Эксперты попытались заглянуть в будущее России и Алтайского края
Модернизация России в современных условиях вряд ли возможна. Для ее проведения в настоящий момент нет основополагающих предпосылок. В обществе отсутствуют признаки консолидации и самоуважения, правящие элиты никак не могут сформулировать четкие цели, а бизнес занят насущными проблемами – олигархи выводят капитал из страны, а мелкие предприниматели выживают поодиночке. При этом население России неуклонно сокращается в последние годы, остановить этот процесс будет крайне сложно.
Такие малоприятные перспективы обсуждались участниками Алтайского отделения Вольного экономического общества (ВЭО) на апрельском заседании в Барнауле. В эту пока еще малоизвестную общественную организацию входят ученые, экономисты, социологи, предприниматели, журналисты. Таким образом, ВЭО представляет собой своеобразный экспертный клуб, который пытается за "круглым столом" обсудить ключевые проблемы современности. Последнее заседание, прошедшее в ВЗФЭИ, посвящалось модернизации края. Наш регион не в состоянии совершить какой-либо прорыв без трансформации жизни всей страны.
Оптимизм на голом месте
"Зачем нужна модернизация России? – задал риторический вопрос, открывая тему, один из сопредседателей общества, профессор АлтГТУ, промышленник Владимир Бородин. – На самом деле мы имеем печальную статистику, которая гласит, что последние несколько лет население страны неуклонно сокращается на 1 млн. жителей в год. Базовые ценности российского населения не определены, налицо социальная разобщенность".
Наряду с демографическими проблемами неблагоприятная картина складывается и в экономике. Запасы нефти выработаны на 50%, производительность труда растет крайне медленно, а многие отрасли народного хозяйства находятся под реальной угрозой импортозамещения. Отсюда и возникает главный вопрос: "Чем для нас является объявленная президентом модернизация? Это желанный переход в новую стадию развития или, если честно признаться, просто борьба за выживание?".
Виктор Беляев, профессор АлтГУ, известный в крае преподаватель маркетинга и менеджмента, поднял тему региональной самооценки. Здорового жизненного оптимизма на Алтае явно не хватает.
Виктор Беляев,
профессор АлтГУ:
Многие дипломные работы, которые я слушаю в ГАКе, построены по принципу создания какого-либо производства или предприятия только для того, чтобы выжить. Честно говоря, надоело уже это выживание. Хочется переходить к концепциям развития. И модернизацию в регионе, на мой взгляд, надо начинать с переосмысления наших базовых ценностей.
Но дальше с выработкой ценностей возникли проблемы. Даже если они прописаны в виде целей и задач в Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года, то это не означает, что положительный результат будет достигнут. Слишком много факторов не учтено в бумажном документе. Один из них – меняющийся рынок труда.
А мы едем за туманом!
О сложностях этого рынка частично поведала Ольга Мамченко, декан экономического факультета АлтГУ. По оценкам экономистов, влияние трудовых ресурсов на ВРП достаточно велико. Число занятых в экономике края за последний год снизилось на 60 тыс. человек и составило к концу 2010 года 1,18 млн. Но, с другой стороны, в крае ежегодно растет количество людей старшего трудоспособного возраста. Примерно на 10 тыс. человек в год. Это означает, что в крае становится все больше и больше работающих пенсионеров. И они частично восполняют тот дефицит трудовых ресурсов, который складывается в связи с отъездом из края молодежи. "Молодые люди из края уезжают, и это уже не секрет. Да, после окончания вуза они приносят справку, что якобы устраиваются здесь на работу. Они прописаны у мамы с папой. Но фактически они едут работать в Москву и Санкт-Петербург, потому что не видят здесь перспектив", — говорила Ольга Мамченко.
Размышления коллеги продолжила Ольга Колесникова, декан социологического факультета АлтГУ. Она подробно рассказала о большом исследовании, целью которого было определить социальное самочувствие жителей края. Опросы проводились в 2010 году, в них приняли участие 1,2 тыс. человек. Результаты "социального барометра" оказались весьма интересными. К примеру, выяснилось, что около 45% опрошенных чувствуют себя в крае "спокойно" и "социально защищенными", а 63% уверенно относят себя к среднему классу. Но при этом многие участники опроса считают, что в их жизни в ближайшее время ничего к лучшему кардинально не изменится. Любопытна и оценка протестного потенциала: 16% опрошенных готовы лично участвовать в акциях протеста.
Видеть цель
Подробно участники дискуссии остановились и на проблемах региональной экономики, и на деловом климате, который не соответствует духу свободного предпринимательства. Валерий Мищенко, профессор АлтГУ, известный своими объективными, порою жесткими оценками, отметил, что на фоне растущих показателей всей России "сырьевая-придаточная" роль Сибири только усугубляется. "За последние восемь лет население Алтайского края уменьшилось на 180 тыс. человек. Если эта тенденция будет сохраняться, то к 2025 году здесь останется 2 млн. жителей", — подчеркнул он. С ограниченным трудовым ресурсом развивать экономику крайне сложно. Тем более что некоторые отрасли не только в регионе, но и во всей стране прошли точку невозврата. Например, сельхозмашиностроение или легкая промышленность. "Какая может быть модернизация, когда надо заниматься восстановлением отраслей? У нас в крае на 2,5 млн. населения за прошлый год было сшито всего 2,5 тыс. брюк. Мы уже одевать себя не в состоянии", — привел пример Валерий Мищенко.
Заместитель председателя краевой Общественной палаты Геннадий Шейда видит большой барьер для модернизации в том, что "деловой климат в стране просто отвратительный". За I квартал 2011 года отток капитала из России составил $ 21,3 млрд. Крупные иностранные инвесторы насторожены "делом ЮКОСа" и не хотят особо рисковать. Но даже в условиях острого дефицита инвестиционных ресурсов наше правительство предпочитает копить резервы и вкладывать экспортные доходы в американские ценные бумаги, а не направляет их в строительство инфраструктурных объектов внутри России.
Андрей Олишевский, генеральный директор компании "Алтайская ярмарка", признался в своем выступлении, что не может однозначно ответить на вопрос "Нужна ли модернизация России?". "Честно говоря, не знаю. Не имея четко обозначенной цели, не имея средств для осуществления, смысла что-то затевать нет. Пока модернизация преподносится сверху как набор отдельных проектов, зачастую не связанных между собой. А ведь модернизация — это путь, который нужно пройти. Путь к стратегической цели, которой не видно, и пока ее не будет, мы обречены бесконечно ковыряться в экономических цифрах и терминах", — сказал он.
Что мы знаем о ВЭО
Вольное экономическое общество (ВЭО) России создавалось еще в XVIII веке императрицей Екатериной II. Поэтому клуб назывался "императорским". В первом уставе общества говорилось: "Нет удобнейшего средства к приращению во всяком государстве народного благосостояния как стараться приводить экономию в лучшее состояние, показывая надлежащие способы, каким образом натуральные произращения с вящею пользою употребляемы и прежние недостатки поправляемы быть могут".
Сегодня в сенат и правление ВЭО входят такие известные ученые и общественные деятели, как Сергей Капица, Леонид Абалкин, Евгений Примаков, Гавриил Попов, Сергей Глазьев, Руслан Гринберг, Алексей Кудрин, Сергей Степашин, Гарегин Тосунян и другие.
Справка
Вольное экономическое общество считается самой первой общественной организацией в Российской империи.