Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Число начинающих бизнесменов в Республике Татарстан к концу года может достичь 8 тыс.

Число начинающих бизнесменов в Республике Татарстан к концу года может достичь 8 тыс.

Можно ли начать бизнес, имея стартовый капитал в 60 тыс. рублей? Руководителям известных и успешных компаний Татарстана предложили придумать бизнес-идею на 60 тыс. рублей и вспомнить, с чего каждый из них начинал дело.
С начала года четыре тысячи безработных татарстанцев получили бюджетные деньги на открытие собственного бизнеса. Напомним, в рамках государственной поддержки правительство страны обещало около 60 тыс. рублей (сумма, равная 12 максимальным размерам пособия по безработице) каждому безработному, кто сумеет защитить свой бизнес-план. Бюджеты России и Татарстана выделили 275 млн. рублей на поддержку новых предпринимателей в республике. Свою квоту – в 4,5 тыс. человек – Татарстан уже выбрал. И сейчас подал заявку в федеральный центр на выделение дополнительных средств еще для 3,5 тыс. человек. Итого число новых бизнесменов к концу года может достичь 8 тыс.
Александр Сергеев – владелец компании "Александр ЛТД":
- Я бы начал с того, что раздавать всем государственные деньги – очень рисковое занятие. Если бы сегодняшние безработные могли в силу своих способностей стать предпринимателями, они бы уже стали. Надеяться, что все получившие сегодня финансовую поддержку от правительства станут предпринимателями, – глупо. Только семь процентов из них действительно построят бизнес. Такова мировая статистика. Остальные деньги будут потрачены впустую.
На 60 тысяч можно разве что семечками и пирожками торговать. Это очень маленькая сумма. Мы начинали свое дело в другие времена, в 1992 году, поэтому сравнить объемы вложений с сегодняшними деньгами тяжело. Тогда мы получили тысяч сто долларов на запуск бизнеса.
Венера Иванова – председатель правления ЗАО "ГКБ "Автоградбанк":
– Вопрос очень сложный. Но если у человека есть желание и силы организовать свой бизнес, то, я думаю, что любые деньги со стороны, тем более безвозвратные – это определенная помощь для него. Естественно, он сможет на первоначальном этапе организовать только микробизнес. Если он взялся за дело, следовательно, у него есть определенные планы на будущее, какие-то проекты. По всей вероятности, такой человек уже знает, где в дальнейшем возьмет деньги на развитие своего бизнеса. Государство ему предоставит 60 тыс. рублей, он может взять кредит в банке, какие-то деньги начнет зарабатывать сам. Я хочу сказать, что для организации, во всяком случае, микробизнеса, это какая-никакая помощь.
Ильяс Нуриев – директор "Клиники Нуриевых":
- В медицине за такие деньги вообще никакой бизнес невозможно начать. Помимо оборудования и материалов требуется лицензирование, а оно обходится дорого. Необходимо получить согласования пожарных, санэпидемстанции и прочих органов. Для этого ты открываешь счета, тратишься на поездки, обучение, канцтовары и прочее. Весь процесс лицензирования отнимает значительные временные и денежные ресурсы. У человека без солидного стартового капитала практически нет шансов организовать бизнес в области здравоохранения. Оценить шансы в других сферах, увы, не могу.
Раньше, когда не было обязательного лицензирования, можно было начать дело и без крупных вложений. Мой стартовый капитал, к примеру, был нулевым. Но это когда было! Еще при Горбачеве. Через несколько дней нашей клинике исполнится 22 года.
Валерий Песков – генеральный директор ОАО "ЗЯБ":
– 60 тысяч в долларах или в рублях? Ах, в рублях! Ну… Я думаю, что за 60 тысяч рублей можно организовать небольшой семейный бизнес. Вполне реально открыть, например, парикмахерскую. Кстати, в Европе кризис проходит намного легче именно из-за того, что у них процентов 80 составляют маленькие семейные предприятия, которым уже по нескольку десятков лет. Что плохого, если сейчас люди организуют свой небольшой бизнес, а затем передадут его своим детям? Поэтому я считаю эту программу вполне своевременной. Ведь предприимчивых людей много, и, думаю, будет спрос на эти 60 тысяч. Даже рублей! Когда я начинал, у меня тоже никаких миллионов не было. Я сейчас уже не помню, сколько конкретно было денег в кармане, но точно не больше 60 тысяч рублей.
Рамиль Галеев – генеральный директор холдинга СМИ "Единство":
- Думаю, что ничего серьезного на эти деньги не организуешь. Самый простой вариант – продажа товаров, которые требуют небольших затрат на закупку первой партии продукции и рекламу. Это могут быть продукты питания или другие мелкие товары. На 60 тысяч невозможно что-то построить или организовать производственный процесс.
Я начинал свое первое дело, имея стол, стул, телефон и арендованный офис площадью шесть квадратных метров. Это минимальный набор, необходимый для начала бизнеса. Собственно, его стоимостью и определяется, стартовый капитал. Думаю, сегодня на 60 тысяч невозможно приобрести даже минимум: офисную мебель, телефон, компьютер и т.д. И в целом довольно рискованно начинать дело со столь небольшой суммы. Деньги необходимо постоянно приращивать: вложил 60 тысяч, надо заработать 70, потом 80. Это бизнес в сфере купить-продать. А вот если у тебя есть три миллиона, то на них можно что-то построить, закупить оборудование, материалы.
Конечно, для кого-то и эта правительственная поддержка – шанс. Но деньги легко потерять, купив, например, не тот товар. Поэтому для построения бизнеса человеку необходимо пройти обучение. Образовательный минимум очень важен. Хорошо, если центры занятости берут на себя образовательную функцию.
Ринат Гареев – генеральный директор ЗАО "ТаксНет":
- Ничего реального нельзя сделать на предлагаемую государством сумму материальной помощи безработным, желающим стать предпринимателями. Разве что продуктами питания заниматься.
Компания "ТаксНет" была создана в 2001 году. Тогда это обошлось нам примерно в 20 тысяч долларов. 600 тысяч рублей, как минимум, надо было, чтобы открыть подобное предприятие. И это было в 2001-м. Сколько нужно сегодня, я затрудняюсь ответить. Ну, конечно, надо иметь в виду, что наш бизнес высокотехнологичный. Хай тек всегда связан с большими вложениями. А за 60 тысяч рублей, на мой взгляд, начать дело нереально. На сегодняшний день эти деньги – вообще ничто.
Альберт Петров – директор ООО "УКС КамГЭСэнергострой":
– Я думаю, в сегодняшних условиях нереально организовать бизнес на 60 тысяч рублей. Если люди берут деньги, это еще не значит, что у них что-то получится. Ну, разве что на рынке раскрутить какой-нибудь "купи-продай".
Елена Петрова – исполнительный директор нижнекамского представительства Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса в РТ:
- Бизнес на 60 тысяч? Если только на селе. Заняться, например, растениеводством на ограниченной площади, допустим, ягодами. Но обязательно надо, чтобы рядом находился переработчик – тот, кто будет заниматься заморозкой или переработкой. На мой взгляд, это вполне реальное направление для бизнеса. Правда, я, к сожалению, не владею информацией об аренде земли. А если снимать офис, то 60 тысяч не хватит и на полгода. На аренду помещений приходятся сегодня значительные расходы предпринимателей. Если нужен для дела компьютер, то это, минимум, 30 тысяч.
Производство однозначно не организуешь на такие деньги, какие-то услуги для населения или бизнеса – возможно. Например, если человек имеет юридическое образование, то он может проводить консультации и тому подобное.
Свой первый бизнес по производству бутилированной воды я начинала в 2005 году с двумя компаньонами. Тогда мы на троих вложили полмиллиона рублей, и это притом, что довольно экономично подошли к организации дела: купили оборудование не у посредников, а у поставщиков, много работали сами, чтобы сократить расходы на персонал. Я бы посоветовала начинающим предпринимателям все же идти от торговли к производству, а не, как мы, от производства к торговле. Тогда шансов больше.
Александр Ступников – директор ООО "Камастройиндустрия":
– Очень хороший пример есть в Чистополе, когда группа безработных, получивших такую государственную помощь, объединились и организовали швейное производство. У них финансовых средств оказалось достаточно для раскручивания нового дела. А одному, конечно, достаточно сложно. Наверное, даже невозможно.
Марсель Шамсутдинов – управляющий группой компаний "РАЙДЭН":
- В одном историческом романе, еще в детстве, я прочитал очень хорошие слова, они мне запомнились. Там племенник богатого купца был вынужден бросить – ради чести семьи – 12 возов добра. И сказал дяде: "Теперь я нищий". А дядя ему ответил: "Ты глупец! Пока на твоих плечах есть хотя бы тряпье – ты купец. Ты можешь продать это тряпье и начать дело заново". То есть были бы руки и голова – и тогда даже без денег можно начать дело. Для примера. Одна моя знакомая, простая женщина, не слишком образованная, пятеро детей, занялась уборкой квартир, стала предлагать свои услуги. И у нее дело пошло! По 500, по 1000 рублей зарабатывает за полдня на уборке. Может, со временем и дальше раскрутится…
Я свой бизнес тоже начал практически с нуля – с продажи трех ваучеров. Я работал ведущим экспертом госкомприроды, хорошо зарабатывал. Но там пошло сокращение штатов, и мне сказали: ну, что делать, не женщин же с детьми увольнять, ты-то устроишься. Я тогда на бирже в МЦ купил три ваучера, по три или три с половиной тысячи, не помню точно. Через несколько дней был в Москве и там продал ваучеры уже за шесть тысяч шестьсот шестьдесят рублей, эта цифра запомнилась. Потом мы пошли с моим другом на рынок в Лужниках прикупить для его детей одежду. Идем, и тут я говорю: "Смотри – "Сникерс" здесь стоит 140 рублей… А "Марс" вообще 120…". А в Казани они тогда были по 200 рублей. Мы купили "Марс" – одну коробку на двоих, и еще сумки хозяйственные. Они, правда, сразу порвались, плохие мы выбрали, опыта не было. Когда вернулись в Казань, то пока я ехал с вокзала до Горок, продал три с половиной блока этих шоколадок. Пришлось преодолеть психологический барьер – я же никогда не торговал. А тут выходил на остановке, подходил к киоску: "Марс" не нужен по 160 рублей? – Нужен! На четырех остановках, где были киоски, вышел – и заработал. Так начался мой бизнес.
Но вообще я и в детстве был достаточно предприимчивым, пропадал на Волге, ловил рыбу, продавал… Ловил бревна. Помню удачную сделку, когда мужик купил на баню 18-метровое бревно за сто рублей.
Сергей Майоров – председатель совета директоров ООО "Магнолия-С":
- В одном из недавних выступлений президент Татарстана Минтимер Шаймиев заметил, что сегодня особенно тяжело трудоустроиться инвалидам, и те предприниматели, которые возьмутся трудоустраивать инвалидов, получат государственную поддержку. Мы в местном отделении партии "Единая Россия" разработали партийный проект. Оказывается, из 30-тысячной армии инвалидов в городе трудоспособными являются две тысячи человек. А на базе местного реабилитационного центра "Изгелек" за два года подготовлено огромное количество швей, операторов персонального компьютера, создан швейный цех. Мы решили помочь им организовать бизнес: регистрируем Набережночелнинское предприятие инвалидов, оно должно на следующей неделе появиться. Люди будут шить одежду и оказывать услуги в сфере информационных технологий. Поддержка сайтов и их написание – самое простое.
60 тысяч могут пригодиться, например, для организации рабочих мест на дому для инвалидов, которые не могут передвигаться. Мы же со своей стороны помогаем человеку зарегистрироваться в качестве предпринимателя. Таким образом, планируем создать 50-100 рабочих мест для инвалидов. Первоначальное финансирование как раз будет производиться через государственную программу самозанятости. А в каких-то организационных вопросах помогут и предприниматели местные, и партия. Текущую деятельность предприятия уже готов кредитовать Автоградбанк.
Я знаю подобный пример в Чистополе. Один предприниматель, у которого был цех, собрал 80 швей, оформил их через центр занятости, каждой купил по швейной машинке – теперь это швейная фабрика.
Что касается меня, то бизнес начинал в сфере строительно-монтажных работ. Для открытия денег как таковых и не надо было. Спрос на услуги был высок, заказчики платили исправно, мы по результатам первого месяца получили прибыль. Помню, что одолжил у отца две тысячи рублей на покупку автомобиля "Нива", считая, что председатель кооператива должен ездить на машине. Отправил деньги в Казахстан, чтобы знакомые купили мне автомобиль, в итоге – ни денег, ни машины. Это был 1989 год.
Источник: Газета "БИЗНЕС Online"
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости