Госдума намерена заменить уголовное наказание стократными штрафами
Мелкие взяточники не должны нести уголовную ответственность. Это основная мысль законопроекта, который 16 июля был внесен в Госдуму. Предлагается установить, что за взятку до 3 тыс. рублей коррупционеру не будет грозить уголовное наказание. Вместо него выпишут административный штраф в стократном размере. Согласно судебной статистике, наиболее распространенные взятки от 500 до 3 тыс. рублей. "Правоохранительные органы должны сосредоточить усилия на выявлении масштабных схем и высокопоставленных коррупционеров", – полагает депутат Владимир Груздев. Поможет ли такая мера обуздать коррупцию? Об этом рассуждают эксперты "Дискуссионного клуба" "СК".
Дмитрий Медведев,
президент РФ:
Мы должны создать мотивацию к правовому, юридически корректному поведению. И коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной. Вот это, может быть, самое трудное.
(Запись в блоге Дмитрия Медведева от 20 мая 2009 года.)
Какая из точек зрения по поводу взяток вам ближе?
Июль 2000 Апрель 2010 |
Взятки дают в основном жулики и преступники 13 10 |
Взятки дают в основном простые люди, у которых |
Взятки дают все, кто сталкивается с должностными лицами 51 55 |
Затруднились ответить 8 6 |
Опрос проведен 16–19 апреля 2010 г. "Левада-Центром". Опрошено 1 600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 45 регионах страны.
Штрафы оплатят из той же "кормушки"
Людмила Замышляева,
заместитель председателя правления Алтайского союза предпринимателей:
На первый взгляд такая мера станет послаблением мздоимцам. Однако если учесть, что Уголовный кодекс предусматривает минимальное наказание за получение небольшой взятки, а срок лишения свободы, как правило, выносится условный, то по сути наказание останется схожим по строгости, зато будет оперативнее решаться вопрос о привлечении взяточников к ответственности.
В Уголовном кодексе по всем пунктам ст. 290 "Получение взятки" предусмотрено лишение права занимать определенную должность в течение трех лет. Причем только при назначении наказания в виде лишения свободы. Если судья примет решение о наказании того же чиновника в виде штрафа, то он его спокойно выплатит за счет других взяток, оставаясь работать в той же "кормушке". Поэтому и в уголовном, и в административном праве должно быть предусмотрено следующее: за получение любой взятки любым должностным лицом помимо основного наказания мздоимец пожизненно лишается права занимать должности во властных структурах.
Взятка вымогается, как правило, за бездействие или действия, входящие в круг обязанностей чиновника. Не получив желанную сумму, он отказывает бизнесмену, например, в выдаче какого-то разрешения. За годы предпринимательской деятельности я неоднократно убеждалась в том, что успешно обжаловать такую "деятельность" чиновников в суде вполне реально. Да, это затратно по времени, и судьи не всегда выступают истинными арбитрами. Но главный минус в другом: даже вынесенное решение суда, признающее действия должностного лица незаконными, не влечет материальной ответственности чиновника. И за все его деяния рассчитывается государственная казна.
Если бы в таких случаях было предусмотрено обязательное возмещение судебных расходов и причиненного вреда из кармана чиновника, то его желание вымогать взятки поубавилось бы. В итоге это была бы хорошая мера и для сокращения взяток, и для уменьшения количества судебных процессов, в рамках которых оспариваются действия чиновников.
Цель – очистить, а не посадить
Равиль Абызов,
доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии ААЭП:
Устанавливать пороги ответственности по взяткам – это скоропалительный подход к попытке решить весьма сложную и вечную проблему. Нельзя вбрасывать неизученное явление и ожидать эффекта. Я, например, пока не встречал комплексных исследований на стыке уголовного, административного и гражданского права в попытке установить пределы размеров взятки.
В конце концов, и в Уголовном кодексе есть меры ответственности, которые не связаны с лишением свободы для взяткополучателя, к примеру, лишение права занимать определенные должности. Ведь цель заключается в том, чтобы очистить систему от взяткополучателей, а не в том, чтобы засадить как можно больше народу.
Поэтому надо искать нерепрессивные меры. В свое время я высказывал предложение исключить уголовную ответственность для взяткодателей. Если мы это сделаем, то, конечно, на первый момент количество взяткодателей может увеличиться. Но этот же человек, теперь уже не боясь уголовной ответственности, сам побежит к прокурору с заявлением о взятке. А на сегодняшний день в равной степени наказуем и взяткодатель, и взяткополучатель. И эта смычка, их единство мотивации и общая боязнь уголовной ответственности не позволяют нам выявлять системных взяточников.
Изменится лишь санкция
Вячеслав Росщупкин,
первый заместитель руководителя СУСК при прокуратуре РФ по Алтайскому краю:
Недавно в СМИ была озвучена информация о том, что законодатели предлагают ввести минимальный порог взятки. Данный вопрос внимательно изучен в нашем ведомстве, так как оно занимается расследованием такого рода преступлений. Однако считать, что указанная новелла станет действенной мерой в борьбе с коррупцией, думаю, не следует.
По существу здесь речь идет лишь об изменении санкции статьи Уголовного кодекса РФ. То есть если в настоящее время часть 1 ст. 290 УК РФ (получение взятки с вымогательством) предусматривает наказание в виде штрафа либо лишения свободы, то на законодательном уровне предлагается за определенные суммы взяток наказывать правонарушителей только штрафом. Таким образом, в случае принятия поправок в уголовный закон будет определена некая соразмерность совершенного преступления и понесенного за него наказания.
Влияние предлагаемого изменения в уголовный закон, думается, существенно на количестве выявленных взяток не скажется, так как их снижение или рост в первую очередь связаны с активностью оперативных служб, которые занимаются выявлением такого рода преступлений.
Думаю, что мнение общества о нетерпимости взяток после введения этой меры абсолютно не изменится.
Опрос: а вам на взятку намекали?
Андрей Беспалов,
глава Зонального района:
В администрации я работаю с 1995 года, более двух лет – в качестве главы. За это время на взятки мне не намекали ни разу, и это, честно говоря, здорово. Когда нет такого соблазна, легче жить. Кроме того, необходимо уметь жить по средствам. Мне хватает моей зарплаты. Плюс нужно думать и о своей репутации.
Валерий Сморгун,
генеральный директор "Алтайской ипотечной корпорации":
Намекали и не один раз. Причем в последнее время с этим приходится сталкиваться все чаще. Но я взятки платить не собираюсь.
Максим Шишов,
следователь СУСК при прокуратуре РФ по Алтайскому краю:
Таких случаев в моей практике не было. Если же это все-таки произошло бы, то с моей стороны тут же последовало бы сообщение в службу собственной безопасности. Без колебаний и сомнений.
Роман Майзенгер,
директор группы компаний "ЮСБ-Алтай":
С откатами приходится сталкиваться практически всем предпринимателям. Намекнуть могут и чиновники, и работники банков и ЖЭКов. И в некоторых ситуациях бывает проще взятку дать. Чтобы было меньше головной боли.