РосБР: по Программе финансовой поддержки МСП работа идет в 78 регионах
В ходе пресс-конференции, прошедшей 16 сентября, глава Российского банка развития (РосБР) Сергей Крюков и заместитель председателя правления банка Олеся Теплоухова ответили на вопрос ИА "Альянс Медиа" о возможном размещении в регионах представительств РосБР, а также о неравномерности и принципах распределения региональных лимитов банкам-партнерам по Программе финансовой поддержки МСП. Олеся Теплоухова отметила, что Программа по финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства через банки-партнеры имеет региональный аспект, и на сегодняшний день по этой программе достигнуты неплохие результаты: она работает в 90% регионов, то есть в 78 субъектах из 83. Найдены партнеры – в основном банки, факторинговые и лизинговые компании, через которые по двухуровневой системе распределяются средства РосБР.
"Есть и сложные для нас регионы, сейчас их 5. Это прежде всего Чечня, Ямало-Ненецкий округ, Адыгея, где мы пока не нашли партнеров, но очень рассчитываем, что банки, присутствующие там и удовлетворяющие критериям отбора, всё-таки примут участие в программе. Специально для них мы делаем максимально льготный и интересный продукт "Регион", ставка по которому 5,5% и срок 5 лет. Более того, предлагаем более длительный срок использования средств – 6 месяцев, хотя стандартно – 3 месяца. Распределение по регионам неравномерно, но мы очень внимательно следим за выборкой средств. Есть регионы-лидеры, такие как Москва, Поволжье, Татарстан. Это прежде всего зависит от спроса на ресурсы", - пояснила О.Теплоухова.
По ее словам, есть регионы, где выборка средств идет более медленно, и там лимит достаточен. Банк готовит механизм перераспределения лимитов, потому что стоит задача расширения программы и удовлетворения повышенного спроса в тех регионах, где выдача идет повышенными темпами. Перераспределение региональных лимитов произойдет не в ущерб тем регионам, где есть сложности с раздачей, но всё-таки в пользу тех регионов, где спрос более активный. "Важно, чтобы спрос был стимулирован не только нашей информированностью о тех ресурсах, которые мы предлагаем, но также и наличием инфраструктуры. Только слаженная работа нас и региональных фондов, может, гарантийных фондов – тех институтов, кто на местах реализует поддержку в других формах, чем наш банк, обеспечит хорошие результаты, и программа будет реализована во всех регионах РФ. Это одна из наших основных целей", - заключила О.Теплоухова.
Глава РосБР Сергей Крюков заметил, что момент соединения бюджетной и кредитной поддержки очень важен. В тех регионах, где поддержка объективно идет тяжело, значит, там плохая инфраструктура поддержки малого бизнеса и там государство через механизмы безвозвратных субсидий, бесплатных ресурсов должно эту инфраструктуру "поднять" – докапитализировать региональные гарантийные фонды, создать инкубаторы, технопарки и т.д. "Всё это привлекает бизнес и инвесторов. Предприниматели становятся тем самым лакомым кусочком для банков, и банки начинают их кредитовать. Если банки видят, что предпринимателей никто не поддерживает, риск такого кредитования очень высок, и банки туда не идут", - констатировал С.Крюков.
РосБР, по его словам, реализовал ряд достаточно успешных пилотных проектов совместно с Татарстаном – в частности, "Лизинг-грант". Администрация Татарстана выбирает по конкурсу предпринимателя, ему вручается грант на начало бизнеса, и он же является первым взносом за оборудование, на котором он будет работать, и дальше его "подхватывает" кредитная поддержка.
"Предприниматель, поддержанный государством через грант, становится хорошим заёмщиком в банке, возникает синергия, - пояснил С.Крюков. - Если у кого-то, недостаточно залогового обеспечения, он может прийти в региональный гарантийный фонд, получить гарантию, и это обеспечит ему кредитование".
По его мнению, механизм доступности, прозрачности бюджетной помощи не во всех регионах очень чётко прописан. Не все предприниматели знают, как они могут этими формами поддержки воспользоваться. Параллельно с тем, что РосБР просто кредитует и выдает средства, он проводит достаточно активную работу с партнерами - общественными организациями, различными ассоциациями и местными администрациями с тем, чтобы этот механизм поддержки был предельно прозрачен. "Для этого действует наш сайт, и мы в партнерстве с "ОПОРой РОССИИ" реализуем совместный проект "ОПОРА-КРЕДИТ", - продолжил С.Крюков.
Причины неравенства регионов по уровню поддержки малого бизнеса, по его словам, лежат в самом регионе: за местную администрацию создать эти условия никто не сможет. Индекс "ОПОРы" продемонстрировал серьезный разброс регионов по уровню поддержки. Многие регионы увидели себя в неприглядном свете, из-за этого была масса разговоров с "ОПОРой", но рынок всё расставляет по своим местам. Там, где мы видим неохотность кредитования, там поддержка недостаточна", - сделал вывод С.Крюков.
В отношении представительств он добавил, что РосБР имеет планы размещения в регионах собственных представительств, но это будут именно представительства. "Ни о каких филиалах речи идти не может, потому что мы напрямую с бизнесом не работаем. Если мы напрямую с бизнесом не работаем, необходимость нашего физического присутствия в регионе отпадает", - пояснил С.Крюков. По его словам, филиал нужен многофилиальному банку для того, чтобы работать с клиентом на месте, предоставлять бизнесу комплекс услуг, но РосБР не предоставляет бизнесу никакого комплекса услуг. Представительства необходимы РосБР для активизации взаимодействия различных форм поддержки: популяризации программы, консультационной поддержки, отбора партнеров в регионах, информирования, обратной связи с бизнес-сообществом.
"Идет развитие представительств "Внешэкономбанка", точки присутствия будут скоординированы. Как это будет организовано, мы сейчас над этим думаем, но со следующего года в бизнес-план мы создание представительств закладываем. На первом этапе их будет 8, по числу федеральных округов, а дальше будем, по мере развития и по мере необходимости, принимать решение об организации такого рода присутствия в регионах", - заключил С.Крюков.