ИСТОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: Предпринимательница из Москвы развивает целую серию «женских» проектов, на поддержку одного из них она будет привлекать госфинансирование
Предпринимательница А.Мухина
Московская предпринимательница Александра Мухина - настоящий энтузиаст своего дела. Она развивает и участвует в целой серии «женских» проектов. Это в том числе Интернет-радиостанция Lady.fm и образовательный проект по женскому предпринимательству, на запуск которого будет привлекаться государственное финансирование, рассказывает А.Мухина в интервью ОПОРЕ-КРЕДИТ. А.Мухина начала свой путь в бизнесе с открытия копирайтингового агентства, а в конце лета прошлого года начала развивать новый проект - «женскую» Интернет-радиостанцию. «Мой основной бизнес - это агентство «Мастерская текстов», его я начала 3 года назад. Интернет-радиостанция Lady.fm - мой новый проект, идею которого я продумывала довольно давно, но запустить получилось только в августе 2009 года», - говорит предпринимательница. - Сейчас часть доходов от копирайтингового агентства я вкладываю в Lady.fm».
Ей всегда хотелось «делать что-то свое». «Для того чтобы начать хоть что-то, я решила, что нужно знать сферу продаж, поэтому и устроилась менеджером по продажам в крупное бюро переводов. Получив важный для себя опыт работы в области продаж, я приняла решение, открыть свое дело», - делится опытом А.Мухина. По ее мнению, копирайтинг по своей сути близок к рекламе и PR, поэтому изначально она и занялась им, чтобы получить необходимый опыт, помогая другим компаниям. «Сейчас уже можно говорить, что и этот инструмент освоен. Пора двигаться дальше. «Мастерскую текстов» знают, постепенно она становится лидером», - говорит А.Мухина.
Говоря об открытии Интернет-радиостанции Lady.fm, предпринимательница отмечает, что на данном этапе - это именно то, что она искала - возможность поделиться с людьми опытом и знаниями. «Я приглашаю на радио людей, которые увлечены своим делом или идеей. Они рассказывают о себе и своих проектах. Я считаю, что это правильно и нужно», - считает А.Мухина. Она рассчитывает, что проект Lady.fm станет для нее основным.
Формально на А.Мухину никто не работает, она называет себя именно «индивидуальным» предпринимателем. Но она активно привлекает фрилансеров. «По «Мастерской текстов» я работаю с фрилансерами. Размер команды зависит от текущего объема работ. Обычно это 8-12 человек. Есть также постоянный координатор, который при необходимости дублирует меня», - поясняет она.
Команда Lady.fm состоит из 5 человек. «Это ведущие, но там нет финансовых отношений. Проект молодой, да и запись не отнимает у ведущих много времени. Кроме того, для них это - собственная реклама, опыт. Все остальные технические моменты лежат на мне. Это обеспечение записи, аренда студии, монтаж, публикация. Здесь я оплачиваю работы», - рассказывает А.Мухина.
Говоря о привлечении кредитов, А.Мухина отмечает, что у «Мастерской текстов» деньги от заказов пошли практически сразу, поэтому заемные средства не понадобились. «По Lady.fm я долгое время искала финансирование, была на множестве конференций, где можно представить свой проект и получить инвестиции. Сами инвестиции я так и не получила, хотя не могу сказать, что это время прошло зря», - говорит она. За это время предпринимательница научилась составлять бизнес-планы, просчитывать коммерческую выгоду идеи. «У меня было время определиться, стоит ли открывать Lady.fm без инвестиций. И я решила стартовать. Кредитами на этом этапе я не пользовалась, поскольку для начинающего проекта риски слишком высоки. Я стою на той позиции, что кредит может быть полезен для развития бизнеса, если он уже приносит прибыль. Если делать что-то принципиально новое, то я за то, чтобы бизнес какое-то время был небольшим. Это необходимо для того, чтобы проверить возможные риски, а уже масштабировать его можно, привлекая заемные средства», - разъясняет свою позицию А.Мухина.
Сейчас она участвует в запуске еще одного проекта - по женскому предпринимательству. «Основная задача этого проекта будет образовательная. За счет тренингов, online-семинаров, конференций мы будем помогать женщинам, которые решили начать свое дело. Кроме того, портал будет представлять собой деловую социальную сеть, предоставляя женщинам возможность найти партнеров, клиентов и единомышленников», - раскрывает планы А.Мухина. Она уточняет, что под этот проект будет привлекаться государственное финансирование.
Что касается оценки бизнес-климата, то, по мнению А.Мухиной, в Москве легче развивать любой из проектов, чем в регионах. Но за это приходится платить, работая в остро конкурентной среде. «Высокая конкуренция говорит о двух вещах. С одной стороны, область бизнеса очень популярна, с другой, - там уже нечего ловить, стадия роста уже пройдена. Я ищу ниши, на которые еще не обратили достаточного внимания. Мне важно, чтобы в области бизнеса еще не сложились лидеры. При этом количество участников рынка может быть и большим», - считает предпринимательница. По ее словам, именно так произошло с копирайтингом. Средние цены на копирайтинг сейчас примерно в 10 раз ниже, чем на дизайн. При этом лидеры только определяются. «Это позволило практически без проблем получить достаточно крупные компании в качестве клиентов, и «Мастерская текстов» развилась достаточно быстро. С Lady.fm примерно та же ситуация. Мало, кто верит сейчас, что «женская» Интернет-радиостанция может быть успешна. Однако Lady.fm развивается, у нас все больше передач и различных форматов», - говорит она.
К кризису у А.Мухиной отношение нетипичное. «Люблю кризисы - это время перемен. Построение своего дела - это кризис каждый день. Есть множество примеров, когда крупные компании стартовали именно в кризисы, это Apple, Google, AOL и множество других», - поясняет она. По мнению предпринимательницы, в кризис резко вырастает роль партнерских проектов, компании объединяются, чтобы достичь результата. «Они не стали бы друг друга слушать в обычное время, помешала бы установка «мы успешная компания, мы сами все можем». А ведь сама суть бизнеса - в партнерстве и в команде. Именно поэтому, когда грянул кризис, я решила, что это идеальное время для старта Lady.fm», - отмечает А.Мухина. По «Мастерской текстов» также получилось неожиданно, что в кризис продажи текстов возрасли. «Я это связываю с тем, что крупные компании стали отказываться от рекламы по телеканалам и радио в пользу интернета, соответственно спрос на тексты возрос», - говорит она.
Что касается получения полезной информации, то, по оценке А.Мухиной, информации, как и других ресурсов, никогда не бывает достаточно. «Последнее время заметила, что все время читаю журналы «Эксперт», «Русский Newsweek», «Русский репортер». Кроме того, много информации я узнаю на конференциях, таких как РИФ, Российская Интернет-Неделя и другие», - отмечает она. По ее словам, в деловом сообществе новости распространяются быстро. «Когда я что-то изучаю новое, то стараюсь найти максимум книг по данной теме. Так было и с продажами, и с копирайтингом. Сейчас с Lady.fm - это книги по маркетингу, рекламе, PR, опыт успешных людей и компаний», - добавляет она.
А.Мухина считает себя успешным предпринимателем в силу того, что имеет возможность делать то, что считает интересным, правильным и важным. Но очень многое еще нужно сделать, поэтому важно двигаться дальше. «Для того чтобы добиться успеха в бизнесе, на мой взгляд, важно уметь учиться на своих ошибках. Из всего, что я видела - страх ошибок является одним из самых сильных страхов, который останавливает большую часть идей. Но ошибки - это ценнейший опыт, извлекая из них уроки можно двигаться гораздо быстрее. Важно лишь уметь делать выводы и контролировать риски. Это не так сложно, как кажется. Каждый человек стоит перед выбором: либо сохранять маску «я все знаю в окружающем мире», либо развиваться. Я выбираю развитие», - резюмировала она.
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Ольга Монина
Ей всегда хотелось «делать что-то свое». «Для того чтобы начать хоть что-то, я решила, что нужно знать сферу продаж, поэтому и устроилась менеджером по продажам в крупное бюро переводов. Получив важный для себя опыт работы в области продаж, я приняла решение, открыть свое дело», - делится опытом А.Мухина. По ее мнению, копирайтинг по своей сути близок к рекламе и PR, поэтому изначально она и занялась им, чтобы получить необходимый опыт, помогая другим компаниям. «Сейчас уже можно говорить, что и этот инструмент освоен. Пора двигаться дальше. «Мастерскую текстов» знают, постепенно она становится лидером», - говорит А.Мухина.
Говоря об открытии Интернет-радиостанции Lady.fm, предпринимательница отмечает, что на данном этапе - это именно то, что она искала - возможность поделиться с людьми опытом и знаниями. «Я приглашаю на радио людей, которые увлечены своим делом или идеей. Они рассказывают о себе и своих проектах. Я считаю, что это правильно и нужно», - считает А.Мухина. Она рассчитывает, что проект Lady.fm станет для нее основным.
Формально на А.Мухину никто не работает, она называет себя именно «индивидуальным» предпринимателем. Но она активно привлекает фрилансеров. «По «Мастерской текстов» я работаю с фрилансерами. Размер команды зависит от текущего объема работ. Обычно это 8-12 человек. Есть также постоянный координатор, который при необходимости дублирует меня», - поясняет она.
Команда Lady.fm состоит из 5 человек. «Это ведущие, но там нет финансовых отношений. Проект молодой, да и запись не отнимает у ведущих много времени. Кроме того, для них это - собственная реклама, опыт. Все остальные технические моменты лежат на мне. Это обеспечение записи, аренда студии, монтаж, публикация. Здесь я оплачиваю работы», - рассказывает А.Мухина.
Говоря о привлечении кредитов, А.Мухина отмечает, что у «Мастерской текстов» деньги от заказов пошли практически сразу, поэтому заемные средства не понадобились. «По Lady.fm я долгое время искала финансирование, была на множестве конференций, где можно представить свой проект и получить инвестиции. Сами инвестиции я так и не получила, хотя не могу сказать, что это время прошло зря», - говорит она. За это время предпринимательница научилась составлять бизнес-планы, просчитывать коммерческую выгоду идеи. «У меня было время определиться, стоит ли открывать Lady.fm без инвестиций. И я решила стартовать. Кредитами на этом этапе я не пользовалась, поскольку для начинающего проекта риски слишком высоки. Я стою на той позиции, что кредит может быть полезен для развития бизнеса, если он уже приносит прибыль. Если делать что-то принципиально новое, то я за то, чтобы бизнес какое-то время был небольшим. Это необходимо для того, чтобы проверить возможные риски, а уже масштабировать его можно, привлекая заемные средства», - разъясняет свою позицию А.Мухина.
Сейчас она участвует в запуске еще одного проекта - по женскому предпринимательству. «Основная задача этого проекта будет образовательная. За счет тренингов, online-семинаров, конференций мы будем помогать женщинам, которые решили начать свое дело. Кроме того, портал будет представлять собой деловую социальную сеть, предоставляя женщинам возможность найти партнеров, клиентов и единомышленников», - раскрывает планы А.Мухина. Она уточняет, что под этот проект будет привлекаться государственное финансирование.
Что касается оценки бизнес-климата, то, по мнению А.Мухиной, в Москве легче развивать любой из проектов, чем в регионах. Но за это приходится платить, работая в остро конкурентной среде. «Высокая конкуренция говорит о двух вещах. С одной стороны, область бизнеса очень популярна, с другой, - там уже нечего ловить, стадия роста уже пройдена. Я ищу ниши, на которые еще не обратили достаточного внимания. Мне важно, чтобы в области бизнеса еще не сложились лидеры. При этом количество участников рынка может быть и большим», - считает предпринимательница. По ее словам, именно так произошло с копирайтингом. Средние цены на копирайтинг сейчас примерно в 10 раз ниже, чем на дизайн. При этом лидеры только определяются. «Это позволило практически без проблем получить достаточно крупные компании в качестве клиентов, и «Мастерская текстов» развилась достаточно быстро. С Lady.fm примерно та же ситуация. Мало, кто верит сейчас, что «женская» Интернет-радиостанция может быть успешна. Однако Lady.fm развивается, у нас все больше передач и различных форматов», - говорит она.
К кризису у А.Мухиной отношение нетипичное. «Люблю кризисы - это время перемен. Построение своего дела - это кризис каждый день. Есть множество примеров, когда крупные компании стартовали именно в кризисы, это Apple, Google, AOL и множество других», - поясняет она. По мнению предпринимательницы, в кризис резко вырастает роль партнерских проектов, компании объединяются, чтобы достичь результата. «Они не стали бы друг друга слушать в обычное время, помешала бы установка «мы успешная компания, мы сами все можем». А ведь сама суть бизнеса - в партнерстве и в команде. Именно поэтому, когда грянул кризис, я решила, что это идеальное время для старта Lady.fm», - отмечает А.Мухина. По «Мастерской текстов» также получилось неожиданно, что в кризис продажи текстов возрасли. «Я это связываю с тем, что крупные компании стали отказываться от рекламы по телеканалам и радио в пользу интернета, соответственно спрос на тексты возрос», - говорит она.
Что касается получения полезной информации, то, по оценке А.Мухиной, информации, как и других ресурсов, никогда не бывает достаточно. «Последнее время заметила, что все время читаю журналы «Эксперт», «Русский Newsweek», «Русский репортер». Кроме того, много информации я узнаю на конференциях, таких как РИФ, Российская Интернет-Неделя и другие», - отмечает она. По ее словам, в деловом сообществе новости распространяются быстро. «Когда я что-то изучаю новое, то стараюсь найти максимум книг по данной теме. Так было и с продажами, и с копирайтингом. Сейчас с Lady.fm - это книги по маркетингу, рекламе, PR, опыт успешных людей и компаний», - добавляет она.
А.Мухина считает себя успешным предпринимателем в силу того, что имеет возможность делать то, что считает интересным, правильным и важным. Но очень многое еще нужно сделать, поэтому важно двигаться дальше. «Для того чтобы добиться успеха в бизнесе, на мой взгляд, важно уметь учиться на своих ошибках. Из всего, что я видела - страх ошибок является одним из самых сильных страхов, который останавливает большую часть идей. Но ошибки - это ценнейший опыт, извлекая из них уроки можно двигаться гораздо быстрее. Важно лишь уметь делать выводы и контролировать риски. Это не так сложно, как кажется. Каждый человек стоит перед выбором: либо сохранять маску «я все знаю в окружающем мире», либо развиваться. Я выбираю развитие», - резюмировала она.
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Ольга Монина