Низкая цена не гарантирует качественного выполнения госзаказа
15 июня во Владимирской области состоялось заседание Общественного Совета при управлении Роспотребнадзора, в работе которого также приняли участие представители Владимирского регионального отделения ОПОРЫ РОССИИ. Центральной темой обсуждения предпринимателей и представителей ведомства стали проблемы поставки некачественных продуктов питания в детские сады, школы, лагеря отдыха, больницы и другие бюджетные организации. В связи с этим на мероприятии была поднята тема несовершенства законодательства о государственных и муниципальных закупках. По мнению участников заседания, основная проблема на текущий момент заключается в том, что конкурс, как правило, выигрывает тот, кто предлагает наименьшую цену за свои товары или услуги. «К сожалению, федеральным законодательством предусмотрена ценовая, а не качественная конкуренция», - отметил руководитель управления Роспотребнадзора Евгений Лисицин. – В результате, по словам главы ведомства, «получается так: у кого дешевле, тот и выигрывает конкурс на поставку продуктов. А потом он привозит какое-нибудь «гнильё». Замечание Е. Лисицина было сделано в ходе обсуждения темы закупок продуктов питания для школ, детских садов, лечебных и прочих бюджетных учреждений. «Поставки оставляют желать лучшего. В большинстве случаев выигравшие конкурс организации не имеют ни спецтранспорта для безопасной перевозки продуктов, ни складов для их хранения, ни необходимых документов, подтверждающих безопасность и качество продукции», - сообщила заместитель начальника отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Владимирской области Людмила Ускова. Таким образом, по ее словам, выявлено уже несколько фактов поставок в школы, больницы и детсады некачественных продуктов. «У нас есть большое количество местных производителей, в качестве продуктов которых мы уверены, но закупаются не эти продукты. Всё дело в цене», - обозначила проблему представитель Роспотребнадзора. Законодательство о закупках противоречит не только здравому смыслу, но и установленным санитарно-эпидемиологическим нормам. Например, условия договоров даже не предусматривают обязательного наличия санитарного паспорта на продукцию, констатировали участники заседания. В связи с целым рядом существующих в этой сфере проблем была отмечена необходимость серьезной коррекции законодательства на федеральном уровне с тем, чтобы в торгах принимали участие не «случайные люди с улицы», а предприниматели, способные обеспечить надлежащее качество продукции. Эту позицию поддержали и представители Владимирской ОПОРЫ, претендующие на получение госзаказа. Их интересы также страдают от действий недобросовестных демпинговых действий отдельных участников торгов. В качестве одного из решения проблемы в сфере поставок продовольствия было предложено разработать на федеральном уровне на основе утвержденной 30 января 2010г. Приказом Президента РФ №120 «Доктрины продовольственной безопасности РФ» региональную доктрину, проводя конкурсы уже в соответствии с этим документом. Также, уже на уровне региональной инициативы, было предложено рассмотреть меры по ужесточению требований к конкурсной документации в профильной сфере. По словам Е. Лисицина, соответствующие предложения уже прорабатываются на уровне руководства региона. В частности, предполагается, что в перспективе поставщики должны будут предоставлять заключения экспертов на продукты либо согласовывать своё участие в торгах с Роспотребнадзором. Однако эти инициативы следует гармонизировать с законодательством, в том числе в части антикоррупционной экспертизы, с целью предотвращения создания излишних административных барьеров в отношении добросовестных представителей бизнес-сообщества, считают в ОПОРЕ РОССИИ. Кроме того, предприниматели обратили внимание на необходимость отслеживания нарушений не только со стороны поставщиков, но и производителей продовольственных товаров. «Если известно, что какой-то молочный комбинат добавляет в сливочное масло растительные жиры, его нужно включить в специальный реестр и запретить по государственным контрактам покупать его продукцию», - было озвучено на заседании соответствующее предложение. В качестве итога обсуждения было предложено организовать при Законодательном собрании Владимирской области, с приглашением всех заинтересованных сторон со стороны власти и бизнеса, общественное обсуждение мер по решению проблем потребительского рынка региона.