После нас — хоть потоп
Мало кто обратил внимание, что 7 апреля на свет появился очень важный документ под названием "Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года". Правда, немного режет слух слово "обращение", более уместно было бы "утилизация" или "переработка". Но это уже придирка. Сам факт принятия и обнародования этой концепции важнее.
Думаю, не нужно никому объяснять, что ситуация с мусором у нас просто аховая. Дело не только в нехватке урн на барнаульских улицах или в отсутствии полноценного полигона для промышленных отходов. Проблема гораздо глубже. В сознании большинства жителей края, которые считают, что "после нас — хоть потоп". И вводить драконовские штрафы здесь бессмысленно — еще больше злобы будет. Конечно, концепция многое в головах не изменит. Но она хотя бы заставит кое-кого задуматься о том, что свинарник — это не где-то далеко за горизонтом, а буквально здесь, у нас под носом. И с ним надо что-то делать.
В концепции признается, что ситуация с отходами в крае неудовлетворительная, плавно дрейфующая к экологической яме. Вот некоторая любопытная статистика. За последние четыре года у нас произошел почти двукратный рост только официально учтенных отходов. В 2009 году эта масса составила 2,18 млн. тонн. Однако, по оценкам специалистов, к этому нужно прибавить еще и объем твердых бытовых отходов, который в крае составляет 3,2 млн. кубометров в год. Опять же здесь приводится лишь статистический учет.
А теперь — как мы с отходами боремся. Статистики посчитали, что в городах края целенаправленно вывозится примерно до 40% бытовых и промышленных отходов. Всего в крае насчитывается 190 мусоровозов, причем только 35 из них работают в сельской местности. Сбором и вывозом ТБО занимаются 182 организации. Но только в 18 территориях края есть такие, что производят не просто сбор, но и утилизацию (захоронение) отходов. Конечно, в крае ведется и сбор вторичных материальных ресурсов — черных и цветных металлов, полимерных материалов, стекла, бумаги. Но организаций, делающих это, явно недостаточно.
Ну и, наконец, самые главные цифры в документе, которые сразили меня наповал. Цитирую: "Всего на территории края имеется 1500 мест размещения ТБО. 98% из них не отвечают требованиям санитарных правил". Что это означает? Данные свалки, некоторые — несанкционированные, попросту бесконтрольны. Об их влиянии на почву и грунтовые воды остается только догадываться. "На полигонах и свалках отсутствуют асфальтированные подъездные дороги. Нет ограждений, не хватает спецтехники для утилизации ТБО. Кроме того, не осуществляется рекультивация отработанных участков, что приводит к расширению территории полигонов", — говорится в документе.
Концепция пока не определяет четких механизмов решения действительно очень большой региональной проблемы. Но в ней хотя бы прописаны первые шаги, которые необходимо сделать. Для начала — разработать краевую стратегию (систему) обращения с отходами, затем подвести под нее нормативно-правовую базу. Следующий шаг — создание единой информационной системы, которая будет подсчитывать все свалки и полигоны. Затем предлагается привлечь в эту отрасль частных инвесторов с целью развития индустрии вторичной переработки ТБО. А в перспективе — строительство межмуниципальных мусоросортировочных комплексов, разработка и реализация проектов по утилизации токсичных промышленных отходов и т. д.
Я думаю, прочитав все это, многие из вас скажут: "Ничего не будет сделано, пустая трата денег". Скептиков у нас сегодня хватает, даже в избытке. Но необходимо понимать, что борьба с отходами перешла уже в ту стадию, когда она не является заботой только краевой или муниципальной власти. Ведь власть в данном случае можно и нужно рассматривать в первую очередь как механизм реализации народной воли. А у нас вроде бы и сила есть, и воля — в избытке. А силы воли бороться с мусором не хватает.