ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ БОРОДИНО»
НА 2008 - 2010 ГОДЫ
г. Бородино
2008 год
ПАСПОРТ
ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО
И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ БОРОДИНО"
НА 2008 - 2010 ГОДЫ
Наименование
|
Городская целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Бородино" на 2008 - 2010 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки
|
Программа социально-экономического развития города Бородино до 2017, Закон Красноярского края от 20.12.2007 №4-1130 «О краевой целевой программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае на 2008-2010 годы», Федеральный закон РФ от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» |
Заказчик программы |
Администрация города Бородино |
Разработчик программы |
Отдел планирования и экономического развития администрации города Бородино |
Цель программы |
Создание благоприятных условий для деятельности малого и среднего предпринимательства в городе Бородино, вовлечение трудовых ресурсов в сферу малого и среднего бизнеса, в том числе высвобожденных работни-ков крупных и средних предприятий, обеспечения социальных гарантий работникам малого и среднего предпринимательства, повышения качества и конкурентоспособности продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства |
Задачи программы |
Разработка механизмов поддержки развитие субъектов малого и среднего предпринимательства: - снижение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, возникающих в связи с привлечением финансовых ресурсов;
|
Сроки реализации программы |
2008 - 2010 годы |
Главный распорядитель
|
Администрация города Бородино
|
Исполнители мероприятий
|
Администрация города Бородино |
Объемы и источники
|
1627 тыс. руб.: за счет средств местного бюджета 1050 тыс. руб., краевого бюджета 577 тыс. руб. в том числе по годам:
Кроме того средства ОАО «СУЭК-Красноярск» - 10000 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные
|
в 2010 году по сравнению с 2006 годом планируется: - увеличение численности занятых в малом предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей - на 10,5 процента; - повышение доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике города с 17,7 процента до19,6 процента; - увеличение объема продукции (услуг) малых организаций на 30,6 процента. |
Контроль за исполнением
|
Отдел планирования и экономического развития администрации города Бородино |
1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Настоящая Программа разработана на основании Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Закона Красноярского края от 20.12.2007 года «О краевой целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» на 2008-2010 годы», решения Бородинского городского Совета депутатов от 23.11.2007 г. № 18-355р «Об утверждении комплексной программы социально-экономического развития города Бородино на период до 2017 года».
Малый бизнес становится серьезным фактором социальной и политической стабильности в обществе и в значительной степени является экономической основой становления местного самоуправления. Его развитие позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, снижению уровня безработицы, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Развитие малого бизнеса в социальном аспекте означает, прежде всего, рост жизненного уровня населения, занятого предпринимательской деятельностью, создание рабочих мест, распространение вторичной занятости, предоставляющей дополнительные источники доходов для населения. Малый бизнес охватывает практически все основные виды экономической деятельности и в его сферу прямо или косвенно вовлечены все социальные группы города.
Экономический эффект от результатов деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения увеличения его вклада в объем выпускаемой продукции (услуг), повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, увеличения вклада в доходы бюджета, в трудоустройство населения.
На 01.01.2006 г. в городе Бородино было зарегистрировано 24 малых предприятия, среднесписочная численность которых составляла 340 человек. В настоящее время в городе действуют 47 малых предприятий, где работают 594 человека.
В секторе малого бизнеса трудятся 17% от общей численности занятого трудоспо-собного населения города. Средняя заработная плата за 2007 год на предприятиях малого бизнеса составила 4600 рублей, рост к 2006 году составил 112,2%.
В составе малого предпринимательства преобладают предприятия и индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговлей, малый бизнес присутствует также в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства, производства потребительских товаров.
Объем организаций малого бизнеса города Бородино за 2007 год составил 125,2 млн. руб., рост к 2006 году 115,7%, доля оборота торговых организаций составляла в 2007 году 70,4% от оборота всех малых предприятий, обрабатывающих производств - 6,2%, строительных организаций - 7,7%, организаций транспорта и связи - 6,9%, организаций, предоставляющий коммунальные услуги - 6,9%.
В бюджеты всех уровней от деятельности малого бизнеса в 2007 году поступило более 10,0 млн. рублей налоговых платежей.
За период реализации программы развития и поддержки малого предпринимательства города Бородино разработаны соответствующие рыночным условиям механизмы финансовой поддержки инвестиционных проектов малого бизнеса, на конкурсной основе предоставлялись кредиты из местного бюджета. За период с 2004 г. по 2007 г. льготные кредиты были предоставлены в сумме пятьсот тысяч рублей пяти субъектам малого предпринимательства, юридическим лицам: ООО «Борус», ООО «Ростэк», ООО «Юпитер», ООО «Энергосервис», ООО «ТОПОЗ».
Наряду с позитивными изменениями в городе существуют и проблемы развития малого предпринимательства:
- высокий уровень процентных ставок по кредитам, недостаток собственных финансовых средств, слабая правовая защищенность предпринимателей;
- недостаточно развита инфраструктура поддержки и развития малого предпри-нимательства;
- низкая доля промышленных организаций в структуре малого бизнеса;
- низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры в малом бизнесе;
- дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки;
- недостаточная информированность предпринимателей о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства;
Наличие данных проблем характерно для большинства регионов края и РФ.
Поэтому в процессе реализации Программы развития и поддержки малого предприни-мательства в г. Бородино особое внимание будет направлено на поиск путей снижения административных барьеров, расширение возможностей и упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, содействие развитию производственной и инновационной деятельности малого предпринимательства и на совершенствование форм взаимодействия власти и бизнеса.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Целью программы является создание благоприятных условий для деятельности малого и среднего предпринимательства в городе Бородино, вовлечение трудовых ресурсов в сферу малого и среднего бизнеса, в том числе высвобожденных работников крупных и средних предприятий, обеспечение социальных гарантий работникам малого и среднего бизнеса, повышение качества и конкурентоспособности продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства.
Принцип реализации программы - соблюдение баланса интересов власти, населения и бизнеса, представленного отдельными субъектами малого и среднего предпринимательства.
За период реализации программы должна быть создана благоприятная среда, стимулирующая предпринимательскую активность.
Основные задачами достижения поставленных целей являются разработка механизмов поддержки развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, которые предусматривают:
- снижение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, возникающих в связи с привлечением финансовых ресурсов;
- содействие в продвижении продукции, товаров и услуг, выпускаемых субъектами малого и среднего предпринимательства,
- повышение эффективности существующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и ее дальнейшее развитие;
- обеспечение деятельности системы информационно-консультационных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие субъектам малого предпринимательства в переподготовке и повышении квалификации кадров;
- создание муниципальной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Программа рассчитана на 2008 - 2010 годы.
3. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Для реализации целей и задач программы сформирована система программных мероприятий на 2008 – 2010 годы, которая предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленного на развитие малого и среднего бизнеса.
Программные мероприятия предусматривают следующие виды поддержки малого и среднего бизнеса:
- финансовая поддержка (предоставление финансовых ресурсов за счет местного бюджета в объемах меньших и на более короткие сроки, чем в краевой программе, а также с более мягкими требованиями по обеспечению кредитных обязательств, а также субсидии краевого бюджета по инвестиционному проекту «Сибирский хлеб»);
- имущественная поддержка (формирование и утверждение перечня муниципального имущества, предназначенного для деятельности малого и среднего бизнеса, внесение изменений в программу приватизации муниципального имущества);
- информационная поддержка (организация системной информационно-разъясни-тельной работы среди субъектов малого и среднего предпринимательства о формах и механизмах государственной поддержки, в том числе через использование средств массовой информации, газеты «Бородинский вестник», телевидение «Бородино», а также через исполь-зование информационно-правового центра, созданного на базе городской библиотеки);
- поддержка в области подготовки работников для сферы малого бизнеса (обучение безработных граждан через центр занятости населения профессиям, востребованным в малом бизнесе);
- формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (реализация проекта ОАО «СУЭК-Красноярск» «Создание и развитие Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства в г.Бородино».
Перечень программных мероприятий с информацией о содержании мероприятия, сроках реализации, объемах и источниках финансирования, указанием органа, ответственного за выполнение мероприятия, приводится в приложении № 1 "Программные мероприятия"
Источниками финансирования программы являются средства местного и краевого бюджета, внебюджетные источники.
Целевые ориентиры, достижение которых планируется обеспечить за счет реализации системы программных мероприятий, указаны в приложении № 2.
Показатели Программы приводятся в ценах соответствующих лет на основе прогноза индексов инфляции и дефляторов по видам экономической деятельности.
Механизм реализации мероприятий включает проведение конкурсов, тендеров, принятие решений экспертными или иными комиссиями, софинансирование с вышестоящими уровнями бюджетов, коллегиальные, организационные, публицистические и другие мероприятия.
4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Источником финансирования программы являются средства краевого бюджета, местного бюджета, внебюджетные источники.
Порядок финансирования и реализации мероприятий, осуществляемых за счет средств краевого бюджета, устанавливается Советом администрации Красноярского края.
Финансирование программных мероприятий осуществляется в виде субсидий юридическим и физическим лицам.
Получателями средств местного бюджета в рамках программы могут быть физические и юридические лица, зарегистрированные на территории Бородино.
Оказание муниципальной поддержки осуществляется при отсутствии у субъектов малого и среднего предпринимательства просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Для участия в мероприятиях по предоставлению муниципальной поддержки в форме субсидии субъект малого или среднего предпринимательства представляет следующие документы:
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Представляется субъектом малого и (или) среднего предпринимательства один раз в течение финансового года и принимается к рассмотрению заявки (заявок) субъектов малого или среднего предпринимательства по всем мероприятиям муниципальной поддержки в форме субсидии;
- справку инспекции Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам на дату подачи заявки (заявок).
Кроме указанных документов, субъекты малого или среднего предпринимательства представляют документы, указанные в соответствующем порядке реализации мероприятия по предоставлению муниципальной поддержки в форме субсидий.
Заявки субъектов малого и среднего предпринимательства с приложением всех необходимых документов должны быть рассмотрены администрацией города Бородино в срок, не превышающий 30 дней с момента их регистрации.
В случае выявления нарушений условий, установленных при предоставлении субсидии, администрация города Бородино принимает решение о возврате субсидии в местный бюджет в порядке, установленном администрацией города, и доводит его до сведения получателя субсидии в течение трех рабочих дней с указанием оснований принятия решения.
5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Результатом реализации программы и достижением цели ее разработки является увеличение в 2010 году к 2006 году:
- численности занятых в малом предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей на 10,5 %;
- доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике города с 16,8 % до 18,4 %;
- объема продукции (услуг) малых организаций на 30,6 %.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Текущий контроль за ходом реализации мероприятий Программы осуществляет отдел планирования и экономического развития администрации города.
Отдел планирования и экономического развития администрации города Бородино:
- организует предварительный отбор инвестиционных проектов и (или) предвари-тельных заявок на участие в Программе;
- содействует в подготовке инвестиционных проектов потенциальным участникам Программы;
- осуществляет мониторинг реализации мероприятий Программы;
- при необходимости инициирует подготовку решений Бородинского городского Совета депутатов о внесении изменений в Программу.
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки выполнения |
Объем финанси-рования, всего тыс. руб. |
В том числе |
Орган, ответственный за выполнение мероприятия | |||
Краевой бюджет, тыс. руб. |
Местный бюджет, тыс. руб. |
Внебюд-жетные источники, тыс. руб. | ||||||
1. |
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
| ||||||
1.1 |
Субсидии субъектам малого и среднего пред-принимательства на возмещение части процент-ных ставок по кредитам российских кредитных организаций в целях реализации инвестици-онных проектов. Размер субсидии на возмеще-ние части процентных ставок для субъектов малого предпринимательства равен ставке рефинансирования Банка России, для субъектов среднего предпринимательства равен ¾ ставке рефинансирования Банка России. Порядок отбора заявок и порядок расходования субсидий утверждается администрацией города. |
2008-2010 |
|
|
|
|
Финансовое управление администрации города (Вавилова Л.П), отдел планирования и экономического развития (Миллер Л.И) | |
|
|
2008 |
150 |
|
150 |
|
| |
|
|
2009 |
175 |
|
175 |
|
| |
|
|
2010 |
200 |
|
200 |
|
| |
1.2 |
Субсидии вновь созданным субъектам малого предпринимательства на возмещение части расходов, связанных с приобретением и создани-ем основных средств и началом коммерческой деятельности, предоставляются субъектам мало-го предпринимательства, зарегистрированным не ранее 11 месяцев до момента обращения за муни-ципальной поддержкой. Субсидии предоставля-ются в размере 90% от указанных выше затрат (с учетом НДС – для получателей субсидий, приме-няющих специальные режимы налогообложения, и без учета НДС – для получателей субсидий. Применяющих общую систему налогообложе-ния), но не более 75 тыс. руб. одному субъекту малого предпринимательства. Порядок отбора заявок и порядок расходования субсидий утверж-дается администрацией города. |
|
|
|
|
|
Финансовое управление администрации города (Вавилова Л.П), отдел планирования и экономического развития (Миллер Л.И) | |
|
|
2008 |
150 |
|
150 |
|
| |
|
|
2009 |
175 |
|
175 |
|
| |
|
|
2010 |
200 |
|
200 |
|
| |
1.3 |
Субсидии на возмещение части процентных платежей по инвестиционному проекту «Сибир-ский хлеб» по краевой программе поддержки малого и среднего предпринимательства |
|
|
|
|
|
Отдел планирования и экономического развития (Миллер Л.И.) | |
|
|
2008 |
285 |
285 |
|
|
| |
|
|
2009 |
142 |
142 |
|
|
| |
1.4 |
Обеспечение стабильности размеров налоговых и иных платежей, поступающих в бюджет муниципального образования от субъектов малого и среднего предпринимательства В случае необходимости их изменений, не допускать резкого увеличения действующих показателей с учетом мнения НП «Союз поддержки прав малого и среднего бизнеса» |
2008-2010 |
|
|
|
|
Финансовое управление (Вавилова Л.П), отдел планирования и экономического развития (Миллер Л.И) | |
|
Итого |
2008-2010 |
1477 |
427 |
1050 |
|
| |
|
В т.ч. |
2008 |
585 |
285 |
300 |
|
| |
|
|
2009 |
492 |
142 |
350 |
|
| |
|
|
2010 |
400 |
|
400 |
|
| |
2. |
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||||
2.1 |
Передача во владение и (или) в пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности города и включенного в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предприниматель-ства и организациям, образующим инфраструк-туру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Перечень муниципального имущества и порядок передачи его субъектам малого и среднего предпринимательства определяются администрацией города |
2008-2010 |
|
|
|
|
Комитет по управлению муниципальным имуществом (Первухин А.В) |
3. |
Информационная, образовательная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||||
3.1 |
Работа информационно-правового центра, созданного на базе городской библиотеки, позволяюшего облегчить доступ субъектам малого и среднего предпринимательства к информационно-консультативным ресурсам |
2008-2010 |
|
|
|
|
Отдел культуры, спорта и молодежной политики (Сотникова Е.В) |
3.2 |
Организация системной информационно-разъяснительной работы среди субъектов малого и среднего предпринимательства о формах и механизмах государственной и муниципальной поддержки, в том числе через использование средств массовой информации, газеты «Бородинский вестник», телевидение «Бородино». |
2008-2010 |
|
|
|
|
Отдел планирования и экономического развития (Миллер Л.И.) |
3.3 |
Подготовка работников для субъектов малого и среднего предпринимательства (обучение безработных граждан через ГУ Центр занятости населения г. Бородино профессиям, востребованными в малом и среднем бизнесе) |
2008-2010 |
|
|
|
|
ГУ Центр занятости населения г. Бородино (Баладурина Л.В) |
|
Итого |
2008-2010 |
150 |
150 |
|
|
|
|
|
2008 |
40 |
40 |
|
|
|
|
|
2009 |
50 |
50 |
|
|
|
|
|
2010 |
60 |
60 |
|
|
|
4 |
Формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||||
4.1 |
Содействие развитию и взаимодействие с НП «Союз поддержки и защиты прав малого и среднего бизнеса» |
2008-2010 |
|
|
|
|
Отдел планирования и экономического развития (Миллер Л.И.) |
4.2 |
Участие в реализации проекта ОАО «СУЭК-Красноярск» «Создание и развитие Фонда поддержки малого и среднего предпринима-тельства в городе Бородино» |
2008-2010 |
|
|
|
|
ОАО «СУЭК-Красноярск», администрация города Бородино |
|
|
2008 |
10000 |
|
|
10000 |
|
5 |
Другие формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||||
5.1 |
Создание городского сводного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства |
2008-2010 |
|
|
|
|
Отдел планирования и экономического развития (Миллер Л.И.) |
5.2 |
Проведение исследования основных проблем субьектов малого и среднего предприниматель-ства, которые могут решаться путем оказания муниципальной поддержки. Способом исследо-вания предполагается проведение круглых столов с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, а также рассылка разра-ботанных опросных листов. |
2008 |
|
|
|
|
Отдел планирования и экономического развития (Миллер Л.И.) |
5.3 |
В целях проведения анализа финансовых, эконо-мических, социальных показателей развития субъектов малого и среднего предприниматель-ства обеспечение заполнения информационных таблиц мониторинга развития малого и среднего предпринимательства в базе данных АИС ММО. |
2008-2010 ежеквартально |
|
|
|
|
Отдел планирования и экономического развития (Миллер Л.И.) |
5.4 |
Определение возможных потребностей муниципального образования в товарах, работах или услугах, которые могут производиться или выполняться субъектами малого и среднего предпринимательства |
2008-2010 |
|
|
|
|
Отдел планирования и экономического развития (Миллер Л.И.) |
5.5 |
Проведение разъяснительной, информационной работы по соблюдению законодательства о труде и предоставлением гарантий по социальному обеспечению работников малого и среднего предпринимательства |
2008-2010 |
|
|
|
|
Администрация города |
5.6 |
Создание координационного (совещательного) органа по поддержке малого и среднего предпринимательства при органах местного самоуправления |
2008 |
|
|
|
|
Отдел планирования и экономического развития (Миллер Л.И.) |
|
Всего по Программе |
2008-2010 |
1627 |
577 |
1050 |
|
|
|
В том числе |
2008 |
625 |
325 |
300 |
|
|
|
|
2009 |
542 |
192 |
350 |
|
|
|
|
2010 |
460 |
60 |
400 |
|
|
|
Кроме того, средства ОАО «СУЭК» |
|
10000 |
|
|
10000 |
|
Приложение 2
Целевые ориентиры программы
«Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Бородино» на 2008 - 2010 годы
№ |
Наименование показателей достижения целей (целевых ориентиров) |
Ед. изм. |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1 |
Объем продукции (услуг) малых предприятий |
тыс. руб. |
71262,3 |
108200 |
125215 |
129110 |
135178 |
141261 |
2 |
Темп роста объема отгружен-ных товаров, работ, услуг организациями малого бизнеса в действующих ценах |
% |
118,5 |
151,8 |
115,7 |
103,1 |
104,7 |
104,5 |
3 |
Число малых предприятий, всего |
шт |
24 |
47 |
47 |
48 |
49 |
52 |
4 |
Среднесписочная численность работников малого предприни-мательства |
чел. |
1349 |
1443 |
1464 |
1480 |
1570 |
1605 |
5 |
Доля рабочих мест малого пред-принимательства в общей чис-ленности занятых в экономике |
% |
15,2 |
16,8 |
17,0 |
17,9 |
18,2 |
18,4 |