории, Тбилиси не имеет возможности контролировать потоки товаров на своей северной границе. В виде компромиссного варианта Тбилиси согласен на подключение международных наблюдателей.

В конце мая переговорщики двух стран вновь попробуют договориться. И, похоже, некоторых подвижек в этом направлении Москве и Тбилиси добиться все же удалось. 2 мая заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе заявила, что считает успешными российско-грузинские переговоры о вступлении России в ВТО. Что касается деталей, то Каландадзе воздержалась от их оглашения, поскольку обе стороны решили сохранять их в секрете.

Источники газеты "Коммерсантъ" утверждают, что Москва и Тбилиси обсуждают схему, при которой можно будет избежать физического присутствия грузинских таможенников в Абхазии и Южной Осетии и одновременно удовлетворить потребности Тбилиси в получении информации с таможенных пунктов на границах этих республик с Россией. Для этого Россия, к примеру, может в одностороннем порядке открыть статистику для грузинских наблюдателей.

Отсутствие информации порождает и более экзотические версии того, как будет обустроена грузинская таможня на реке Псоу (Абхазия) и в Рокском тоннеле (Южная Осетия). Так, газета "Известия" утверждает, ссылаясь на участников переговоров, что речь может идти об установке на границе автоматизированной контрольной системы, замкнутой на спутники.

Решение Москвы и Тбилиси хранить суть переговоров в секрете выглядит логично, ведь за переговорами внимательно следят Абхазия и Южная Осетия. Формально требования грузинских переговорщиков к России политическими не являются, хотя и всем понятно, что без политики тут не обойтись. Для Сухуми и Цхинвали (как и для самой Москвы) возможное появление грузинских таможенников на их границах с Россией является неприемлемым, более того, опасным прецедентом.

Признание правомерности требований Тбилиси со стороны Москвы приведет к "возвращению" двух непризнанных в мире республик в границы Грузии. Короче говоря, обстановка вокруг этих переговоров царит весьма и весьма тревожная. Не удивительно, что Лавров был вынужден успокаивать Багапша во время визита в Абхазию заявлениями, которые могли похоронить переговорный процесс. Не удивительно и то, что переговоры продолжились, несмотря ни на какие заявления.

Понятно, что добиться возвращения Абхазии и Южной Осетии на переговорах в Швейцарии грузинам не удастся, а вот запрет на ввоз в Россию грузинских вин и минеральных вод вполне может быть снят. Недаром, кстати, Роспотребнадзор в конце апреля устроил истерику по поводу появления в Москве нелегального "Боржоми". Все зависит от того, насколько конструктивно обе стороны подошли к переговорам.

Ключкин Антон
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости