Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Инновационный проект может претендовать максимум на 25 млн рублей от РВК

Инновационный проект может претендовать максимум на 25 млн рублей от РВК

ОАО "РВК" представила концепцию seed-фонда (или посевной фонд), который в отличие от венчурного будет полностью сформирован из средств государственной венчурной компании. РВК вложит в него два миллиарда рублей.
18 июня 2009 года Генеральный директор ОАО «РВК» Игорь Агамирзян на конференции «ОАО "Российская венчурная компания" и региональные фонды содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере: первые итоги и перспективы деятельности», проводимой в рамках III Московского венчурного форума, представил участникам рынка Основные положения стратегии развития компании и Концепцию фонда посевного инвестирования. 
В стратегии развития РВК, утвержденной Советом директоров на XIII Петербургском Международном Экономическом Форуме, была поставлена стратегическая цель – вовлечение частного венчурного капитала в инновационные проекты на всех стадиях их реализации с одновременным созданием условий для саморазвития венчурной отрасли. «Инновационный бизнес в России существует, и довольно давно, а общей экосистемы не сложилось, - начал свое выступление Игорь Агамирзян, - я считаю, что задача государства как раз и состоит в том, чтобы дать импульс для начала развития этой экосистемы». Для реализации поставленных государством задач РВК разрабатывает программу посевного инвестирования с участием РВК и частного капитала.
Модель Фонда посевного инвестирования подразумевает несколько основных принципов. По словам генерального директора РВК, масштабируемость модели станет одним из важнейших принципов. Под этим подразумевается то, что данная модель должна покрыть всех участников процесса: все регионы, научные центры академий наук, крупные университеты, то есть все те источники, откуда исходят инновации.
Другим основополагающим принципом для модели является то, что государственные и частные деньги в посевных инвестициях должны смешиваться не на уровне фондов, а на уровне проектов. В тех фондах, которые до сих пор создавались с участием РВК, в них частно-государственное партнерство устанавливается на уровне фондов. А фонды уже сами инвестируют в инновационные компании, в которых РВК получает 49% паев, а 51% остается частным инвесторам.
Согласно концепции создания посевного фонда, для отбора проектов будут привлекаться «венчурные партнеры». Часто бывают ситуации, что есть источник проектов, есть доступный частный капитал, и нужна только организация, которая возьмет на себя роль и функции «венчурного партнера». Партнерами могут стать региональные власти, крупные университеты, научные центры академий наук, или же технопарки и бизнес-инкубаторы, те, кто занимается такого рода деятельностью.
Еще одним принципом является то, что порог вхождения должен быть достаточно низким при этом с обеспечением достаточной ответственности за результат, потому что на плечи венчурного партнера ложится огромная работа по доведению проекта до финальной стадии, до стадии достижения результата. «В связи с этим к венчурным партнерам мы будем предъявлять требования, - сказал И. Агамирзян. - Список этих требований пока не прописан, сформулированы лишь базовые требования. Важно то, что этот партнер должен получить механизмы мотивации - сотрудники партнера должны работать не за зарплату, а за результат того, что получится от тех проектов, которые они предлагают и ведут». Пройдя аккредитацию, партнер может искать и отбирать проекты, которые он считает целесообразными, и после этого искать под этот проект частные инвестиции: деньги бизнес-ангелов, либо это могут быть его собственные деньги, если это группа бизнес-ангелов. Затем партнер упаковывает проект и выдвигает его на смотр инвестиционного комитета. Инвестиционный комитет проводит due diligence проекта. Если проект признается перспективным, то происходит соинвестирование в размере три к одному (то есть до 75% — РВК, от 25% — частный инвестор) и с ограничением по верхней планке инвестиций в один проект — 25 млн руб. При этом РВК предполагает получить на 75% инвестиций до 25% долей в финансируемом проекте.
И. Агамирзян пояснил, что новая схема позволяет построить иерархию фильтров, позволяющих отсеивать заведомо неинтересные проекты. Статистика такова, что соотношение просмотренных и проинвестированных проектов составляет 100:1. Централизованный фонд не будет в состоянии посмотреть все проекты, которые придут со всей страны. Поэтому нужно, чтобы на каждый следующий уровень приходили проекты более высокого качества, с большей вероятностью получения инвестиции. «Мы хотели бы достичь соотношения 10 к 1. Поэтому нам нужно, чтобы «венчурные партнеры» приносили проекты обработанные, упакованные и уже с частными деньгами, потому что частные деньги – это гарантия того, что проект представляет интерес, - сказал гендиректор РВК. - Инвестиционно-венчурный бизнес построен на доверии, поэтому если венчурный партнер принесет один успешный проект, то степень доверия будет высока, а если партнер принесет пять качественных проектов, то степень доверия к нему повышается экспоненциально. И соответственно мы уже знаем организации, которые в своей жизни проработали успешные ангельские инвестиции, и степень доверия к ним высокая. Мы хотим видеть их своими партнерами, однако понимаем, что их будет недостаточно и будут создаваться новые специально под этот проект». Самая большая проблема, по мнению Игоря Агамирзяна, будет заключаться в человеческом капитале, в нехватке опыта. В РВК надеются, что эта схема, кроме того, что обеспечит инвестиции в инновационные проекты, выступит еще и в роли бизнес-инкубатора для самих партнеров. Таким образом, люди, вовлеченные в этот процесс, получат бесценный опыт, и через пять лет сложится хороший кадровый потенциал в сфере венчурных инвестиций в регионах и научных центрах. Конечно же, схема не заработает, если не будет самих инновационных проектов, в которые будут осуществляться посевные инвестиции. Есть ряд некоторых ограничений для проектов и компаний, которые претендуют на посевные инвестиции. Во-первых, это не должны быть компании слишком «взрослые» (не старше 3-х лет), это должны быть новые группы. На момент обращения за инвестицией это может быть даже еще не компания, а команда с идеей. И задача венчурного партнера – упаковать идею и команду в компанию, удовлетворяющую требованиям. Если обороты компании достаточно большие (выручка составляет более 10 млн рублей за 4 квартала), то ей уже следует обращаться не в посевной, а в венчурные фонды. Если люди, которые придумали идею, не владеют долей собственности в компании, то, скорее всего, не будет механизма мотивации – и это тоже одно из требований.
РВК уже договорилась с госкорпорацией «Роснано» о совместной работе через единую партнерскую сеть. Таким образом, партнер может принести проект и в РВК, и в «Роснано», а профинансирует его та организация, в чей профиль попадает этот проект.
«Мы начали переговоры с потенциальными организаторами – в первую очередь с региональными администрациями. Если регион активный, есть уровень осознания, то, скорее всего, там у нас будут надежные партнеры. А если регион пассивный, то мы навязываться в директивном порядке не будем», - заключил И.Агамирзян.
В ходе проведения конференции состоялось обсуждение данной концепции и намечен совместно с участниками форума комплекс мер по её реализации.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости