Проблемы "Киа Центр Барнаул" будет решать новый хозяин
Kia Motors Rus на прошлой неделе официально заявила, что прекращает сотрудничество с барнаульской компанией "Витязь" ("Киа Центр Барнаул"). Причиной послужило нарушение условий дилерского договора. Директор "Витязя" Антон Ковалев придерживается версии возможного сговора между Kia Motors Rus и вторым барнаульским дилером Kia — автоцентром "Реал — Моторс". Он настаивает, что ни одного пункта договора за три года работы "Витязь" не нарушил.
Оценить точное количество пострадавших не берется никто. Коллективное заявление в краевую прокуратуру и ГУВД по Алтайскому краю направили шесть человек, объем их претензий составляет более 2,5 млн. рублей. В прокуратуре Индустриального района рассматриваются частные заявления клиентов "Киа Центр Барнаул". Прокурор района Петр Чекрий точное число пострадавших не назвал, но приблизительно оценил его в несколько десятков. Директор компании "Витязь" Антон Ковалев тоже затруднился обозначить количество недовольных клиентов. При этом он добавил, что в салоне продолжает работать сервисная служба, двери открыты и люди могут приходить. "Я ни от кого не скрываюсь. Разговариваю со всеми, кто мне звонит", — комментирует г-н Ковалев.
По его словам, партия машин для "Киа Центр Барнаул" внезапно была перенаправлена "Реал — Моторс", представители которой также забрали и автомобили, находившиеся в шоу-руме дилера, они это сделали по распоряжению Kia Motors Rus. Общее число этих автомобилей Антон Ковалев не помнит. Отказались озвучить его и в Kia Motors Rus, отметив лишь, что "автомобили, принадлежащие Kia Motors Rus, были перевезены на безопасную площадку для хранения". Директор "Реал — Моторс" Александр Частухин не захотел разговаривать с "ВД" на эту тему.
Один из пострадавших клиентов "Киа Центр Барнаул" рассказал, что перед тем, как внести предоплату и заключить договор, он звонил по сервисному номеру Kia Motors Rus, где его заверили, что страхи по поводу возможного мошенничества регионального дилера безосновательны. По этому же номеру он узнал, что частично оплаченный им автомобиль распределен компании "Витязь", потом в салоне сообщили, что авто уехало в "Реал — Моторс". От Kia Motors Rus никаких объяснений он до сих пор не дождался.
Версию о банкротстве компании, которую в своих заявлениях озвучивают пострадавшие, Антон Ковалев отрицает, так же как и слова Kia Motors Rus о расторжении дилерского договора из-за нарушения его пунктов. "Можно назвать произошедшее с нами рейдерским захватом, можно сказать, что это недобросовестная конкуренция. Дело в том, что собственник "Реал — Моторс" находится в Москве. Он одним из первых предложил нам продать бизнес, и посоветовали ему это сделать в Kia Motors Rus. Сейчас каждый пытается развернуть ситуацию в свою пользу. Но у меня есть вопрос: как вообще "Реал — Моторс" без тендера получил дилерство? Мы конкурировали с четырьмя компаниями, потом построили салон по стандартам Kia и начали работать. Здесь появляется "Реал — Моторс" с криками, что они первые дилеры. С тех пор против нас развернута война", — пояснил г-н Ковалев.
Антон Ковалев утверждает, что оставлять клиентов в беде он не собирается. "В ближайшее время этот бизнес будет продан, я веду переговоры по этому поводу с четырьмя компаниями из-за пределов Алтайского края. Главным условием для нас является желание и возможность покупателя разобраться в ситуации с клиентами", — сказал г-н Ковалев. Собеседник уточнил, что на продажу выставлены недостроенное и старое здания салона, а также дилерский контракт. Директор "Витязя" настаивает, что у Kia Motors Rus нет никаких оснований для приостановки договора, и он будет готов доказывать это в суде. "Ни одного пункта дилерского договора за три года работы компания не нарушила. Сейчас мы ведем переговоры с поставщиком, и мне кажется, что после праздников ситуация разрешится", — сказал Антон Ковалев. Директор компании "Витязь" оценил бизнес в 160 млн. рублей.
Прямая речь
Алексей Дубровин,
маркетолог автоцентра Renault:
Как правило, в салонах стопроцентная предоплата за автомобиль не требуется. В нашем автоцентре достаточно внести 10% стоимости автомобиля для его бронирования. По желанию клиента сумма может быть и больше, например 50%. При внесении предоплаты заключается договор, в котором прописываются сроки поставки машины клиенту. Как только автомобиль поступает на склад дилера, клиента об этом информируют. Он доплачивает недостающую часть денег и уезжает на новой машине. Гарантирует поставку тот же договор. В нем указывается дата, до наступления которой автоцентр обязан передать автомобиль покупателю, а покупатель — оплатить полную стоимость. До момента поставки на склад дилера вся ответственность лежит на поставщике, а до момента получения машины клиентом и подписания акта приема-передачи — на дилере. В случае если дилер в указанные сроки по каким-то причинам не может поставить выбранный автомобиль, клиенту полностью возвращается вся внесенная сумма.
Мнение эксперта
Игорь Казанцев,
представитель общественной организации "Ассоциация защиты прав потребителей":
У нас находится 16 жалоб на компанию "Киа Центр Барнаул" ("Витязь"). По нашему мнению, это предприятие нарушило Закон "О защите прав потребителей", а именно сорвало сроки поставки товара. Такие случаи среди алтайских дилеров нечасты. Также в договорах, заключенных покупателями с компанией, занижалась пеня за просрочку: 0,01% вместо 0,5% в день, предусмотренных законом. Некоторые клиенты вносили стопроцентную предоплату за автомобили, однако это не является нарушением Закона "О защите прав потребителей".
Kia уходит вслед за Volvo
В 2009 году компания "Премиум-Авто" (дилер Volvo в Барнауле) под руководством Антона Ковалева прекратила свое существование. "С Volvo нам просто стало невыгодно работать. Во-первых, начинался кризис, во-вторых, Volvo заставила выкупить большое количество автомобилей, а потом снизила цены на 40% и стала продавать машины в розницу. В дилерской сети, в которой было 86 дилеров, после этой акции осталось всего 23. Продажи Volvo по России после этого упали с 24 тыс. единиц в год до 2 тыс. единиц. Но у нашего салона Volvo не осталось ни одного недовольного клиента", — прокомментировал г-н Ковалев.