В России может появиться новая форма ведения бизнеса
Возможно, в недалеком будущем компаниям станет проще реализовывать свои инвестпроекты. Минэкономразвития подготовило законопроект «Об инвестиционном товариществе», который позволит создавать новую форму ведения бизнеса по аналогии с западным LP (Limited Partnership). С принятием нового документа бизнес получит самое главное — внимание государства к проектам и, следовательно, быстрое финансирование, считают эксперты.
Рынок подал идею создать новую организационно-правовую форму, а Минэкономразвития (МЭР) выступило в роли проводника, считает директор департамента корпоративного управления МЭР Иван Осколков. Он рассказал, что по поручению правительственной комиссии по инновациям министерство совместно с «Роснано» и РВК уже подготовило законопроект и разослало его в другие ведомства. Сейчас документ активно обсуждается, в том числе в профильном комитете Госдумы.
По словам г-на Осколкова, при старте инновационного бизнеса все нынешние организационно-правовые формы не очень удобны и несут дополнительную нагрузку на бизнес, к которой представители венчурного бизнеса и участники рынка не готовы. Управляющий партнер «Тройки Диалог» Андрей Шаронов подчеркивает, что корпоративное законодательство сейчас — ключевой фактор инвестпривлекательности государства, но за 20 лет функционирования российского корпоративного права «еще не все элементы выстроены».
По замыслу разработчиков законопроекта, новая форма может стать аналогом западного LP (Limited Partnership), то есть «ограниченного партнерства». «Идея инвестиционного партнерства — это идея создания новой, удобной формы ведения бизнеса, в частности инновационного. Должна быть создана организационная форма функционирования венчурных фондов, понятная для международных инвесторов, позволяющая организовать всю сложную систему взаимоотношений между партнерами, регламентирующая порядок создания фонда без образования юридического лица и без бюрократических проволочек, разрешения споров, предусматривающая порядок закрытия фонда», — говорят в «Роснано».
«Чтобы новая форма не дублировала ООО, ее особенности должны лежать в ограничении участия партнеров в других бизнесах», — подчеркивает г-н Осколков. Замдиректора департамента корпоративного управления МЭР Дмитрий Скрипичников добавляет, что одним из отличий новой формы от ООО станет более гибкое формирование уставного капитала. По российскому законодательству он формируется в течение года, новый закон позволит растянуть процесс на несколько лет. Между тем представители МЭР отмечают, что в обсуждении документа все же существуют некоторые спорные моменты.
«Для развития инновационной деятельности нужны гибкие формы структурирования собственности и управления этой собственностью, — пояснил г-н Скрипичников. — Поэтому принципиальный вопрос, который необходимо сейчас решить, в каком виде эта форма будет функционировать — корпоративной или договорной». По его словам, это может быть «простой договор товарищества без образования юрлица», а может быть специальная организационно‑правовая форма.
Юрист ФОК Екатерина Брязгина вспоминает, что в декабре прошлого года законодательные изменения ввели необходимость партнерам заключать договор простого товарищества или иной похожий по форме. Но регулирование этого договора отсутствовало. Возможно, поэтому исполнительная власть решилась на новый законопроект. «Норма простого товарищества является очень неудобной для независимых компаний, поскольку предусматривает солидарную ответственность сторон по обязательствам», — подчеркивает г-жа Брязгина.
Но главное в новом документе даже не правовые послабления. «Государство, как правило, выделяет средства крупным инвестпроектам, но до него надо «достучаться», поэтому даже крупным компаниям в России приходится объединяться, чтобы проект был комплекснее и заслуживал большего внимания со стороны чиновников», — поясняет Екатерина Брязгина. Возможно, теперь у бизнеса появится шанс оперативно получать долгожданные средства на инвестпроекты.
Рынок подал идею создать новую организационно-правовую форму, а Минэкономразвития (МЭР) выступило в роли проводника, считает директор департамента корпоративного управления МЭР Иван Осколков. Он рассказал, что по поручению правительственной комиссии по инновациям министерство совместно с «Роснано» и РВК уже подготовило законопроект и разослало его в другие ведомства. Сейчас документ активно обсуждается, в том числе в профильном комитете Госдумы.
По словам г-на Осколкова, при старте инновационного бизнеса все нынешние организационно-правовые формы не очень удобны и несут дополнительную нагрузку на бизнес, к которой представители венчурного бизнеса и участники рынка не готовы. Управляющий партнер «Тройки Диалог» Андрей Шаронов подчеркивает, что корпоративное законодательство сейчас — ключевой фактор инвестпривлекательности государства, но за 20 лет функционирования российского корпоративного права «еще не все элементы выстроены».
По замыслу разработчиков законопроекта, новая форма может стать аналогом западного LP (Limited Partnership), то есть «ограниченного партнерства». «Идея инвестиционного партнерства — это идея создания новой, удобной формы ведения бизнеса, в частности инновационного. Должна быть создана организационная форма функционирования венчурных фондов, понятная для международных инвесторов, позволяющая организовать всю сложную систему взаимоотношений между партнерами, регламентирующая порядок создания фонда без образования юридического лица и без бюрократических проволочек, разрешения споров, предусматривающая порядок закрытия фонда», — говорят в «Роснано».
«Чтобы новая форма не дублировала ООО, ее особенности должны лежать в ограничении участия партнеров в других бизнесах», — подчеркивает г-н Осколков. Замдиректора департамента корпоративного управления МЭР Дмитрий Скрипичников добавляет, что одним из отличий новой формы от ООО станет более гибкое формирование уставного капитала. По российскому законодательству он формируется в течение года, новый закон позволит растянуть процесс на несколько лет. Между тем представители МЭР отмечают, что в обсуждении документа все же существуют некоторые спорные моменты.
«Для развития инновационной деятельности нужны гибкие формы структурирования собственности и управления этой собственностью, — пояснил г-н Скрипичников. — Поэтому принципиальный вопрос, который необходимо сейчас решить, в каком виде эта форма будет функционировать — корпоративной или договорной». По его словам, это может быть «простой договор товарищества без образования юрлица», а может быть специальная организационно‑правовая форма.
Юрист ФОК Екатерина Брязгина вспоминает, что в декабре прошлого года законодательные изменения ввели необходимость партнерам заключать договор простого товарищества или иной похожий по форме. Но регулирование этого договора отсутствовало. Возможно, поэтому исполнительная власть решилась на новый законопроект. «Норма простого товарищества является очень неудобной для независимых компаний, поскольку предусматривает солидарную ответственность сторон по обязательствам», — подчеркивает г-жа Брязгина.
Но главное в новом документе даже не правовые послабления. «Государство, как правило, выделяет средства крупным инвестпроектам, но до него надо «достучаться», поэтому даже крупным компаниям в России приходится объединяться, чтобы проект был комплекснее и заслуживал большего внимания со стороны чиновников», — поясняет Екатерина Брязгина. Возможно, теперь у бизнеса появится шанс оперативно получать долгожданные средства на инвестпроекты.