Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Студенты-инноваторы пока слишком доверчивы к идеям разработчиков и недостаточно внимательны к рынку, но они очень стараются

Студенты-инноваторы пока слишком доверчивы к идеям разработчиков и недостаточно внимательны к рынку, но они очень стараются

Типичными недостатками студенческих проектов - финалистов IX Конкурса русских инноваций признаны излишняя доверчивость к идейным разработчикам, оптимизм в отношении будущих финансовых показателей и некорректная оценка конкурентов и рынка. Но тем и хороша студенческая пора - у начинающих предпринимателей есть время всему научиться, считает обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ.
Во вторник в Политехническом музее в Москве прошли презентации лучших студенческих инновационных проектов, отобранных компетентным жюри. Всего на конкурс поступило 550 проектов, из них 77 прошли во второй тур и лишь 25 были допущены в финал для очных презентаций инвесторам и общественности.
Участниками конкурса стали студенты ведущих технических вузов страны, в частности, Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова (МГУ), Московского государственного института путей сообщения (МИИТ), Уральского государственного технического университета (УПИ), Томского государственного университета (ТГУ), Мордовского гуманитарного института (МГИ). Они представили перспективные для коммерциализации проекты в области инноваций и высоких технологий. В ходе презентаций студенты выступили преимущественно в роли менеджеров и маркетологов.
Команда УПИ презентовала негорючий полимер «Хайпол», который можно использовать для строительства и теплоизоляции, студенты ТГУ - полимерный гель для очистки сплавов и полупроводников от продуктов коррозии, представители МГИ - проект «Интеллектуальные бортовые сети транспорта с технологиями передачи данных в реальном времени».
Последний проект был решительным образом разгромлен экспертами жюри. В качестве основного преимущества разработанного вида бортовых сетей была обозначена низкая стоимость «электроники» - проводов и чипов системы. «С чего вы взяли, что для автомобильных компаний стоимость проводов и чипов является проблемой. Вы в курсе, что себестоимость автомобиля Renault Logan в базовой комплектации составляет около $1 500?», - удивленно спросил член экспертного совета Конкурса, директор по технологиям венчурного фонда Horizon Emerging Technologies Кирилл Кучкин. По его словам, прежде, чем разрабатывать такую систему, нужно было пообщаться с экспертами, например, из Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), а также автодилерами. Не говоря уже об обычных автосервисах.
Доверчивость к идеям разработчиков, отсутствие критического анализа и детального изучения рынка и конкурентов стали типичными ошибками студентов, выявленными в ходе Конкурса. Не даром бизнесмен и основатель российского разработчика лингвистического ПО ABBYY Давид Ян говорил на одной из своих открытых лекций о том, что когда начинаешь работать над созданием прототипа, через пару месяцев обнаруживаешь наличие конкурентов, которые - первое, уже работают до тебя в данной области, второе, начали делать это после. Видимо, эту «инновационную аксиому» придется выучить и разработчикам, и тем, кто их представляет.
Еще одной типичной ошибкой эксперты Конкурса признали излишнюю уверенность разработчиков в будущих финансовых показателях своих проектов. Практически во всех случаях финансовые части бизнес-проектов выглядели, грубо говоря, так - «дайте нам 10 миллионов рублей, и через 3 года вы получите 11 миллионов». Особенно сильно иронизировали эксперты над графиками «виртуальных продаж»: кривые уверенно взмывали вверх к 2014 году.
Среди всех презентованных проектов выделились студенты МГУ, которые выступили с защитой проекта гироскопического ветродвигателя (OOO «Российская ветровая энергетика»). В первую очередь, потому, что альтернативная энергетика - это востребованная и популярная сейчас тема, в том числе дотируемая из средств государства. Основные плюсы представленного двигателя, работающего на малых скоростях ветра в условиях российской средней полосы - малогабаритность, эффективность и низкая цена. Средняя стоимость установки была оценена в сумму порядка 250 тыс. рублей.
Такие компактные недорогие ветродвигатели могут применяться для обеспечения энергией малых крестьянских и фермерских хозяйств, коттеджей, удаленных промышленных объектов. Во всяком случае, в рамках первой сессии финала Конкурса это был единственный проект, материалы которого было предложено передать в венчурный фонд. К плюсам проекта эксперты также отнесли наличие патента и конструкции ветродвигателя.
Председатель правления инвестиционной группы «ТОНАП» Олег Чухланцев призвал не оценивать представленные на Конкурсе проекты излишне критично. «Сегодня защищались проекты, отобранные на заключительный этап конкурса. С учетом этого мы и рассматриваем степень подготовленности команд - как они могут продвинуть своей проект на рынок. Пока сложно идет этот процесс продвижения, есть, над чем поработать. Но это очень полезный опыт для участников», - уверен он.
Олегу Чухланцеву понравился проект ветряного двигателя на основе гироскопа. «Такие маленькие «игрушки» при условии, что разработку доведут до автоматической работы, нужны и большим предприятиям, например, таким как «Газпром», нефтяным компаниям. Есть масса объектов, удаленных от населенных пунктов и требующих диагностики. А диагностика месторождений требует питания. В тех местах, куда невозможно подвести электросети, такие автономные источники питания могут быть очень востребованы», - пояснил он.
«Разработчики пока еще сами не совсем понимают поднятую тему. Экология важна, но есть и более важный момент. Себестоимость киловатта на «ветряке» составляет от $1 500 до $2 500, а себестоимость киловатта, полученного на аналогичной технике, например, на газовой турбине - от $700 до $1 500. Так что им нужно будет еще и экономический аспект проработать», - добавил Олег Чухланцев.
Он с сожалением отметил, что студенты пока не вникают в глубину проекта, чтобы его защищать на должном уровне. «Если они хотят выступать в роли маркетологов или продвиженцев, то они должны знать все детали проектов и быть готовы ответить на любые вопросы. И учитывать то, что материалы авторов разработок бывают зачастую недостоверны или неполны», - подытожил он.
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Ольга Монина
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости