Китай не решается пускать на свою территорию российский транспорт
20 июля представители Минтранса Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая (СУАР КНР), Министерства транспорта России и сотрудники администрации Алтайского края провели переговоры о возможном открытии автомобильного международного маршрута с конечным пунктом в Барнауле.
Между Россией и Китаем отсутствует соглашение о транспортном обмене. Китайский транспорт, в отличие от российского, не имеет права пересекать границу с Казахстаном. Это осложняет передвижение грузов через данную территорию.
Российская сторона в качестве конечного пункта маршрута обозначила Барнаул. Пропускной пункт – Веселоярск (Алтайский край). Также маршрут предполагается провести через Бахты (Восточный Казахстан) – Урумчи (административный центр СУАР КНР). Китайская сторона настаивала на том, чтобы конечным пунктом маршрута в России стал Новосибирск, а в Китае город Тачен, расположенный в приграничной зоне.
Переговоры Минтранса о возможном открытии автомобильного сообщения России и Китая через Казахстан идут не первый год, однако до сих пор никаких соглашений не заключено. На прошедшей в Алтайском крае встрече стороны подписали протокол с вариантами маршрута.
Сергей Якимец,
индивидуальный предприниматель:
Наша компания собирает грузы по всему Китаю и переправляет их в Россию, Украину, Европу и т.д. Если бы соглашение по данному маршруту было подписано, по нашим оценкам, себестоимость перевозки сократилась бы на 25%, поскольку на территории КНР, где наши машины не имеют разрешения на проезд, мы должны платить китайским перевозчикам. Однако пока Китай не готов открывать свои границы. В 2005 году я присутствовал при аналогичных переговорах в Пекине, после этого состоялось три-четыре заседания подкомиссий, но воз и ныне там.
Александр Жилин,
начальник Управления Алтайского края по обеспечению международных и межрегиональных связей:
Замечу, что переговоры поводились непосредственно представителями Минтранса России и Китая. Для России маршрут на Китай через Казахстан ничем не осложнен. В разрешенной зоне населенного пункта Тачен наши перевозчики перегружают товары с китайского транспорта. Но им хотелось бы удешевить перевозки и иметь возможность сами везти груз до Урумчи. Понятно, что тем самым мы отбираем участок у китайского перевозчика, поэтому взамен они просят дать возможность их автомобилям ездить до Новосибирска. Но мы находимся в более выгодном положении, поскольку беспрепятственно ездим по Казахстану, а у Китая с Казахстаном соглашения о транспортном обмене нет. Наши перевозчики в транспортном обмене с Китаем занимают около 17%.
По данным Александра Жилина, "львиную долю перевозок (83%) осуществляют казахские компании. Поэтому китайцам стоит вести переговоры с ними. Пока наше общение можно назвать рабочими встречами. В данном случае Россия и Китай послушали пожелания друг друга и разошлись. У меня лично большие сомнения, что китайцы в ближайшее время пустят наш транспорт на свой рынок".